Конспект занятия: Автоматизация звука Ш.
Цель: автоматизация звука [Ш]
Задачи:
а) коррекционная: вырабатывать четкие и дифференцированные движения артикуляционного аппарата; учить произносить звук [Ш] изолированно, в слогах, словах, предложениях, стихотворениях; уточнить акустический и произносительный образ звука [Ш],
б) развивающая: развивать фонематические процессы, память, внимание, моторику; совершенствовать лексико-грамматические категории;
в) воспитательная: воспитывать желание помогать другу, желание красиво и правильно говорить, формировать положительную мотивацию на занятии.
Оборудование: кукла Маша, коробочка, предметные картинки со звуком [Ш], картинки с заданиями, иллюстрации к стихотворениям, Гонзики, игрушки : кошка, змея, мышка, домик, коробочка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- По пути сюда я встретила куклу Маша. Она забыла дорогу домой. Давай проводим ее домой к маме? Хорошо, я как раз знаю по какой тропинке нам нужно пойти. А чтобы было веселее, будем по дороге выполнять разные задания.
II. Основная часть.
1. Артикуляционная гимнастика. (Биоэнергопластика)
- Давай научим Машу выполнять следующие упражнения:
«Заборчик/Трубочка»- 5 раз.
«Вкусное варенье»- 5 раз.
«Качели»- 10 раз.
«Чашечка»- 10 секунд.
«Грибочек»- 5 секунд.
«Лошадка»- 5 раз.
2. Дыхательная гимнастика.
- Пока мы делали гимнастику для язычка, пошел сильный дождь. Давай подуем сильно на него чтобы он поскорее закончился и не намочил Машу.
3. Повторение артикуляции звука [Ш]
- Закончился дождик, выглянуло солнышко и к нам навстречу выползла змея. И зашипела. Покажем, как шипит змея ш-ш-ш. Какое положение принимают губы? Где находится кончик языка? Язык похож на…? Воздух теплый или холодный? Проверим. Горлышко работает или отдыхает?
- Теперь веди пальчиком по дорожке и шипи. А теперь веди карандашиком и не забывай шипеть, как змея.
- Научи Машу как мы произносим звук [Ш]. Что делают наш язык, губы, зубы при произношении звука [Ш]? (губы округлены, зубы сомкнуты с небольшой щелкой, язык похож на «чашечку» и поднят за бугорки за верхними зубами).
4. Автоматизация звука в слогах.
- Ой, посмотри, а это кто нам встретился?
У Мышки сегодня День рождения. Она веселится и поет песенки – шуршалочки.
Послушай, их и спой вместе с мышкой:
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
Ши-шу-шо
Ша-ше-шу
Шу-шо-ша
Што-шты-шта
Шты-шту-шта
Шка-шки-шку
Шко-шко-шку
Швы-шва-шву
Шве-шво-швы
А нам пора идти дальше. Кто это нам встретился на пути?
5. Пальчиковая гимнастика.
«Кошка»
Кулачок – ладошка
Я иду как кошка.
6. Автоматизация звука в словах.
а) «Назови слово и определи место звука».
- А что это за коробочка на тропинке? Посмотри что в ней.
- Назови слова и разложи картинки соответственно: со звуком [Ш] в начале слова, в середине и в конце слова. (Предметные картинки: шуба, ромашка, шарф, рубашка, душ, шкаф, кошка, мышка, камыш, шахматы).
б) Игры: «Я вижу…» «Назови ласково» «Жадина» «Посчитай до 5» «Один и много».
III. Подведение итогов.
- Зато я вижу, чей домик спрятался за камышами. Вот мы и пришли. Маша говорит тебе спасибо. Ты проводила ее домой и научила произносить звук [Ш]. Как мы произносим звук [Ш]? Вспомни, кого мы встретили по дороге? Молодец! Ты сегодня старалась и правильно произносила звук и помог кукле Маше найти дорогу домой.