В России в настоящее время продолжается процесс модернизации образования на всех уровнях. Основные направления федеральной государственной политики в области образования в период с 2016 по 2020 годы были определены Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации". Эти направления направлены на решение задач, связанных с обеспечением высокого качества образования, улучшением доступности программ социализации для детей и молодежи.
Согласно закону "Об образовании в Российской Федерации", одной из важнейших задач дошкольных образовательных организаций является обеспечение полноценного развития ребенка через сотрудничество с семьей . Для этой цели был разработан федеральный государственный образовательный стандарт для дошкольного образования (ФГОС ДО), в котором уделяется большое внимание взаимодействию с родителями.
Одной из проблем, стоящих перед дошкольными образовательными организациями, является адаптация детей к новым условиям. Для многих детей адаптация к детскому саду вызывает сильный стресс, поскольку им необходимо привыкнуть к новым людям и условиям, отличающимся от привычного домашнего окружения. Изменение режима дня, отсутствие родителей, другой стиль общения, постоянный контакт с другими детьми и взрослыми, а также новое помещение - все это может негативно повлиять на психику ребенка и вызвать защитные реакции, такие как постоянный плач, отказ от сна, общения и питания. Ответственность за успешную адаптацию ребенка к детскому саду лежит на родителях и сотрудниках дошкольных образовательных организаций. Только комплексный подход к решению этой проблемы позволит сделать процесс адаптации ребенка к детскому саду максимально безболезненным.
В современной системе образования важную роль в сопровождении учебного процесса играет тьютор. В дошкольных учреждениях тьютор может и должен помочь детям адаптироваться к новым условиям. В соответствии с Профессиональным стандартом "Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП)", тьютор в дошкольных учреждениях осуществляет педагогическую деятельность, направленную на сопровождение процесса формирования и реализации индивидуального пути развития дошкольного ребенка.
Инновационные процессы, происходящие в дошкольной системе образования на современном этапе, выявили актуальность проблемы социально-личностного развития детей дошкольного возраста, которое является одним из ключевых аспектов всестороннего развития ребенка и способствует его будущему успеху и самоопределению в профессиональной сфере.
Особое внимание уделяют педагоги и родители процессу поступления ребенка в детский сад. Проблема адаптации малышей к новым условиям, новым людям и серьезные последствия, которые часто отражаются негативно на здоровье ребенка, подчеркивают необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих комфортной адаптации ребенка в дошкольном учреждении.
Адаптация - это процесс приспособления организма к новым условиям, который включает развитие адекватной реакции на изменения в окружающей среде. Различные субъективные реакции организма, зависящие от психических, физиологических и интеллектуальных особенностей личности, от семейных взаимоотношений, а также от состояния здоровья ребенка
Существуют три фазы адаптационного процесса детей. В острой фазе происходят различные колебания в физическом и психическом состоянии, что может привести к частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, потере веса, а также замедленному развитию речи. Эта фаза может продолжаться примерно один месяц. В течение 3-5 месяцев подострой фазы сохраняется адекватное поведение ребенка, но темп психического развития существенно замедляется по сравнению со средними нормами развития для данного возраста. Фаза компенсации характеризуется ускоренным развитием, что способствует сильному прогрессу в формировании личности ребенка. Острая фаза адаптации имеет три степени тяжести. В случае легкой степени адаптации наблюдается нормализация поведения в течение 10-15 дней, набор веса в соответствии с нормой, адекватное взаимодействие с другими детьми в группе и отсутствие заболеваний в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения. Средняя степень адаптации продолжается около месяца и сопровождается потерей веса, наличием симптомов психического стресса, влияющих на здоровье и приводящих к краткосрочным заболеваниям продолжительностью 5-7 дней. Тяжелая степень адаптации может длиться от 2 до 6 месяцев. Частые заболевания могут привести к потере ранее приобретенных навыков, а постоянный стресс влияет как на физическое, так и на психическое истощение организма. Поэтому важно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение младших дошкольников в период адаптации к условиям детского сада, что помогает им безболезненно приспособиться к новой среде, развивать позитивные и конструктивные взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.