Запуск речи.

Как учить ребенка с аутизмом говорить

Первое, что я стараюсь сразу же уточнить, — есть ли у ребенка лепет, произносит ли он отдельные звуки или части слов. Если ребенок в принципе произносит речевые звуки — это говорит о том, что на развитии устной речи рано ставить крест. В этом случае нам нужно подбирать методы для улучшения языковых навыков и учить ребенка речевой коммуникации. Ведь устная просьба — это самый простой и понятный для всех вариант просьбы, и ребенку будет гораздо проще получать ответ от других людей.

В случае подростка, о котором я говорила раньше, я попросила посмотреть, как он пьет из чашки или через трубочку. Тут же оказалось, что, когда он пьет из бутылки, вода выливается у него изо рта. Оказалось, что у него низкий мышечный тонус. Так что я спросила, пьет ли он через соломинку, потому что в этом случае меньше риска пролить воду, а также соломинка помогает развивать движения мышц рта. Обучение тому, как пользоваться соломинкой, также может помочь ему улучшить артикуляцию во время речи. Я также подчеркнула, что он произносит части слов и несколько раз произносил целые слова, которые понимали окружающие, что говорит о возможности работы над развитием устной речи.

Оценка развития речевых звуков

Первый шаг в изменении любого поведения — это проведение оценки. Прежде чем работать над развитием речи ребенка нужно провести оценку не только самой речи, но и навыков ребенка в целом и того, какая поддержка или услуги ему доступны. Важно понимать, какие звуки может сейчас произносить ребенок, но мы не можем учитывать только их.

Так что в самом начале мы должны сделать шаг назад и посмотреть на общие условия жизни ребенка. Особенно важно обратить внимание на то, как ребенок ест. Я заметила, что, если у ребенка с аутизмом полностью отсутствует устная речь к двум или трем годам, у него, как правило, также есть проблемы с питанием. Например, возможно, он до сих пор пьет из бутылочки, отказывается от твердой пищи или чрезвычайно избирателен в еде. Например, если ребенок до сих пор пьет из бутылочки или детского поильника, то разумно начать программу с обучения тому, как пить из открытой чашки и через трубочку. Работа над этими навыками также может способствовать развитию устной речи.

В коррекции подобных проблем, как правило, нужна логопедическая помощь. К сожалению, очень сложно найти логопеда с достаточной квалификацией для работы с детьми с аутизмом. Особенно большая редкость — логопеды, которые хорошо разбираются в прикладном анализе поведения. Я считаю, что дети с аутизмом, особенно не пользующиеся устной речью, нуждаются в работе сотрудничающей команды специалистов, именно это позволяет им добиться самого быстрого прогресса.

У меня был очень успешный опыт совместной работы с несколькими логопедами, и они очень многому научили меня. В частности, логопеды много знают о том, как помочь ребенку произнести первые звуки и как правильно подобрать первые слова, которые ребенку будет проще произнести.

Как оценить речевые звуки

После оценки ситуации ребенка в целом важно оценить, какие именно звуки или слова может произнести ребенок. Если ваш ребенок или ученик не говорит совсем или говорит очень редко, то, скорее всего, у вас нет эхо-контроля. Например, если я произнесу: «Скажи „мяч“», то при наличии эхо-контроля ребенок скажет «мяч», даже если никакого мяча рядом нет. Так что на данном этапе мы предполагаем, что ребенок не может повторять звуки или слова за другими людьми, и нет никакого смысла обучать его речи, требуя что-то повторить за вами.

Развитие речевых звуков: лепет

Следующий шаг — оценить, произносит ли ребенок какие-либо звуки, говорит ли он отдельные слоги и подобия слов или произносит спонтанно отдельные слова. У большинства младенцев есть так называемый лепет. Когда они лепечут, они повторяют звуки вроде «ба-ба-ба-ба» или «да-да-да-да». Когда бабушка ребенка слышит «ба-ба-ба», она очень радуется и начинает поощрять эти звуки. Если младенец говорит «да-да-да», когда он хочет, чтобы ему что-то дали, ему могут это дать. То же самое происходит с «ма-ма-ма». Постепенно это приводит к формированию речи.

Если дети с аутизмом не пользуются устной речью, важно сначала задать вопрос: «У ребенка есть хотя бы какой-то лепет?» Затем нужно оценить, произносит ли ребенок какие-то части слов или случайные слова. Возможно, ребенок говорит очень редко, но можно ли услышать от него слоги или слова в течение дня или, может быть, пару раз в неделю? В этом отношении вам нужно проделать детективную работу. Например, мама говорит: «Мой ребенок иногда говорит». Хорошо — но что конкретно он произносил? «Мама»? «Пока-пока»? «Да-да»? «Мультик»?

Стратегия оценки: составьте список

Другая стратегия, которую я начала использовать много лет назад, — составить список всех слов и всех речевых звуков, которые когда-либо говорил ваш ребенок или ученик. Просто сядьте и наблюдайте за вашим ребенком и записывайте любой лепет и все звуки, напоминающие слова, которые он произносит. Выделите на это 15 минут, пока ребенок играет в лего или занимается чем-то еще в одиночестве. Затем в течение 15 минут наблюдайте и записывайте звуки, пока ребенка качают на качелях или он прыгает на гимнастическом мяче. И еще 15 минут, пока вы даете ему небольшие поощрения, например кусочки печенья и сок, и одновременно произносите слова.