Межпредметные связи играют важную роль в образовательном процессе для всех предметов. В соответствии с утверждением известного педагога и автора учебника "Урок в современной школе" Василия Анисимовича Онищука, эти связи являются основой для полноценного усвоения новых знаний, развития навыков и умений, а также позволяют систематизировать языковой и речевой опыт и обеспечивают полноту знаний.
Исследования психологов и педагогов подтверждают, что внедрение межпредметной интеграции существенно повышает качество формирования естественнонаучных знаний у детей младшего школьного возраста. В современном обществе и науке происходит рост интеграционных процессов, которые неизбежно оказывают влияние на систему начального общего образования. Комплексное и всестороннее понимание школьниками проблем и вопросов, возникающих в процессе их обучения, воспитания и развития, является основой для построения комплексного подхода к решению сложных проблем реального мира. Межпредметные связи являются неотъемлемой частью принципа всестороннего обучения и воспитания школьников.
Реализация интегрированного курса "Окружающий мир" в начальной школе невозможна без активного использования межпредметной интеграции. В настоящее время основной целью образовательного предмета является общее и характерное развитие личности школьника. Для достижения этой цели применяются различные методы и принципы, но основным из них является принцип межпредметной связи. Он способствует системности знаний учащихся, активизирует методы обучения и обеспечивает целостность учебно-воспитательного процесса.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особое внимание уделяется межпредметным связям и интеграции предметов, с целью преодоления фрагментарности знаний и формирования у учащихся комплексного и взаимосвязанного представления о мире. Стандарты "второго поколения" представляют собой новый методологический подход, который определяет требования к результатам межпредметного обучения и развитию универсальных учебных навыков, формируемых при изучении всех предметов и их циклов.
Внедрение интеграции предметов в образовательную систему имеет целью систематизацию и обобщение знаний учащихся по различным связанным предметам. Основной задачей таких уроков является активизация внимания учащихся, разнообразие познавательной и учебной деятельности, а также поддержание их мотивации, интереса, активности и желания учиться. Интеграция также способствует развитию творческого мышления и инициативы. Важным требованием интегрированного обучения является развитие самостоятельности учащихся, так как интеграция предполагает более глубокий анализ и обобщение явлений, которые расширяются за счет включения других предметов.
Проблема междисциплинарных связей получила дальнейшее развитие с введением идеи интегрированного обучения. Термин "интеграция" имеет различные толкования, но в целом сводится к достижению целостного взгляда на мир через установление связей между различными дисциплинами. Интеграция неразрывно связана с дифференциацией и немыслима без нее. Ученый О.Г. Гилязов определяет интеграцию в педагогике как органично связанную систему дисциплин, которая моделирует мир, окружающий ребенка. И. С. Сердюкова утверждает, что интеграция в педагогике представляет собой процесс связи и сближения наук, что является высшей формой развития образования.
С помощью межпредметной интеграции учитель может подготовить учащихся к восприятию новых естественнонаучных понятий, закрепить ранее изученные материалы, предоставить дополнительную информацию, а также показать связи между различными предметами и выявить их общие черты и отличия.
Основными идеями интегративного обучения являются:
Личностная направленность обучения, где человек является основной ценностью образовательного процесса.
Формирование обобщенных предметных структур и способов деятельности.
Последовательность в обучении.
Рефлексия деятельности.
Диалог, в котором истинность рождается в процессе общения.
Учитывая возрастные особенности младших школьников, организация уроков по окружающему миру может позволить показать им мир во всем его многообразии, включая знания из различных областей. Например, окружающий мир объединяет 7 областей знаний. Таким образом, объективно существующие внутрипредметные связи между различными областями могут естественным образом способствовать созданию межпредметных связей для интеграции знаний при изучении определенных объектов, явлений и процессов.