Методика преподавания географии является частной дисциплиной дидактики и изучает процесс обучения основам географии, а также элементы смежных с ними наук, включая картографию, геологию и экономику. Дидактика предоставляет общую научную основу для методики всех учебных предметов. Цель методики обучения географии заключается в формировании творческой личности будущего учителя географии, вооружив его знаниями теоретических и методических основ науки, методическими умениями и обеспечивая выполнение основных функций учителя географии.
Изучение методики обучения географии направлено на развитие интереса к педагогической деятельности, на развитие педагогического мышления и умений рациональной организации педагогического труда и исследовательской работы. В последние годы внимание уделяется разработке теоретических и методологических вопросов методической науки, ее положению в системе педагогических наук и связи с практикой, закономерностям развития, логике и используемым методам исследования, а также условиям повышения эффективности методических исследований и сопоставлению обучения и научного познания.
В настоящее время высокие требования, предъявляемые к качеству обучения, заставляют учителя географии обладать не только знаниями в области географии, но и личной инициативой и опытом. Таким образом, методика обучения географии является важным элементом подготовки будущих учителей географии и требует постоянного совершенствования и развития в соответствии с законами, закономерностями и принципами, обоснованными дидактикой.
Учитель, обучающий географии в школе, может получить ценные знания и методы благодаря методической науке. Она поможет определить цели и содержание уроков, познакомит с проверенными методами обучения, краеведческой и внеклассной работой, а также предоставит информацию о различных методах обучения и средствах, необходимых для эффективного обучения.
Программа обучения географии направлена на формирование творческой личности будущего учителя, чтобы он мог самостоятельно планировать учебный процесс, выбирать программы, учебники и технологии обучения. Программа также акцентирует внимание на гуманизме, высокой морали, любви к детям, стремлении к просветительству, культурном уровне, умении общаться с учениками, родителями и коллегами, умении понимать других и любви к родной природе и культуре в сочетании с восприятием общечеловеческих ценностей.
Дисциплина "Методика обучения географии" является частью блока дисциплин профессионального цикла (Б3.Б.3). Она готовит бакалавров направления "Педагогическое образование" по профилю подготовки "География. Экология". Предшествующие дисциплины, такие как "Педагогика" и "Психология", также тесно связаны с "Методикой обучения географии", и изучают психологические основы обучения и воспитания на разных ступенях образования, а также раскрывают особенности развития психологических процессов, механизмов формирования познавательного интереса, мотивов учения и т.д.
Для решения задач географического образования применяются общие педагогические принципы, закономерности и организационные формы, которые были разработаны педагогикой. Методика обучения географии тесно связана с теорией воспитания, которая педагогически интерпретирует общество к профессиональной деятельности и развитию качеств личности учащегося. С учетом социальных требований, на основе теорий воспитания, формируются воспитательные цели, которые находят отражение при выборе содержания географического образования. Методы и организационные формы обучения географии разрабатываются в единстве с методами и приемами воспитания. Методика обучения географии тесно связана с дидактикой, которая позволяет определить, как изучение географии помогает достижению образовательных целей в школе. На основе дидактических закономерностей, в рамках методики, можно определить, как эффективно учить. Педагогика и дидактика предлагают общие закономерности построения учебно-воспитательного процесса по географии, а методика определяет выбор конкретных форм, методов, приемов и средств обучения географии.
Цели данной дисциплины включают в себя обучение студентов умениям организации самостоятельной учебной деятельности школьников, формирование качеств личности будущего учителя, таких как развитые познавательные интересы, организаторские способности и стремление к самообразованию, а также способность осваивать новые педагогические концепции и технологии. Усвоение данной дисциплины также предполагает широкую опору на знания по другим предметам психолого-педагогического цикла и ознакомление с передовым педагогическим опытом учителей географии. В процессе изучения дисциплины предусмотрены проверочные работы, которые позволяют оценить результаты усвоения основных положений изучаемого предмета.