УДК 373.2

Шмакова Надежда Александровна

воспитатель

МДОБУ детский сад 9 г. Лабинск

Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста

Аннотация. Вопросы здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни заняли прочное место в работе педагогов, в беседах с родителями и детьми. Одним из решений проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников является комплексный подход, через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим современный дошкольный образовательный процесс. Его реализация основана на формировании осознанного отношения к здоровью детей.

Ключевые слова: комплексный подход, сохранение, укрепление здоровья, дети дошкольники, здоровьесберегающие технологии.

Проблемы здоровья и его сохранения в современном обществе становятся все более серьезными. Сегодня практически невозможно встретить абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Современные дети сильно отличаются от детей того же возраста десять лет назад. Это связано с изменениями в жизни, предметах, социальном мире и теми ожиданиями, которые взрослые возлагают на детей дома и в детском саду. Когда родители заняты на работе, дети остаются одни и проводят все свободное время за компьютером, вместо того чтобы играть в подвижные игры или заниматься спортом. Все больше времени дошкольники проводят в статической, зачастую физиологически неправильной позе, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье и развитии [3].

Хорошо разбирающихся в современных технологиях дошкольников становится больше, при этом значительно увеличивается количество детей с задержкой психофизического и речевого развития (минимальные мозговые дисфункции, аутизм, СДВГ и др.).

Известно, что среда, в которой растут дети, имеет решающее значение для их развития. В современных условиях психические и физические возможности детей дошкольного возраста оказываются неподготовленными и истощенными, чтобы справиться с быстроменяющимися правилами времени. На фоне стрессового напряжения функциональные резервы органов ребенка развиваются не полностью [2, с 31-34].

Современные авторы, такие как Н. А. Андреева, С. А. Козлова, Л. Г. Касьянова, О. А. Князева и др. в своих исследованиях указывали, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму, как ценности, желание вести основы здорового образа жизни [4].

Здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающие взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

В настоящее время здоровьесберегающие технологии можно условно разделить на следующие группы:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:

- динамические паузы;

-подвижные и спортивные игры;

- гимнастика пальчиковая, дыхательная;

- релаксация.

2. Технологии обучения здоровому образу жизни:

- точечный самомассаж;

- игротерапия;

- НОД из серии «Здоровье»;

- физкультурное занятие.

3. Коррекционные технологии:

- фонетическая ритмика;

- сказкотерапия;

- психогимнастика [1].

В своей работе мы используем такие формы и методы работы:

Динамические паузы. Они проводятся для дошкольников в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Они проходят во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

Физкультурное занятие – эта метод работы, который проводится во всех возрастных группах, 2 раза в неделю в спортивном зале. Занятия проводятся в соответствии с нормами СанПиН и ФОП ДОО. К занятиям подходим творчески, что обеспечивает обучение детей каждой возрастной группы двигательным умениям и навыкам, воспитанием их физических качеств, развитием  координации движений и пространственной ориентации.

Подвижные игры играем с дошкольниками каждый день, на каждом занятии по физической культуре, на прогулке, в групповой комнате с малой и средней степенью подвижности. Довольно часто подвижные игры сопровождаются музыкой. Игра – важный способ самовыражения детей.

Гимнастика дыхательная. Это такая здоровьесберегающая технология, которую мы активно используем в своей работе с детьми дошкольного возраста. За основу мы взяли дыхательную гимнастику Стрельниковой А.Н., но проведение комплекса гимнастики требует много времени, поэтому мы остановили свой выбор на выполнении лишь отдельных упражнений.  

Гимнастика пальчиковая - это упражнения для развития мелкой моторики (координация движений в сочетании с речью). Такая гимнастика стимулирует развитие речевых зон, оказывает положительное воздействие на улучшение памяти, внимания, развивает фантазию, а также превращают учебный процесс в увлекательную игру.

Самомассаж. Помогает повысить защитную функцию организма дошкольника. Эти упражнения способствуют формированию у детей сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления. Дошкольники  с большим удовольствием выполняют комплекс упражнений с массажным мячиком (например «Мы – художники», «Бегемотики», «Маленький ежик»). Сюжет комплекса самомассажа зависит от времени года, от темы недели, с которой дети познакомились раннее.

Релаксация. Эту технологию используем в конце занятия, чтобы привести детей в более спокойное состояние, для этого мы используем спокойную классическую музыку (С.В.Рахманинов, П.И. Чайковский) или звуки природы.

Сказкотерапия. Занятия сказкотерапии используем для развивающей работы. Сказку рассказывает взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Проводится 2-4 занятия по 20 минут, с любым возрастом.

Психогимнастикаона позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики и пантомимы. С помощью психогимнастики ребенок учится лучше чувствовать свое тело, выражать свои эмоции и понимать жесты, мимику и движения других людей. И в то же время с помощью психогимнастики можно научить ребенка контролировать свои эмоции и управлять ими [3]. Такие занятия мы проводим с дошкольниками по специальным методикам, 1-2 раза в неделю начиная со старшего возраста по 15-20 минут.

Фонетическая ритмика. Такие занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Проводятся они 2 раза в неделю, начиная с младшего возраста. Цель занятий – фонетическая грамотная речь без движений [4].

В своей работе особое внимание мы уделяем взаимодействию с родителями, потому что главными воспитателями ребенка являются они. Нами были проведены консультации для родителей по темам: «Здоровье в детском саду», «Наши пальчики», «Дыхательная гимнастика». С целью знакомства родителей с мероприятиями ДОО, с здоровьесберегающими технологиями нами ежеквартально оформляются стенды и уголки для родителей: «Спортивный уголок дома», «Самомассаж пальцев рук дома».

Таким образом, применение здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса. Если мы   научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы  будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то  в этом случае можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым  и развитым  не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Список литературы

Агаджанова

С.Н, Орел В.И. Оздоровительная работа в

ДОУ. -

СПб

.:

ДЕТСТВО-ПРЕСС,

2008

.

Кандыкова

А.Д. Воспитательно-образовательная работа в детском саду по сохранению физического и психического здоровья детей в соответствии с ФГОС ДО // Справочник старшего

воспитателя. –

2015

.

-

 №1

.

- с.

29-39

.

Кузнецова М.Н. Система мероприятий по оздоровлению детей в

ДОУ.-

М

.:

АЙРИС ПРЕСС,

2007

.

Овчинникова Т.С. Организация

здоровьесберегающей

деятельности в ДОУ. –

СПб

.-

КАРО, 2006.