Сивохина Елена Анатольевна МБДОУ детский сад "Ручеёк", село Троицкое Липецкого муниципального округа Липецкой области

ЗНАЧЕНИЕ СЕМЕЙНЫХ ТРАДИЦИЙ В ВОСПИТАНИИ

СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Одной из характерных особенностей современного общества является серьезная деформация системы ценностей, которые оказывают влияние на развитие такого важнейшего института социализации, как семья.

Как известно в семье ребенок развивается всесторонне: происходит формирование важнейших сторон его личности - познавательной, волевой, эмоциональной, нравственной. В современных семьях на фоне происходящих социально-экономических изменений отмечаются нарушения систем семейных ценностей в целом, утрата семейных традиций. Одной из негативных тенденций наших дней является разобщенность между поколениями внутри одной семьи, в результате чего дети дошкольного возраста часто не знают своих прабабушек и прадедушек.

Актуальность этой проблемы проявляется и в том количестве исследований, которые посвящены на современном этапе проблеме возрождения семейных ценностей, укрепления семьи. Значимая роль в этом процессе отводится дошкольному образовательному учреждению.

Семейные традиции являются одной из характерных черт любой семьи. Семейные традиции выступают в качестве механизма передачи социального опыта, они формируют уклад семьи, влияют на формирование отношений между членами семьи, придают семье индивидуальность и неповторимость.

Семейные традиции являются основой для укрепления и развития семейных ценностей. В современной семье на фоне сложного социально-экономического положения в обществе проявляется тенденция к малодетности и снижению ценности семьи. Семейные ценности являются культивируемой в обществе совокупностью представлений о семье, которая влияет на выбор семейных целей, способов организации жизнедеятельности и взаимодействия. Ж. Н. Дюльдина определяет семейные ценности, как взаимосвязь моральных, нравственных, культурных, традиционных национальных особенностей в малой социальной группе, которая основана на браке и кровном родстве [3].

Н.Г. Храмова рассматривает семейные ценности, как показатели значимости объектов, связанных между собой узами супружества, родительства, родства. В научной литературе насчитываются десятки типологий семейных ценностей, что уже само по себе говорит о трудностях их классификации. Прежде всего, это может быть обусловлено научными расхождениями в понимании сущности семейных ценностей [5].

Благоприятный психологический фон, который царит в семьях крепких, дружных, оказывает положительное влияние на развитие ребенка, в связи с чем значимым становится вопрос изучения и укрепления семейных традиций в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Сделаем небольшое отступление для того, чтобы раскрыть сущность понятия «традиция».

В толковом словаре С.И. Ожегова под традицией понимаются обычные, принятые в семье нормы, манеры поведения, взгляды, которые передаются из поколения в поколение [4]. По мнению С.К. Бондыревой, семейные традиции представляют собой способ накопления жизненно важного, общественно значимого опыта [2].

Е.С. Бабунова рассматривает традиции, как устойчивые образцы, эталоны и нормы поведения, с помощью которых люди сознательно оценивают свои поступки и деятельность [1]. Отличительной особенностью традиций являются такие характеристики, как избирательность, повторяемость и действенность. Избирательность отражает то, что традиция всегда связана с отбором культурного материала. Например, как традиция возлагать цветы к вечному огню в праздник День победы.

Для традиции характерна повторяемость. Это означает, что данная традиция прослеживается в нескольких поколениях одной семьи и передается будущим поколениям. Действенность, как еще один критерий традиций отражается в ее практическом характере.

Традиция всегда связана с какой-либо деятельностью. Например, особенности празднования семейных праздников или особенности встречи нового члена семьи, который только что родился и т.д. Традиция является проявлением эмоциональной связи между членами семьи. С помощью традиции передается социокультурный опыт, который формирует уверенность у членов семьи, эмоциональное благополучие посредством ощущения межпоколенческой взаимосвязи. Обратившись к проблеме семейных традиций в условиях дошкольного образовательного учреждения, мы начали свою работу с изучения семейных традиций.

Результаты, которые были нами получены, показали, что семейные традиции сохраняются во многих семьях.

Семейных традиций не бывает много, но те традиции, которые отмечают родители дошкольников, поддерживаются на протяжении нескольких поколений. К таким традициям относится сохранение памятных вещей предыдущих поколений, передача их будущему поколению. Например, военных орденов, писем и т.д.

Также результаты показали, что родители дошкольников стремятся прививать семейные традиции своим детям путем организации совместной деятельности и побуждения детей к участию в этой деятельности.

В некоторых семьях составлено генеалогическое древо семьи, ведется работа над расширением знаний об истории своей семьи. В некоторых семьях есть традиции, связанные с празднованием исконных народных праздников, например, таких, как Пасха, Рождество и т.д. Изучение традиций позволило нам наметить ориентиры и направления совместной работы с родителями и детьми, способствующими укреплению и дальнейшему развитию семейных традиций.

В ходе взаимодействия с семьей нами был проведен целый ряд мероприятий, в ходе которых семьи представляли свои семейные традиции, в результате чего родители смогли узнать о семейных ценностях друг друга, а также в значительной степени были расширены представления о семейных ценностях у детей.

В рамках приобретения значимого социокультурного опыта некоторые родители провели мастер-классы практической направленности, в ходе которых, например, изготавливали атрибутику для празднования каких-либо традиционных праздников, разучивали с детьми разные игры. Одним из вариантов организации работы по изучению семейных традиций являлось изучение традиций известных семей на основе работы с материалами художественной литературы.

Эффективными в плане укрепления и развития семейных традиций являлись народные праздники, которые отмечались совместно с детьми и родителями в детском саду.

Обобщая вышесказанное, отметим, что все формы работы оказали положительное влияние на формирование интереса к данной проблеме со стороны родителей и детей. Мы полагаем, что это позволит нам в дальнейшем продолжить данную работу и укрепить семейные традиции в семьях дошкольников.

Литература

Бабунова

Е.С. Концептуально-теоретические и прикладные аспекты педагогической системы дошкольного этнокультурного образования : м

о

нография / Е.С.

Бабунова

;

МаГУ

.-

Челябинск: Издательство ИИУМЦ «Об

р

а

зование», 2009.

295с.

Бондырева С.К., Колесов Д.В. Традиции: стабильность и прее

м

ственность в жизни общества.

Учебное пособие. – М.: Издательство Мо

с

ковского психолого-социального института; Воронеж: И

здательство НПО «МОДЭК», 2004.

280 с.

Дюльдина

Ж.Н. Семейные ценности и традиции как основы основ российского общества и государства // Власть. 2013. №11. С.097-100

Ожегов С. И.

Толковый словарь русского языка

. - 4-е изд., доп.−Москва: Азбуковник, 2000.

940 с.

Храмова

Н. Г., Алексеева Г. Г.

Культура семьи: Учебное пособие.

Москва. – 2009.

184 с.