Значение развития межполушарного взаимодействия
В работе с детьми с ОВЗ мы сталкиваемся с некоторыми трудностями, часто дети невнимательны, не организованны, неспособны сосредоточиться и верно выполнить предложенное задание. В школе такие дети плохо читают, медленно и коряво пишут, делая большое число ошибок, испытывают трудности в счете, а также при решении математических задач. В большинстве случаев это не связано с тем, что ребенок не старается или не хочет учиться и быть успешным. Причины этих и многих других проблем учебной деятельности связаны с особенностями анатомического строения мозга (наличием правого и левого полушария) и его функционированием.
При несформированности межполушарного взаимодействия не происходит полноценного обмена информацией между правым и левым полушариями, каждое их которых постигает внешний мир по-своему. При этом правое полушарие, осуществляя чувственное восприятие, дает необходимые образы для последующего абстрактно-логического анализа левому полушарию. В нем определяются сходство и различие между предметами, явлениями, событиями, обрабатывается речевая информация.
Правое и левое полушарие связаны с организацией движения в противоположной стороне тела, а также с приемом и переработкой всей зрительной, слуховой, тактильной, кинестетической информации, поступающей из противоположной половины тела.
Такое разделение функций обеспечивает взаимную дополняемость работы полушарий. Полный анализ и синтез любой информации, построение любого ответа или вывода осуществляется при их тесном сотрудничестве. Поэтому практически в каждом виде учебной деятельности можно выделить компоненты работы как правого, так и левого полушарий. Их координация и взаимная дополняемость – необходимое условие для успешности любого вида деятельности. Отсутствие же слаженности в их работе – основная причина трудностей в учебе, в том числе и связанных с дисграфией, дислексией и аккалькулией (нарушением процесса формирования навыков письма, чтения, счета).
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Развитие межполушарного взаимодействия является основой интеллектуального развития ребенка.
Для совместной работы обоих полушарий требуется их функциональная связь. Формируется она в период младенчества, во время ползания благодаря постоянным скрестным движениям рук и ног. Если же период ползания оказывается сокращен, то недостаточно развиваются координация движений, координация деятельности полушарий между собой и координация мозга и тела в целом. Развивая координацию движений, моторику ребенка, мы создаем предпосылки для полноценного функционального становления многих психических процессов.
Одним из универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.
Предлагаемые упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Современные кинезиологи рассматривают причину нарушений функций обучения в неспособности правого и левого полушария к интеграции (аналитический мозг постоянно блокирует творческое начало образного мозга в его способности к интегративному видению). Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерна выраженная неравномерность развития отдельных сенсомоторных и интеллектуальных функций. Трудности в обучении таких детей возникают в связи с незрелостью определенных функций, дисгармонии созревания головного мозга, нарушении межполушарного взаимодействия. Для преодоления имеющихся речевых нарушений необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы. Одним из универсальных методов является кинезиологическая коррекция.
Кинезиологические упражнения влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка, тем значительнее эти изменения. Данные упражнения позволяют выявить скрытые способности ребенка и расширить границы возможностей его мозга.
Среди основных задач кинезиологических игр и упражнений можно выделить следующие: развитие межполушарного взаимодействия; развитие межполушарных связей; синхронизация работы полушарий; развитие мелкой моторики; развитие речи; развитие памяти, внимания, мышления.
Кинезиологические упражнения можно использовать, как и во время самой коррекционно-развивающей деятельности, в качестве динамических пауз, так и перед коррекционно-развивающей деятельностью как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу.
Комплекс кинезиологических игр и упражнений представлен следующими упражнениями: «Растяжки» – нормализуют гипертонус и гипотонус мышц опорно-двигательного аппарата; «Дыхательная гимнастика» – улучшает ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность; «Гимнастика для глаз» – позволяет расширить поле зрения, улучшить восприятие, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма; «Пальчиковая гимнастика» – стимулирует речевые зоны головного мозга; «Зарядка» – развивает межполушарное взаимодействие, снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы; «Самомассаж» – воздействует на биологически активные точки; «Релаксация» – способствуют расслаблению, снятию напряжения. Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является точное выполнение движений и приемов. Кинезиологические игры и упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Регулярное выполнение кинезиологических комплексов способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий. Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта и улучшает состояние физического здоровья, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а в свою очередь и способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.