Т. П. Пименова, А.А. Гунина
Пименова Татьяна Петровна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченск, Россия
8-923-627-49-68, tatyana.pimenova.70@mail.ru
Гунина Анастасия Андреевна, методист МБУ ДО ЦДТ г. Междуреченск, Россия
8-929-390-80-52, gunina161291@mail.ru
Занятия настольным теннисом как средство сбережения зрения современных детей и подростков в условиях учреждения дополнительного образования
Аннотация. Статья предназначена для педагогов образовательных организаций, освещает личный практический опыт здоровьесбережения в детском объединении учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: настольный теннис, зрение, дополнительное образование, здоровьесбережение.
Общей проблемой для всех российских регионов является ухудшение здоровья населения, особенную тревогу вызывает ухудшение здоровья детей и подростков. Все больше детей и подростков страдают от ухудшения зрения и появления близорукости. Статистика показывает, что процент близоруких людей быстро увеличивается. По статистике ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения), примерно 290 миллионов человек в мире имеют проблемы со зрением (близорукость), из них 19 миллионов - дети до 18 лет. Согласно статистике близорукости по России, заболеваемость среди детей и подростков за последние годы выросла в 1,5 раза. Приведенные цифры - это только зарегистрированные случаи.
Рассмотрим возможные причины падения зрения и способы его сохранения. Одной из распространенных причин ухудшения зрения является неограниченное использование гаджетов и компьютеров. Основной вред от компьютера и других зрительных нагрузок заключается в том, что глаза часами фокусируются на близком расстоянии и находятся в постоянном напряжении.
Зрение также зависит от нашей осанки. Годы учебы, проведенные в сидячем положении за ученической партой, не проходят бесследно - ухудшается кровообращение, появляются зажимы в шейно-воротниковой зоне. Из-за этого головной мозг не получает достаточно питания и кислорода, проходимость нервных импульсов от органов зрения к мозгу затрудняется. Если не принять соответствующие меры, такое ухудшение может перерасти в прогрессирующую близорукость.
Недостаток физической активности также отрицательно влияет на зрение.
Но что можно сделать со школьной нагрузкой, если без нее не обойтись? Занятия на уроках и выполнение заданий на дом отнимают у подростков очень много моральных и физических сил, оказывая огромную нагрузку на зрение. К тому же, современное образование не может обойтись без компьютера, и его использование тоже добавляет напряжения. Но выход из этого положения есть. Практически во всех учреждениях дополнительного образования есть секция настольного тенниса. Наш Центр детского творчества не исключение.
Конечно, наше учреждение не может брать на себя медицинские функции и обязанности. Но мы, педагоги дополнительного образования, имеем возможности создать условия для успешного обучения, развития личности ребенка, поэтому знания по сохранению здоровья детей являются важным элементом профессиональной компетентности в нашей деятельности. Главный упор, который делается на занятиях в дополнительном образовании – это рациональная организация занятий, использование активных форм и методов обучения, включение элементов здоровьесбережения.
Для того, чтобы подобрать грамотно названные выше методы и формы, мы провели опрос в нашем объединении «Быстрая ракетка» (45 человек в возрасте от 7 до 17). Опрос касался двигательного режима и условий здоровьесбережения в семье. Результаты опроса:
- 29 % участников опроса тратят 3-4 часа на выполнение домашнего задания;
- 27% не имеют настольную лампу, а занимаются при верхнем или естественном освещении;
- 41% опрошенных проводит за компьютером, гаджетами, просмотром телевизора более 4 часов в день;
- лишь 3% опрошенных учащихся делают специальные упражнения для улучшения зрения.
То есть 70% учащихся практически 8 часов в день проводят без активного движения, чаще всего в положении сидя. Доктор биологических наук Наталья Панкова говорит об этом явлении следующее: «У человека максимальная потребность в движении приходится на возраст от 6-7 до 10-11 лет. В 8-10 лет ребенок совершает в сутки 18-20 тысяч движений. По времени это соответствует 2 часам активной физической нагрузки, из которых не менее 30 минут приходится на нагрузку достаточно высокого уровня с частотой пульса до 140-160 уд. /мин. В реальности школьные занятия, выполнение домашних заданий, компьютерные игры ограничивают ребят в движении до 20-25% от нормы. Ограничение в движении – причина не только физических, но и психических расстройств, что не так хорошо известно, хотя по уровню воздействия на детский организм данный фактор занимает одно из первых мест».
Мы рекомендуем заняться настольным теннисом, в котором практически нет ограничений по возрасту, состоянию здоровья и физической готовности. Настольный теннис (пинг-понг) - вид спорта, спортивная игра. Настольный теннис – один из самых популярных видов спорта во всем мире, как по числу занимающихся, так и по числу стран, где он развивается. с каждым годом его популярность и доступность возрастает. Какая же польза для здоровья от настольного тенниса? При игре в настольный теннис происходит постоянная перефокусировка зрачка, что приводит к периодическому сокращению мышц глаза. Получается тот же эффект, что и при специальных тренировках глаза, но с пользой для общего здоровья и более продолжительный, что хорошо сказывается на мышцах глаза. Также глазное яблоко становится подвижным, как и все его мышцы. Это прекрасная тренировка не только для мышц тела, но и отличная тренировка для глаз.
Настольный теннис способствует укреплению осанки, ведь годы учебы, проведенные в сидячем положении, не проходят бесследно – появляется искривление позвоночника. Позвоночник человека не предназначен для того, чтобы проводить длительное время в сидячем положении. Из-за этого головной мозг не получает достаточно питания и кислорода, проходимость нервных импульсов от органов зрения к мозгу затрудняется. Если не принять соответствующие меры, такое ухудшение может перерасти в прогрессирующую близорукость.
Сохранение и укрепление здоровья учащихся нашего детского объединения зависит от правильной организации учебного процесса. Для этого на занятиях используются здоровьесберегающие технологии:
- обязательная разминка тела учащегося в начале занятия. Основная цель любой разминки - разогреть тело и подготовить его к предстоящим физическим нагрузкам;
- отдельная тренировка-разминка глазодвигательных мышц перед нагрузкой на них в ходе самой игры. Всего 5 минут зрительной гимнастики расслабят глаза;
- игра за теннисным столом, позволяющая активно двигаться мышцам глазного яблока;
- использование во время игры разноцветных мячей: голубых, зеленых, оранжевых. Таким методом можно существенно снизить воздействие негативных факторов (плохое освещение, неправильное положение тела за столом, за партой) на зрение учащегося (профессор-офтальмолог Панков О.П.);
- работа с тренажером;
- общая заминка после тренировки. Это завершающая часть тренировки, которая включает в себя растяжку и упражнения, направленные на восстановление организма после физической нагрузки. Заминка помогает снизить мышечную напряженность, улучшить гибкость и подготовить организм к отдыху;
- легкий массаж глаз после тренировки. Данная процедура улучшает состояние органов зрения, предотвращает развитие серьезных заболеваний и их осложнений.
В процессе занятия происходит постоянная концентрация на теннисном мяче, который то удаляется, то приближается, то замедляется. Регулярная смена траектории взгляда полезна для глаз: именно на этом принципе основана знаменитая точечная гимнастика, когда человеку нужно поочередно смотреть сначала на улицу, а потом на точку на стекле. Динамическое движение глазного яблока во время занятия или соревнования по настольному теннису позволяет:
улучшить координацию;
держать в тонусе мышцы глазного яблока;
повысить остроту зрения.
Даже профессиональные офтальмологи рекомендуют тем, кто страдает от проблем с глазами, настольный теннис в качестве вспомогательного средства коррекции.
В нашем детском объединении мы играем в теннис не только в здании, но и на свежем воздухе, что обеспечивает следующий фактор здорового образа жизни – закаливание и соляризацию (от лат. Solaris — солнечный, sol — солнце; через французское слово solarisation). По мнению американского ученого-офтальмолога Уильяма Бейтс нарушения зрения связаны с искусственным освещением. Современный городской житель примерно 90% своего времени проводит в помещениях. При этом жители сельской местности, которые чаще бывают на свежем воздухе и при солнечном свете, реже страдают от зрительных патологий.
Ежегодно при нашем Центре детского творчества работает детская площадка не только для наших учащихся, но и для детей всего нашего микрорайона. Теннисные столы устанавливаются на прилегающей к Центру территории. Увеличение количества времени, проводимого на открытом воздухе, может снизить риски ухудшения зрения. Практически всем известно изречение «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья». И действительно, использование этих естественных сил природы, приводит к тому, что учащиеся становятся закаленными, успешно противостоят неблагоприятным факторам внешней среды, повышается устойчивость организма человека к инфекционным заболеваниям, усиливаются иммунные реакции. Это важно в условиях заболевания населения Covid. Развиваются все системы организма - особенно опорно-двигательная, сердечно-сосудистая и нервная.
Успешность и эффективность занятий настольным теннисом на свежем воздухе возможны только при соблюдении следующих принципов:
- постепенность;
- систематичность;
- комплексность.
Занятия теннисом и в здании Центра, и на свежем воздухе стараемся проводить на положительном эмоциональном фоне. Положительные эмоции являются неотъемлемой составляющей здорового образа жизни, повышают эмоциональный тонус, укрепляют уверенность и силу воли, что пригодится при участии наших учащихся в спортивных соревнованиях, спортивных играх, спортивных праздниках, конкурсах и в повседневной жизни.
Данная тема для нас, как авторов статьи, как педагогов, актуальна: здоровьесбегательная деятельность востребована сегодня, так как вовлекает всех участников образовательного процесса в активную физическую, умственную деятельность. Молодое поколение наиболее восприимчиво к различным обучающим и формирующим воздействиям. Следовательно, здоровый образ жизни необходимо формировать, начиная с детского возраста, тогда забота о собственном здоровье как основной ценности станет естественной формой поведения.
Список литературы
Всемирная организация здравоохранения ВОЗ публикует первый Всемирный доклад о проблемах зрения
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://www.who.int/ru/news/item/08-10-2019-who-launches-first-world-report-on-vision
Валетов М.Р. Эффективность круговой тренировки в физической подготовке спортсменов 9-11 лет в настольном теннисе [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-krugovoy-trenirovki-v-fizicheskoy-podgotovke-sportsmenov-9-11-let-v-nastolnom-tennise
Коллектив врачей «Очков нет» [Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://www.ochkov.net/informaciya/stati/chto-takoe-solyarizaciya-glaz.htm
Кузнецов Г.М. Методика использования наст
ольного тенниса для улучшения р
азвития зрения или ограничения его ухудшения
[Электронный ресурс] / Режим доступа:
https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-ispolzovaniya-nastolnogo-tennisa-dlya-uluchsheniya-razvitiya-zreniya-ili-ogranicheniya-ego-uhudsheniya/viewer
Панкова
, Н. Опасности наших дней/ Н.
Панкова.-
М.: Медицина, 2014. - 64 с.
© Пименова Т.П., Гунина А.А., 2024