Для развития системы образования необходимо изучение и внедрение новых методов обучения и воспитания детей со стороны педагогической науки и практики. Инновации в педагогике связаны с глобальными проблемами, общими процессами в обществе, интеграцией знаний и форм социального бытия.
Для того, чтобы заинтересовать учащихся к изучению иностранного языка, учителя английского языка должны постоянно искать новые, интересные и результативные формы и методы обучения. Во время учебы необходимо использовать методы, которые мотивируют учеников к творческой и результативной работе, делают их активными и раскованными, и при этом не нарушают дисциплину в классе.
Особенностью изучения иностранного языка как учебного предмета является то, что общение не только является конечной целью обучения, но и средством ее достижения. Для этого учитель должен приложить максимум усилий.
Знание иностранного языка следует рассматривать как способ совершенствования интеллектуальных способностей, таких как память, воображение, критическое, логическое и креативное мышление. Творчество является высшим проявлением развития человеческого разума и развивает способность самостоятельно реализовывать свои возможности, что способствует личностному росту.
Для достижения этой цели необходимо разрабатывать и внедрять соответствующие технологии обучения. Школа должна стать жизнью, а не только подготовкой к ней. Для этого необходимо использовать инновационный подход, создавая интерактивную среду. Интерактивный метод - это способ взаимодействия с учениками через диалог.
Современный учитель должен знать новейшие методы преподавания иностранного языка, специальные учебные технологии и приемы, чтобы оптимально подобрать метод преподавания в соответствии с уровнем знаний, потребностей и интересов учащихся. Рациональное и мотивированное использование методов обучения требует креативного подхода учителя.
Для обеспечения качественной языковой подготовки учащихся необходимо использовать современные инновационные образовательные технологии, такие как информационные и коммуникационные технологии, учебные компьютерные и мультимедийные программы, дистанционные технологии в обучении иностранным языкам, а также создание презентаций в программной среде Microsoft PowerPoint и использование ресурсов Интернет. Эти технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать обучение с учетом способностей и уровня знаний учащихся.
Основными принципами современных методов являются: ориентация на ученика, движение от целого к частному, целеустремленность и содержательность занятий, социальное взаимодействие, вера учителя в успех своих учеников, а также интеграция языка и усвоение его через знания из других областей наук.
Современная коммуникативная методика предлагает широкое использование активных и нестандартных методов и форм работы для более осознанного усвоения материала. Для этого эффективными оказались формы работы, такие как индивидуальная, парная, групповая и работа в команде.
В учебном процессе активно используется технология сотрудничества, которая заключается в создании условий для активной совместной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Ученики объединяются в группы по 3-4 человека и получают одну задачу, обсуждая роль каждого. Каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Таким образом, слабые ученики стараются выяснить у сильных то, что им непонятно, а сильные помогают слабым разобраться в задании. Это способствует ликвидации пробелов в знаниях и приводит к общему успеху всего класса.
В процессе различных видов работы ученики сталкиваются с необходимостью пополнения знаний, лексического запаса или коммуникативных умений, что активизирует их деятельность и стимулирует к сотрудничеству. Это положительно влияет на развитие мышления и внимательности учеников, заинтересовывает их и стимулирует к общению.
Поэтому все упражнения и задачи должны быть коммуникативно оправданными, соответствующими дефициту информации, выбору и обратной связи. Для их выполнения ученикам потребуется дополнительная информация и приложение дополнительных усилий для ее получения, что позволяет эффективнее организовать свою деятельность.
Существуют эффективные формы парной и групповой работы, такие как внутренние (внешние) круги (inside/outside circles), мозговой штурм (brainstorm), чтение зигзагом (jigsaw reading), обмен мнениями (think-pair-share), парные интервью (pair-interviews) и другие. Эти формы работы помогают расширить знания и умения учащихся. В процессе общения ученики учатся решать сложные задачи, анализировать соответствующую информацию, выражать альтернативные мнения, принимать взвешенные решения, общаться с разными людьми и участвовать в дискуссиях.
Один из наиболее эффективных методов личностно-ориентированного обучения - метод проектов, который способствует развитию творческой, познавательной деятельности и самостоятельности. Проекты могут быть монопроектами, коллективными, устно-языковыми, письменными и Интернет-проектами. Работа над проектом охватывает чтение, аудирование, говорение и грамматику. Метод проектов способствует развитию активного самостоятельного мышления у учащихся и ориентирует их на совместную исследовательскую работу. Кроме того, проектное обучение учит детей сотрудничеству, формирует творческие способности и активизирует учащихся.
Использование мультимедийного комплекса (МК) в составе интерактивной доски, персонального компьютера и мультимедийного проектора является также важным средством инновационного обучения. Такой комплекс сочетает все преимущества современных компьютерных технологий и выводит процесс обучения на новый уровень. Благодаря наглядности и интерактивности МК можно привлечь весь класс к активной работе.
Использование интерактивной доски на уроках в школе значительно повышает эффективность обучения учащихся. Выделяют несколько ключевых направлений применения мультимедийного комплекса (МК):
• презентации, демонстрации и моделирование ситуаций;
• повышение активности учащихся на уроке;
• увеличение темпа урока.
МК предоставляет уникальные возможности для работы и творчества, при этом управление им достаточно простое. Важно учитывать психологический момент: современные школьники, которые дома имеют компьютеры со множеством игр и телевизоры, привыкают к этому и воспринимают это как нечто обычное. Возможности МК позволяют переключить школьников на понимание того, что видео и игры могут использоваться для обучения, развития творческой активности, увлечения предметом, создания лучших условий для освоения навыков аудирования и говорения, что в конечном итоге обеспечивает эффективность усвоения материала на уроке английского языка.
Использование МК на уроках позволяет активно вовлекать учащихся в учебный процесс, повышает мотивацию к обучению, стимулирует творческую активность и способствует развитию личности ребенка, расширяет возможности для представления учебной информации и является наиболее эффективным и экономным по времени. МК помогает ученикам подготовиться к сдаче тестов и экзаменов и может быть приспособлен для использования в изучении иностранных языков с широким диапазоном тем.
Инновационное обучение имеет следующие преимущества:
• создание дружественной атмосферы и взаимосвязей между участниками общения;
• ученики становятся более независимыми и уверенными в себе;
• учителя поощряют учеников к сотрудничеству, подбадривают их, они не боятся допускать ошибки;
• ученики могут преодолеть страх перед языковым барьером;
• преподаватель не доминирует;
• слабые ученики могут получить помощь от более сильных;
• каждый ученик, привлеченный к работе, имеет определенную задачу;
• ученики могут использовать свои знания и опыт, приобретенные ранее.
Для достижения эффективности обучения иностранным языкам необходимо применять комплексный подход, который включает в себя использование новейших инновационных технологий, а также гуманистический подход к обучению, зависящий от учителя.
Методы обучения иностранным языкам, основанные на гуманистическом подходе, способствуют раскрытию творческого потенциала учащихся и их развитию во время учебно-коммуникативного процесса.
Учитель сможет достичь успеха только тогда, когда поймет, что детям нравится все новое и интересное. Учителя должны помнить, что использование одной и той же модели проведения уроков ограничивает возможности учеников и не позволяет им полностью раскрыть свой творческий потенциал.