«Здоровьесберегающие технологии в учебном процессе».
Введение
Проблема сохранения и целенаправленного формирования здоровья детей, молодёжи в сложных современных условиях развития России исключительно значима и актуальна. За последние годы в России произошло значительное качественное ухудшение здоровья школьников. По данным исследований, лишь 10% выпускников школ могут считаться здоровыми, 40% имеют различную хроническую патологию.
Сохранение и укрепление здоровья детей является одной из современных задач начального образования. Школа должна сохранить здоровье обучающемуся за период обучения в школе, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. ФГОС второго поколения определяет эту задачу, как одну из самых важных. Для решения этой задачи должно стать создание комфортной развивающей образовательной среды.
Здоровье, по концепции стандартов, принимается как совокупность нескольких составляющих, среди которых, физическое, психическое, духовное, социальное здоровье.
Здоровьесбережение может выступать, как одна из задач образовательного процесса. Только благодаря комплексному подходу к обучению могут быть успешно решены задачи формирования и укрепления здоровья обучающихся.
В Примерной образовательной программе начального общего образования четко обозначены цели и задачи деятельности образовательного учреждения по данному направлению. Эта деятельность должна:
-сформировать представление о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач;
-сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
-научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на основе их использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;
-сформировать представление о правильном(здоровом ) питании его режиме, полезных продуктах;
-сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить обучающегося составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
-сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
-сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития. (В.И. Ковалько «Здоровьесберегающие технологии в начальной школе». М:»ВАКО», 2004.-296)
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» включает в себя пять направлений, одно из которых является здоровье школьника. Это направление предполагает уменьшение объема образовательных программ, рост доли реализации проектов, социальных практик, деятельностей в структуре образовательной программы, индивидуальный подход к каждому ученику.
Проблемы сохранения здоровья обучающихся, привитие навыков здорового образа жизни, создание условий, направленных на укрепление и сохранение физического, психического и духовного здоровья, очень актуальны сегодня. Следует обеспечить обучающемуся возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.
Почему в начальной школе важно реализовывать здоровье сберегающие технологии?
Проблема воспитания культуры здорового образа жизни у младших школьников рассматривается в исследованиях Г.Л. Апанасенко, М.В. Антроповой и других.
Таким образом, проблема исследования заключается в том, какие педагогические условия будут способствовать реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе.
Объектом исследования является образовательный процесс в начальной школе.
Предметом исследования: возможности здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Цель работы: обосновать формы и методы работы реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Задачи исследования: рассмотреть существенные характеристики познавательного интереса младшего школьника; описать возможности здоровье сберегающих технологий в начальной школе; описать педагогический опыт по здоровье сберегающим технологиям в начальной школе.
Глава 1 Теоретические аспекты здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы.
Существенные характеристики понятия
здоровье сбережения
.
Важная составная часть здоровье сберегающей работы школы.
Как указывают в своих работах Л.А.Обухова(Л.А.Обухова. Уроки здоровья. Начальная школа 2002-№6)- это рациональная организация урока.
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности.
Согласно определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье- это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.
Здоровьесберегающие технологии по определению В.В. Серикова и Н.К. Смирнова.
Здоровьесберегающие технологии реализуются на основе личностно-ориентированного подхода. Осуществляемые на основе личностно-развивающих ситуаций, они относятся к тем жизненно важным факторам, благодаря которым обучающиеся учатся жить вместе и эффективно взаимодействовать. Предполагают активное участие самого обучающегося в освоении культуры человеческих отношений, в формировании опыта здоровьесбережения, который приобретается через постепенное расширение сферы общения и деятельности обучающегося. Развития его саморегуляции (от внешнего контроля к внутреннему самоконтролю), становления самосознания и активной жизненной позиции на основе воспитания и самовоспитания, формирования ответственности за своё здоровье, жизнь и здоровье других людей.
По определению В.В. Серикова, технология в любой сфере – это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной сферы, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшие для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям. Следуя этому методологическому регулятиву, технологию, применительно к поставленной проблеме, можно определить как здоровьесберегающую педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между образованием и воспитанием, переводит воспитание в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья ребёнка. Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие природных способностей ребёнка: его ума, нравственных и эстетических качеств, потребности в деятельности, овладение первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
«Здоровье формирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это всё те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Здоровьесберегающие технологии по определению В.Д. Сонькина и О.В. Петрова.
Здоровье сберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это :
- условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (О.В. Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального , интеллектуального, личностного и физического здоровье всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния здоровья обучающихся, проводимого медицинскими работниками и собственных наблюдений в процессе реализации образовательной технологии, её коррекция в соответствии с имеющимися данными.
2. Учёт особенностей возрастного развития школьников и разработка образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти, мышления, работоспособности, активности и т.д. обучающихся данной возрастной группы.
3. Создание благоприятного эмоционально-психологического климата в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов здоровье сберегающей деятельности обучающихся. Направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
По мнению автора О.В. Петрова, основными компонентами здоровье сберегающей технологии выступают:
- аксиологический, проявляющейся в осознании обучающимися высшей ценности своего здоровья, убеждённости в необходимости вести здоровый образ жизни, который позволяет наиболее полно осуществить намеченные цели, использовать свои умственные и физические возможности. Осуществление аксиологического компонента происходит на основе формирования мировоззрения, внутренних убеждений человека, определяющих рефлексию и присвоение определённой системы духовных, витальных, медицинских, социальных и философских знаний, соответствующих физиологическим и нейропсихологическим особенностям возраста; познание законов психического развития человека, его взаимоотношений с самим собой, природой, окружающим миром.
- гносеологической, связанный с приобретением необходимых для процесса здоровье сбережениязнаний и умений, познанием себя, своих потенциальных способностей и возможностей, интересом к вопросам собственно здоровья. К изучению литературы по данному вопросу, различных методик по оздоровлению и укреплению организма.
- здоровьесберегающий, включающий в систему ценностей и установок, которые формируют систему гигиенических навыков и умений, необходимых для нормального функционирования организма, а также систему упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за самим собой, одеждой, местом проживания, окружающей средой.
-эмоционально-волевой, который включает в себя проявление психологических механизмов – эмоциональных и волевых. Необходимым условием сохранения здоровья являются положительные эмоции; переживания, благодаря которым у человека закрепляется желание вести здоровый образ жизни. Воля – психический процесс сознательного управления деятельностью, проявляющихся в преодолении трудностей и препятствий на пути к поставленной цели.
Типы технологий
Здоровьесберегающие(профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания)Оздоровительные(физическая подготовка, физиотерапия, ароматерапия, закаливание, гимнастика, массаж, фитотерапия, арттерапия)Технологии обучения здоровью ( включение соответствующих тем в предметы общеобразовательного цикла)Воспитание культуры здоровья (факультативные занятия по развитию личности обучающегося, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и тт.д.)
1.2Педагогические условия реализации здоровье сберегающих технологий в образовательном процессе начальной школы
Чтобы результативно реализовать здоровье сберегающую технологию в педагогической деятельности, нужно применять некоторые образовательные технологии по их здоровье сберегающей направленности.
Педагогика сотрудничества - её можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся и педагогов.
Этапы выполнения условий реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе:
1 этап - создание оптимальных санитарно-гигиенических условий:
-соблюдение теплового режима;
-поддержание в школе чистоты;
-соблюдение гигиенических норм и правил обучающимися;
-организация здорового, витаминизированного и разнообразного питания обучающихся школы;
-осуществление мер, предупреждающих распространение инфекционных заболеваний обучающихся.
2 этап - условия для здоровья на уроках:
-санитарно-гигиенические условия (в дополнение к вышеизложенным) и условия, учитывающие физиологию человека;
-формирование правильной осанки;
-правильное размещение обучающихся при посадке, учитывающее состояние здоровья;
-физкультминутки;
-использование мебели, соответствующей росту обучающихся;
-деловая, деятельная атмосфера;
-уверенность в успехе;
-доброжелательность;
-раскованность.
3этап - формирование социально-психологического климата в классе, отвечающего следующим требованиям:
–Перспективность, оптимистичность;
-Жизнерадостность;
-Дух сотрудничества;
-Построение оптимальных целесообразных отношений учитель- ученик.
4 этап - во внеклассной спортивно-массовой работе достичь массовости,всеохватности обучающихся в спортивных секциях.
Спортивно-массовую работу расширить и дополнить следующим содержанием и мероприятиями:
-проведение 2 раза в год «Дня Здоровья».
-организация различных внутри классных соревнований, весёлых стартов;
-использование перемен для расширения двигательной активности( через подвижные и спортивные игры)
5 этап-программа здоровья учителя, которая включает в себя:
-Творческую активность;
-Поддержание благоприятного морально-психологического климата
-Организация здорового досуга;
-Занятия физической культуры и спортом;
-6 этап - пропаганда здорового образа жизни:
- Обучение способам оздоровления организма;
-Раскрытия значения взаимодействия человека с окружающей средой.
7 этап - установление взаимосвязи с медицинскими учреждениями для решения общих задач:
-Проведение медосмотров врачами;
-Профилактика инфекционных заболеваний;
- Организация медицинского ликбеза через классные часы, встречи с медицинскими работниками:
8 этап- работа с родителями:
-Проведение родительских собраний;
-включение родителей в воспитательный процесс;
-привлечение внимания обучающихся и их родителей к проблемам здоровья (сочиненья, классные часы, конкурсы и т. д.)
Таким образом. Проанализировав этапы реализации здоровьесберегающих технологий в начальной школе, мы выделили необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности обучающихся с учётом их состояния здоровья, особенностей развития, интересов, склонностей.
ГЛАВА 2. Описание педагогического опыта реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе.
В данной главе представлен опыт по реализации здоровье сберегающих технологий в начальной школе.
Образовательный процесс должен носить творческий характер. Включая ребёнка в творческий процесс. Поиск решений служит развитию человека, снижает наступление утомления.
Это достигается использованием:
-игровых ситуаций на уроках, разных форм уроков(КВН, викторины, сказки, игры);
-подвижными играми на переменах;
-наглядности;
-занимательных упражнений;
-творческого характера домашних заданий.
Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока является физкультминутка. Они должны быть разнообразны. Проводятся на начальном этапе утомления на 15-20-й минуте урока
(2-4минуты).Физкультминутки влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно- сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов, работоспособность нервной системы.
Виды физкультминуток:
упражнения для
снятия общего или локального утомления;
упражнения для
кистей рук;
гимнастика для
глаз;
гимнастика для
слуха;
упражнения,
корректирующие осанку
;
дыхательная гимнастика
.
Пример:
Капуста(
для кисти рук)
Мы капусту рубим, мы капусту трём.
Мы капусту солим\. Мы капуту жмём.
2 Массаж пальцев перед письмом
-Протирание ладошек;
«Скалка»
-Покатать ручку между ладонями;
«Игра на клавишах»
По очереди постукивание определёнными пальцами обеих рук о парту.
Дыхательная гимнастика повышает возбудимость коры больших полушарий мозга, активизирует детей на уроках
Также проводились уроки с применением физкультурных средств- мяч с шипами.
«Животные планеты»
Над волнами волны кружат,
Полетим за ними дружно.(дети машут руками, словно крыльями)
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.(Дети делают плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу. (Ходьба на месте)
Благотворно на здоровье и настроение влияют запахи.
Лучший их источник- растения, наши молчаливые друзья и помощники. В начале учебного года проводится операция «Зелёный друг» В озеленение класса принимают сами ребята, тем самым приучаются бережному отношению к ним, получая основы экологического воспитания.
Ежемесячно на классных часах затрагивается тема здоровья. Ребята разучивали роли персонажей литературных произведений, читали произведения и обсуждали их. Активное участие принимали в акциях, проводимых в школе, привлекая родителей в спортивные праздники. («Зажигаем витаминно», « Со спортом дружить- здоровым быть», «Здоровье в порядке- спасибо зарядке!»
Установка на здоровье не появляется сама собой, а формируется в результате педагогического воздействия. В свободной игровой. Творческой деятельности через практические действия воспитывается мотивационное основание гигиенического и нравственного воспитания. Учитываю в работе показания медработников.
Фрагмент урока «русский язык» во 2 классе
Тема: «Закрепление знаний о согласных парных по звонкости и глухости».
Если называется звонкий парный согласный- дети встают и поднимают руки вверх; глухой парный согласный- руки опускают вниз. Таким образом, повторяют все парные по звонкости- глухости согласные.
Фрагмент урока математики в 3 классе. Тема «Объёмные и плоские фигуры»
Учитель показывает фигуру, если фигура объёмная дети делают прыжки, плоская - приседают.
С целью закрепления знаний по математике использую подвижные игры с дидактической направленностью:
Игра «Не скажу».
Дети перебрасывают друг другу мяч, называя при этом числа по порядку, но если идёт нечётное число –говорят «не скажу»
Игра «Займи место»
Обучающиеся получают карточки с числами. По просьбе учителя встают по возрастанию\. Убыванию; слева- чётные\. Справа- нечётные.
Игра с мячом «Как я знаю таблицу умножения». Обучающиеся бросают друг другу мяч, задавая пример на умножение и деление и отвечая на поставленный вопрос. Игра развивает мышление, внимание, координацию движений.
На уроке окружающий мир провожу пантомимическую гимнастику и дидактические игры с движениями, которые дают обучающимсярасслабиться, стимулируют деятельность нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем, снимают утомление. Включила в урок упражнения «подражание животным», «Зверь - птица - рыба»- при показе иллюстрации дети изображают животных.
Предлагаю рассмотреть один из методических приёмов: вставки о здоровье на уроках.
Русский язык.
Вставка1. Вежливые слова о здоровье.
Учитель предлагает детям правильно списать с доски написанные там слова: спасибо, пожалуйста, здравствуйте, спокойной ночи. Дети думают, что общего между этими словами и продолжают список.
- Ребята, слова, которые вы написали, называют волшебными. Они добрые, ласковые. Говорите чаще друг другу такие слова. Когда вы говорим человеку «Здравствуйте», желаете ему здоровье. Давайте все вместе скажем:
-Я хочу быть здоровым!
-Я могу быть здоровым!
-Я буду здоровым!
Вставка2.Списывание текста о здоровье.
«Здоровье всего дороже. Без труда нет добра! Здоровье разум дарит. Чистота - залог здоровья».
(Дети объясняют, как они понимают эти высказывания)
Вставка 3. Разбор слова по составу.
Пясть-запястье - пястные кости;
Перст- персты- перстень;
Ладонь-ладушки - ладья;
Ухо - заушница - заушная область;
Изучая русский язык, обучающиеся познают смысловое значение и происхождение слов, обозначающих части тела.
Разбирая слова с корнем «ух (уш)»,назовём слово «заушница». Так называется воспаление околоушной слюнной железы. Другое название болезни- свинка. Заболевание заразное, передаётся через воздух. Через воздух плохо проветренной комнаты можно заразиться не только свинкой, но и другими заразными болезнями. Но никто не заболеет, если мы будем на каждой перемене выходить из класса и хорошо его проветривать. А также постоянно укреплять здоровье.
Вставка4. Чтение и обсуждение прочитанного с выводами о правильной жизни и здоровье.
Дети любят читать сказки. Многие из которых позволяют делать обобщённые выводы о здоровом образе жизни, безопасном поведении.
Математика
Вставка. Задача. Картофель. Сваренный в кожуре, сохраняет80% витаминов, картофель, очищенный и порезанный кусками 40%. Во сколько раз больше витаминов сохраняется в картофеле, сваренном в кожуре, чем в картофеле очищенным и порезанным кусками?
Ответ: в 2раза.
- Картофель «в мундире» и запечённый в кожуре наиболее полезен. В нём много витаминов С и калия. Они укрепляют сердце. Делают человека энергичным, защищают от инфекций.
Окружающий мир
Вставка1. Лекарственные растения твоего края.
- Природа даёт человеку лекарства. Около 150 видов лекарственных растений признаны научной медициной. Мы можем собрать гербарий лекарственных растений или вырастить аптеку на подоконнике. Они нам помогут укрепитьсвоё здоровье. В природе всё взаимосвязано. Естественный образ жизни человека соответствующий законам природы. Даёт человеку здоровье и долгую счастливую жизнь, а человеческому сообществу- мир и процветание.
На уроках необходимо использовать элементы светотерапии: доска зелёного цвета, записи жёлтым цветом по волнистым линиям. Это способствует лучшему усвоению и запоминанию материала, понижению утомляемости.
Заключение.
В данной работе решался ряд задач.
Решая первую задачу, выяснили. Что понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяют в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Здоровьесберегающая технология - это условия обучения ребёнка в школе (отсутствие стресса, адекватность требований);
-рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными\, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребёнка; необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Решая вторую задачу. Пришли к выводу, что достижения целейздоровьесберегающих образовательных технологий обучения необходимо определить основные средства обучения: средства двигательной направленности; оздоровительные силы природы; гигиенические. Комплексное использование этих средств позволяет решать задачи педагогики оздоровления.
Решая третью задачу - описали собственный опыт.
Список литературы:
1.
Антропова М.В. и другие. Организация и оценка
здоровьесберегающей
деятельности образовательных учреждений. Москва. МО и Н РФ. 2004.
Журнал для руководителей учебных заведений и органов образования «Директор школы». ИФ «Сентябрь» № 5 2006, №8 2007, № 9 2006, № 6 2006.
Науменко
Ю.В..
«Школа и здоровье: теоретико-методологический анализ». Волгоград 2005.
Немов Р.С., И.Р.
Алтунина
. Социальная психология. Москва «Питер». 2008
Теоретический и научно-методический журнал «Воспитание школьников».
Агенство
«Роспечать». № 9. 2009.
Ковалько
В.И.Здоровьесберегающие
технологии в начальной
школе.М.
:»ВАКО
».
Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое
пособие.-
М.; Аспект Пресс-2000
Педагогика и психология
здоровья./
под редакцией Н.К. Смирнова.//-М.:-2003
Смирнов
Н.К
.Здоровьесберегающие
образовательные технологии и психология здоровья в школе. /
Н.К.Смирнов
//
М.:АРКТИ
.-2005.
Соловьёва Н.И. Концепция
здоровьесберегающей
технологии
в образовании и основы организационно-методические подходы ее реализации. /
Н.И.Соловьёва
//
ЭКО.-
2004.- №17.
ВыготскийЛ.С
. Педагогические технологии/ Под
ред.В.В.Давыдова
//-
М.:Педагогика
\\\.-1991.
Карасева Т.В. Современные аспекты
реализацииздоровьесберегающих
технологий
/Начальная школа//-2005.-№11.