Значение каллиграфии для формирования грамотного письма учащихся начальных классов

 

Работа по формированию каллиграфических навыков у младших школьников начинается с 1 класса и продолжается в течение всего обучения в начальной школе. Цели и задачи такой работы тесным образом связаны с формированием  правильных и устойчивых орфографических, грамматических и синтаксических навыков письма. Поэтому на уроках необходимо формировать умения каллиграфического самоконтроля и каллиграфической зоркости. В условиях современного обучения не потеряло актуальности утверждение известного методиста С.П.Редозубова о том, что, борясь за хороший почерк и хорошую тетрадь, мы, по существу, боремся за грамотность учащихся.

Связь каллиграфических навыков с грамотностью письма.

«Орфографическая грамотность – это составная часть общей языковой культуры, залог точности выражения мысли и взаимопонимания» - так определил данное понятие М.Р.Львов.

Само понятие письма делится на три составляющие:

Алфавит и каллиграфия;

Графика (правила обозначения звуков буквами);

Орфография (система действий по выбору правильного написания буквы в слове).

Основы правописания закладываются в начальных классах, где система обучения имеет свою специфику, обусловленную возрастными особенностями детей и уровнем владения знаниями.

Обучение правописанию ведётся по трём направлениям:

Соотнесение фонемы и буквы на основе развития фонематического слуха.

Запоминание буквенного и морфемного состава слов, активизация словаря учащихся.

Решение грамматико-орфографических задач, через которые осуществляется связь всех сторон языка: фонетики, лексики, графики, словообразования, грамматики, семантики.

           Процесс овладения младшими школьниками правописания имеет обширную структуру. Каждый из её элементов ставит перед учителем ряд задач, которые решаются на протяжении всех 4 лет обучения в начальной школе:

Формирование мотивации орфографической работы у учащихся;

Формирование орфографических умений по ступеням;

Развитие речевого (фонематического) слуха, или «языковой интуиции»;

Формирование орфографической зоркости, которая является основой самоконтроля при письме;

Формирование осознанности письма;

Развитие связной речи, умения пользоваться пунктуационными знаками при письме;

Формирование каллиграфических навыков.

Связь между каллиграфией и грамотностью письма очевидна и очень важна, особенно в начальных классах. Прежде, чем думать, как написать букву, как рационально соединить её с другими буквами, ученик должен сначала решить, какую именно букву выбрать. Чем меньше будет затрачено времени на решение орфографической задачи, тем больше внимания будет уделяться чёткости начертания букв, правильности их соединения, ритмичности и связности письма. И наоборот: чем больше автоматизирован навык письма, тем легче и быстрее формируются орфографические умения.

Установлено, что уровень развития каллиграфических навыков влияет на грамотность в следующих случаях:

При крупном почерке учащиеся труднее усваивают орфографию, т.к. в этом случае детский глаз с напряжением охватывает слово и плохо вычленяет орфограммы;

Нечёткое, неряшливое письмо букв и соединений искажает структуру слова и вызывает появление ошибок. Чаще всего ошибки типа замен, искажения букв является следствие их оптического или кинетического сходства. Погрешности в методике формирования каллиграфических навыков в 1 классе также вызывают стойкие ошибки. Так, требование безотрывного письма ведёт за собой

недописывание

элементов букв. А упражнения в механическом списывании образцов вызывают появление двойных букв. 

Замечено, что грамотность письма снижается в условиях повышения скорости письма (в начале каждого года обучения), а также при индивидуальном замедленн

ом темпе письма у ученика.

Психофизиологические особенности формирования графических навыков письма у младших школьников.

Графические навыки относятся к сенсомоторным (сюда же входят и такие действия, как вырезание, вязание и т.п.), но включаются они не в трудовую деятельность, а в письменную речь человека и формируются совместно с чтением, орфографией, развитием речи.

Конечно, в первую очередь, формирование письменной речи связано с деятельностью коры головного мозга:

 - височные области левого полушария отвечают за слуховой анализ процесса письма (письмо на слух);

 - заднецентральные области левого полушария управляют речедвижениями (артикуляцией), кинестетическими ощущениями;

 - затылочно-теменная область осуществляет зрительную организацию процесса письма (пространственные ориентиры);

 - премоторная область коры – соблюдение чередования и последовательности букв. Моторный образ слова;

 - левые лобные доли отвечают за сохранность замысла при письме.

К началу школьного обучения у детей не до конца сформированы многие участки коры головного мозга, особенно лобные доли.

Двигательные умения и навыки, необходимые для осуществления процесса письма (сгибание и вращение пальцев и кисти, движения предплечья), развиваются в течение всего дошкольного возраста в условиях правильно организованного развития мелкой моторики. К 7 годам ещё не заканчивается окостенение фаланг пальцев и только начинает появляться зрительный контроль действий руки при рисовании.

Установлено, что у детей 4-5 лет дрожат пальцы при письме некоторых элементов (линии с закруглениями, петли, овалы). К 6-7 годам у некоторых детей ещё сохраняется тремор руки, который в норме исчезает в ходе специальных упражнений на укрепление мускулатуры руки и зрительного контроля.

На начальном этапе обучения характерны признаки адаптации нервной и опорно-двигательной систем ребёнка к новому виду деятельности – письму. Наблюдается неадекватная затрата энергии при письме, напряжение мышц кисти, лица, тела, трудности в зрительном и двигательном контроле, непрочность усвоенных приёмов письма букв и соединений, неритмичность движений, остановки во время написания буквы («дробное письмо»). Основные трудности при письме вызываются недостаточным распределением внимания между различными сторонами письма. Они устраняются в ходе специальных упражнений на отработку навыков.

 

Основные недочёты письма учащихся и их связь с грамотностью.

М.Р.Львов предлагает классификацию ошибок письма и их причин с позиций методического подхода.

1. Алфавитно-графические ошибки: недописывание или прибавление элементов букв, искажение букв.         

 Причина – неустойчивое внимание, плохое запоминание начертания букв.

2. Каллиграфические ошибки:

Неумение придерживаться строки

Несоблюдение наклона и размеров букв

Устойчиво неправильные соединения букв (вопреки образцам)

«дрожащее письмо»

Крупное или мелкое письмо, неравномерное расстояние между буквами, угловатое, размашистое, вычурное, тесное, неряшливое письмо.

Эти ошибки индивидуальны и исправляются на дополнительных занятиях.

Графические ошибки:

Пропуск букв по невниманию или по причинам дефектов произношения. Например:

Окуни  -

 

оуни

; шарф  - шар.

Пропуски гласных (ребёнок при письме ориентируется на согласные) Например:

Коньки  -

кньки

.

Замена букв

По причине неразличения парных звонких и глухих согласных.

      Например:  Жучка ---Шучка.

    По причине диалектного произношения:  

      Например:  Взяла --- узяла.

     По причине оптического или кинетического сходства букв (полные искажения слов)

Причины типичных ошибок письма у младших школьников:

Малый опыт чтения и письма;

Недостаточный навык звукобуквенного анализа слов;

Неумение сосредоточиться, неустойчивое внимание, плохая память;

Психофизиологические особенности: нечёткость слуховых,

речедвигательных

и моторных образов слов в речевой памяти;

Влияние просторечия и диалектного произношения.

От типичных ошибок письма, которые устраняются в учебном процессе, следует отличать дисграфию.

Дисграфия– это частичное нарушение процесса письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках. Такие ошибки обусловлены несформированностью высших психических функций, участвующих в процессе письма. При этом сохраняется достаточный уровень интеллектуального и речевого развития, а процесс овладения техникой письма завершён. [ 1 ]

 

Возрастные группы нарушений письма:

Ι. Трудности в овладении письмом (диагностируется в 1 полугодии 1-го года обучения).

Нечёткое знание букв алфавита.

Сложности при переводе звука в букву, печатной буквы в письменную

Трудности звукобуквенного анализа и синтеза.

трудности в плавном чтении слов.

Трудности в письме отдельных букв.

ΙΙ. Нарушение формирования процесса письма (Диагностируется во 2 полугодии 1 класса и в 1 полугодии 2-го класса).

Смешение печатных и письменных букв.

Трудности в удержании и воспроизведении моторного образа слова.

Затруднения при слиянии букв в слоги и слогов в слова.

Побуквенное чтение.

Затруднения в письме на слух.

Написание слов без гласных.

Слияние или расщепление слов.

ΙΙΙ. Дисграфия: стойкие ошибки одного или нескольких видов (диагностируется во 2 полугодии 2-го года обучения).

ΙV. Дизорфография: неумение применять при письме орфографические правила после периода закрепления (диагностируется на 3 году обучения).

Как видно, дисграфия не может быть поставлена на 1 и 2 году обучения, однако уже в 1-2 классах можно выявить группу детей, имеющих реальные симптомы развивающейся дисграфии.

Причины стойких ошибок– в основном в нарушениях органического характера:

Органические нарушения устной речи;

Трудности установления асимметрии полушарий головного мозга;

Задержка в осознании схемы тела;

Нарушения восприятия, анализа и воспроизведения пространственной и временной последовательности;

Аффективные расстройства.

 

Методические основы обучения каллиграфии.

 

В методической литературе рекомендации по занятию чистописанием обычно связаны непосредственно с видами ошибок.

I. Общие цели работы по чистописанию:

обеспечение условий для развития грамотной письменной речи;

развитие каллиграфической зоркости учащихся;

развитие речи и орфографической зоркости на материале по чистописанию.

         I I. Цели работы по чистописанию, связанные с особенностями формирования графических навыков по классам:

Основная цель работы над каллиграфией– автоматизация навыка письма, ускорение темпа с сохранением правильности.

1 класс.

Цели:

усвоение способов начертания письменных букв, их соединений;

усвоение графических и каллиграфических правил;

обучение безотрывному написанию одной буквы или 2-3 лёгких букв;

развитие мускулатуры руки и качеств навыка письма.

Темп на уроке должен быть достаточным, чтобы учащиеся усвоили начертание букв и слов, однако необходимо приучать к ускоренному письму, развивая уверенность руки. Вся подготовительная работа в букварный и послебукварный период строится в соответствии с методикой изучения орфографии и грамматики.

2 класс.

Цели:

тщательная работа над формами групп букв и различными соединениями в порядке усложнения;

ускорение темпа письма учащихся;

формирование

безотрывности

и ритмичности;

закрепление навыков, полученных в первом классе.

Во 2 классе изменяются условия письма – возрастает темп урока, объём орфографической работы, усложняется алгоритм написания слов. Сжимается время на самопроверку, т.о. возрастает роль орфографической и каллиграфической зоркости.

В целях предупреждения ошибок следует приучать детей к быстроте выполнения операций по контролю за написанием и проверке орфограмм. Ученик, не успевающий проверить написанное, часто пишет «по догадке», что может привести к ошибке. Необходим предупредительный анализ трудных слов. Причины же орфографических и каллиграфических ошибок – в том, что ребёнку трудно распределять внимание между решениями каллиграфической и графической задач. Особенно проявляется это у медлительных детей. Поэтому на данном этапе так важна автоматизация навыков.

3-4 классы.

Цели:

автоматизация навыка письма;

ускорение темпа с сохранением правильности.

Процесс обучения характеризуется тем, что усиливается внимание к орфографической зоркости, быстроте выполнения задач, к скорости, каллиграфии и формированию индивидуального почерка. Самостоятельность в грамотном письме теперь оценивается в индивидуальной письменной речи учащихся.

 

Виды письменных упражнений по каллиграфии.

 1 класс.

Письмо бордюров, узоров, росчерков.

Физические упражнения (на развитие мышц руки):

 «ходьба пальчиками»;

«игра на пианино»;

«юла»;

«посолим суп»;

«человечек ходит»;

«дождик капает»;

«пилим дрова»;

«стреляем из лука»;

«рисуем в воздухе».

Игровые ситуации:

«Бюро находок» (закрепление знания элементов). Учитель выставляет в окошечко элементы, а дети должны узнать, какая буква их «потеряла»;

«Доктор Айболит» (развитие каллиграфической зоркости и предупреждение ошибок). Доктор (ученик) «ставит диагноз больной букве» и рассказывает, как надо её лечить (правильно писать).

Письмо с опорой на ориентир (наклонную черту).

Анализ элементов буквы и движений руки при письме букв и слияний.

Письмо слияний, слов и предложений с изучаемой буквой.

2 класс.

Регуляция наклона букв с помощью ориентира.

Письмо слияний и слов с заданной буквой.

Игровые ситуации:

«Буква заблудилась» (отработка написания букв).

«Идём во фруктовый магазин». Учащиеся подбирают и пишут слова на заданную тему, которые начинаются, например, с

буквы

а:

«Третий лишний» (отработка классификации букв со сходным начальным элементом):

Упражнения, направленные на пропедевтику орфограмм, развитие речи, ознакомление с грамматикой и др.

(Наблюдение за числом и родом им. прилаг.)

Буква «н». Списываем слова и работаем с ними: зимняя, летнее, осенний, весенние.

Сочетания «

чн

,

чк

». Составление цепочки слов: конец-конечный-кончить.

Буквы «ц, щ». Слова с непроверяемыми написаниями: лисица, синица. Составление цепочки слов: защита, защищать - защитник. Образование пар слов: ученик-ученица, чистить-чищу.

Работа над скороговорками:

Работа с предложением или текстом.

3 -4 классы.

Письмо под ритмический счёт: умеренно, затем в ускоренном темпе.

Сопоставительный анализ форм оптически сходных букв.

Упражнения на предупреждение уподоблений сходных букв (росчерки, сочетания букв, слова со сходными буквами, предложения)

Специальные упражнения на развитие движений руки (используются индивидуально при исправлении почерка) – см. 1 класс.

Списывание, диктант, письмо по памяти с калл

играфической самопроверкой.