Значение музыкально-театрализованной деятельности в формировании творческой личности ребенка.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Сегодня я вам предлагаю окунуться в удивительный мир театра и поговорить о значении музыкально-театрализованной деятельности в формировании творческой личности ребенка.

Хочется начать словами известного психолога Бориса Михайловича Теплова «Театр – это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей…»

Музыкально-театрализованная деятельность – это самая эффективная форма музыкального воспитания, способствующая формированию творческой личности ребёнка. [3]

Музыкально-театрализованная деятельность пользуется у детей неизменной любовью, так как они с ранних лет проявляют интерес к сказке. Но, часто, родители оказывают недостаточное внимание к данной теме и, бывает так, что дети знакомятся с той, или иной сказкой именно в дошкольном учреждении. Жить со сказкой интересно и весело потому, что с ней нас ждут необыкновенные приключения. Сказка учит нас быть добрыми, смелыми, ловкими, умелыми.

Цель, которую я ставила, занимаясь музыкально-театральной деятельностью, направлена на развитиеу детей игрового поведения, эстетических чувств, творческого отношения к делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми в различных жизненных ситуациях. Определила следующие задачи:

- приобщать детей к театральной культуре, к музыке и поэзии;

- развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности;

- совершенствовать у детей навыки эмоциональной выразительности исполнения.

Участие ребенка в театрализованной деятельности прививает ему устойчивый интерес к литературе и театру, формирует у него артистические навыки, побуждает его к созданию новых образов.Они с удовольствием участвуют в инсценировках, сценках, в театрализованных постановках. Они с увлечением поют, танцуют, сочиняют сказки и т.д. Творчество делает жизнь ребенка богаче, полнее, радостнее. К сожалению, эти возможности с течением времени необратимо утрачиваются, поэтому необходимо, как можно эффективнее использовать их в дошкольном возрасте.

Кроме того, театральная деятельность помогает взрослым установить с детьми тесные контакты в плане сотрудничества, являясь для педагога в то же время эффективным средством раскрытия ребенка и педагогического воздействия на него. Это очень важно, потому что мы часто сталкиваемся с такой проблемой как отсутствие внимания у детей. Если ребенок нас не слышит, не понимает, он не может нам дать обратную связь. И тут на помощь к нам приходит театральная игра.Через театрализованную игру ребёнок получает больше информации об окружающем мирен переживает различные эмоциональные состояния, а самое основное - учится творить.Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью.И самое главное, что сам ребенок испытывает при этом удовольствие, и радость.

Театральную игру использую на музыкальных занятиях, развлечениях, в индивидуальной и кружковой деятельности.

Театральные игры делятся на два вида:

а) общеразвивающие: «Запомни фотографию», «Тень».[1,с.26;29].

Цель таких игр: развивать внимание, наблюдательность, воображение, фантазию.

б) специальные театральные игры.Это могут быть упражнения и этюды: «Угадай,что я делаю?»«Кругосветное путешествие».Игры: «Превращение предмета». «Одно и тоже по разному» и др. [1 с. 33;34]

Цель:Оправдать заданную позу, развивать память, воображение.

А самое главное – навыки, полученные в театрализованных играх, представлениях дети смогут использовать в повседневной жизни.

Добиваясь того, чтобы дети не были похожи на сцене на деревянных человечков, приходится много работать над выразительностью жестов, поз, мимики, эмоций.

Использую комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения.Игры на развитие двигательных способностей: «Кактус» или «Ива», «Буратино и Пьеро».Цель: развивать умение правильно напрягать и расслаблять мышцы.[1 c.41;43;45] и др. Цель: развивать умение правильно напрягать и расслаблять

Музыкально-пластические импровизации: «Утро», «Заколдованный лес». [1 с.55;56 ] Жесты:«Просьба», «Клич», «Негодование». [1 c.59 ].

Для достижения выразительности речи использую игры и упражнения, направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой речи: «Удивленный бегемот», «Зевающая пантера», «Больной зуб» (постанывать на звуке «м»), «Капризуля» (ныть на звуке «н») [ 1 с.63-65].

Здесь же игры со словом, развивающие связную речь, творческую фантазию, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, подбирать рифмы. Скороговорки.

Основная форма проведения праздников в нашем саду- театрализованная игровая программа. Видя неподдельный интерес детей к обыгрыванию ролей, захотелось больше вовлекать детей в театральную деятельность. Так родилась идея создать театральный кружок на базе детского сада. С целью выявления интереса к театру провела наблюдения, беседы, опросы родителей. Занятия в кружке проходят два раза в неделю по 30-40 минут.

Мною разработана программа дополнительного образования музыкально-театрального кружка «Солнышко».

В разработке использовала технологию обучения программы «Арт-фантазия» Э.Г. Чуриловой [1]

Программа «Арт-фантазия» входит в сборник «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» [1]

Э.Г. ЧуриловойОна рассчитана на сотворчество педагогов, которые не разучились играть и фантазировать.

На занятиях кружка так же использую театральные игры, ритмопластику. Осваиваем культуру и технику речи, изучаем основы театральной культуры, [1 c.75-77], работаем над эмоциональной выразительностью.

Так как наш кружок не только театральный, но и музыкальный, большое внимание уделяется вокально - хоровому пению. Использую учебно - методическое пособие Л. Абелян «Как Рыжик научился петь». [2]

Предлагаемое пособие в доступной, игровой форме знакомит ребят с простейшими элементами вокально-хорового обучения; даются понятия о звукообразовании и звуковедении, певческом дыхании и артикуляции, постановке корпуса, необходимой для пения. Дети учатся чисто интонировать, понимать связь мелодии и голоса.

Итогом всей кропотливой работы является готовый мюзикл. Создание мюзикла с детьми — очень увлекательное и полезное занятие. Это праздник, эмоции, восторг от участия в спектакле, ведь играть в сказках и трудно, и безумно интересно. Жанр мюзикла позволяет раскрывать творческие способности детей в разных направлениях: хореография, вокал, актерское мастерство.

Дети и педагоги участвовали в постановках таких мюзиклов как «Сон дождя или новые приключения Дюймовочки», «Огниво», «Кошкин дом», «Снежная Королева», «Белоснежка и семь гномов», «Царевна Лягушка», «Волк и семеро козлят», Музыкально-театральной постановке «Живая память поколений» и др.

Результат. Регулярные занятия в музыкально – театральном кружке, где дети получают навыки актерского мастерства, вокала, хореографии дают свои результаты. Дети становятся эмоциональными, раскрепощенными. Получают радость от своего творчества. Учатся сопереживать, сочувствовать, различать добро и зло. Повышается уровень духовной культуры детей. Дети участвуют в конкурсах, получают призовые места.

Особую значимость данный опыт приобретает в свете федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: в целевых ориентирах дана социальная и психологическая характеристика личности ребенка на завершающем этапе: это способность ребенка обладать развитым воображением, фантазией, проявлять творческие способности.

Ребенок открыт внешнему миру, положительно относится к себе и другим людям.

Ребенок, умеющий создавать образ на сцене, перевоплощаться и выражать свои эмоции становится эмоциональной, открытой, культурной и творческойличностью. Поэтому надо приобщать детей к театральной культуре, воспитывать у детей миролюбие, доброжелательность.

Список литературы

1. Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников: Программа и репертуар,- М.;Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 160с.: ил,- (Театр и дети).

2. Абелян Л.М. Как Рыжик научился петь: Учебное пособие для детей дошкольног и младшего школьного возраста,Издательство: М.: Советский композитор 1989 г.

3.Электронный ресурс https://www.art-talant.org/publikacii/29382-teatralizovannaya-deyatelynosty-kak-effektivnaya-forma-muzykalynogo-vospitaniya