Принцип наглядности является "золотым правилом" дидактики, предполагающим использование всех органов чувств в процессе обучения. Коменский придавал этому принципу особое значение, считая его основой эффективного обучения.
Педагогика была признана самостоятельной наукой в XVIII веке. В этот период педагогические идеи и концепции получили научное обоснование и начали разрабатываться как отдельная дисциплина.
Основная характеристика педагогического процесса - целостность. Педагогический процесс представляет собой единое целое, включающее взаимосвязанные этапы и компоненты, направленные на достижение образовательных целей.
Метод обучения, предполагающий беседу учителя с учеником, называется диалогическим. В этом методе учитель и ученик активно общаются и обмениваются идеями, что способствует более глубокому пониманию учебного материала.
Самостоятельный поиск информации учеником с целью решения учебных проблем относится к проблемному обучению. В этом виде обучения акцент делается на развитие аналитических и проблемно-поисковых навыков ученика.
Процесс побуждения к действию обучающихся преподавателем называется мотивацией. Мотивация играет важную роль в обучении, стимулируя интерес и желание учеников активно участвовать в учебном процессе.
К задачам процесса обучения относится стимулирование познавательной деятельности учеников, развитие творческих способностей и мышления, а также улучшение навыков и умений. Все эти аспекты являются важными целями педагогического процесса.
К основным видам педагогической деятельности относится преподавание, обучение и групповая работа. Педагог в своей работе выполняет ряд разнообразных задач, включающих в себя эти виды деятельности.
Преподавание, как вид педагогической деятельности, направлено в основном на управление процессом познания у учеников. Педагог создает условия и организует учебную среду, которые способствуют эффективному усвоению знаний и развитию мыслительных навыков.
Для того чтобы спланировать работу и настроить учеников на трудовую деятельность, педагог должен обладать организаторскими способностями. Организаторские навыки помогают структурировать учебный процесс, определить цели и задачи, а также эффективно распределить ресурсы.
Компетентность преподавателя в сфере личностных качеств включает способность к целеполаганию, умение мотивировать учащихся, методическую грамотность и способность к самоорганизации, планированию и самоконтролю.
Социализация является функцией социального воспитания. В процессе социализации личность учится приспосабливаться к социальным нормам, ценностям и правилам, приобретает социальный опыт и роли в обществе.
Изучение развития личности в рамках социально-педагогической ситуации развития является диагностической функцией воспитательного процесса. Эта функция позволяет определить уровень развития ученика, его потребности и особенности, чтобы адаптировать образовательную программу под индивидуальные потребности.
Субъектом педагогической деятельности является учитель. Учитель играет ключевую роль в образовательном процессе, организуя и проводя уроки, взаимодействуя с учениками и создавая благоприятную обучающую среду.
К вербальным средствам обучения относятся презентации, учебники и речь учителя. Вербальные средства обучения связаны с использованием словесных коммуникаций и информации в процессе обучения.