План – конспект урока окружающего мира по теме 2 класс Составила: Козырь М.В., учитель начальных классов. Урок-конференция "Будь природе другом!" Продолжить знакомство с Красной книгой. Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности. Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей. Задачи: Познакомить с Правилами друзей природы. Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы. Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе. Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами. Форма проведения урока:?урок- конференция. Ход урока I.?Организационный момент. На перемене каждому ученику прикрепляется к одежде разноцветный кружок. Звенит звонок. Ребята входят в класс и встают в круг. – Здравствуйте, ребята! – Я рада вас видеть, (читаю стихотворение): Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Каждый день – всегда, везде,На уроках и в игре,Смело, четко говоримИ тихонечко сидим. – А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.?(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому) - До меня сигнал дошел, Начинаем разговор. II. Актуализация знаний. Повторение пройденного материала. Фронтальная беседа. –?О чем шла речь на прошлом уроке??(О Красной книге) –?Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных) –?Как выглядела первая Красная книга??(Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые) –?В каком году была издана Международная красная книга??(В 1966 году) –?Почему для ее обложки выбрали красный цвет??(Красный цвет – сигнал опасности) –?Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы??(Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение:?исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся) – Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу??(Редкие и исчезающие) – По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге??(Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону) III. Сообщение темы и задач урока. –?Сегодня наш урок пройдет в виде конференции. – Все вы сегодня будете представлять ?Комитет по охране природы? (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране. – К вашей одежде прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе ?Комитета по охране природы?. Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе.?(Дети переходят в группы) –?Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений) – Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды. – Вам придется самостоятельно составить ?Свод законов о природопользовании? и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке. – Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На слайде открывается запись) 169, 4585397 956230! Ключ?к разгадке 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 , ?М? ?Б? ?Г? ?О? ?П? ?Р? ?У? ?Е? ?И? ?Д? ?Ь? – Тема нашего урока: Будь природе другом!?(слайд). IV. Работа по теме урока. Изучение материала. 1. Беседа. ?- В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней. - В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему??(С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома). - ?Почему в лесу надо соблюдать тишину??(Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых). - Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом! 2. Работа в паре по учебнику. – Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже??(Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы). 3. Повторение классификации дорожных знаков. (Слайд) - Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения??(Запрещающие знаки, предупреждающие, разрешающие). –?Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом??(Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.) –?При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя.?(С. 93 учебника.) –?Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти правила. Дети читают вслух ?Правила друзей природы?. –?Какой формы эти знаки??(Эти знаки круглой формы). –?Какого цвета у них окантовка??(Окантовка красного цвета) –?О чем это нам говорит??(Это запрещающие знаки). –?Правильно. Это запрещающие знаки. V. Физкультминутка VI. Продолжение изучения материала. 1. Работа в группах. – Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников. – Вам придется самостоятельно составить ?Свод законов о природопользовании? и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела. – Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками. – Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги на столе, альбомы для фото, открытки. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе. Пока дети готовятся, отвожу каждому ?Отделу? место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков. Карточка 1 (Отдел охраны зверей)? 1.?Отгадайте загадки:– Я – зверек, лесной,Встал, как столбик, под сосной.И стою среди травы –Уши больше головы. (Заяц)Кто зимой, забыв тревоги,Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)Не мышь, не птица,В лесу резвится. На деревьях живетИ орешки грызет. (Белка) 2.?Расскажите об одном из этих животных по плану: Внешний вид. Место обитания. Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.) Чем питается? Почему человек истребляет? 3.?Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием ?Свод законов о природопользовании? 4.?Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям. Карточка 2 (Отдел охраны птиц) 1.?Отгадайте загадки:Кто без нот и без свирелиЛучше всех выводит трели,Голосистее, нежней.?Кто же это? (Соловей)Пестрая крякушаЛовит лягушек (Утка)В лесу под щебет, звон и свист,Стучит лесной телеграфист:?Здорово, дрозд – приятель!?И ставит подпись… (Дятел) 2.?Расскажите об одной из этих птиц по плану: Внешний вид. Место обитания. Есть ли у этой птицы особенности, какие? Чем питается? Почему истребляется человеком? 3.?Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием ?Свод законов о природопользовании? 4.?Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам. Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)? 1.?Отгадайте загадки:Я – пятнистая букашка,Если в руки попаду –Притворюсь больною тяжко,?В обморок я упаду. (Божья коровка)Не птичка,А с пестрыми крыльями. (Бабочка)Летит – пищит,Сядет – молчит;Кто его убьет,Тот свою кровь прольет. (Комар) 2.?Расскажите об одном из этих насекомых по плану: Внешний вид. Место обитания. Чем интересно насекомое? Чем питается? Почему человек истребляет? 3.?Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием ?Свод законов о природопользовании? 4.?Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым. Карточка № 4 (Отдел охраны растений) 1.?Отгадайте загадки:Что же это за девица,Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,?А в иголках круглый год. (Ель)?Белым шариком пушистымЯ красуюсь в поле чистом.?Дунул легкий ветерок –И остался стебелек. (Одуванчик)Стоит красавица на полянке:В белом сарафане,В зеленом полушалке. (Береза) 2.?Расскажите об одном из этих растений по плану: Внешний вид. Где растет? Чем интересно растение? Как человек использует? 3.?Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием ?Свод законов о природопользовании? 4.?Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям. - Работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов. - Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников. 2. Выступление ребят со своими сообщениями. –?Хорошо потрудились ребята. Молодцы. – А сейчас, я хочу прочитать рассказ Юрия Аракчеева, который называется ?Сидел в траве кузнечик…??(чтение рассказа) –?О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю). – Узнав о Красной книге ЛНР, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (Слайд) – Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на ?Страничках для самопроверки? учебника. – Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу??(Потому что ребята и взрослые их уничтожают). –?Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны. 3. Подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе. Если в лес пришел гулять,Свежим воздухом дышать,Бегай, прыгай и играй,Только, чур, не забывай,Что в лесу нельзя шуметь,Даже очень громко петь.Испугаются зверушки,Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай,Никогда не забывайМусор с травки убирать,Зря цветы не надо рвать!Из рогатки не стрелять:Ты пришел не убивать!Бабочки пускай летают,Ну, кому они мешают?Здесь не нужно всех ловить,Топать, хлопать, палкой бить.Ты в лесу – всего лишь гость,Здесь хозяин – дуб и лось.Их покой побереги,Ведь они нам не враги!Помоги лесным зверушкам,Приготовь для них кормушки.И тогда любой зверек –?Будь то ласка иль хорек,Еж лесной, речная рыба –Скажет: ?Ты – мой друг! Спасибо!? VII. Подведение итогов урока. –?Давайте подведем итоги нашей конференции – Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного? – Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их. – Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано. – А какой отдел ?Комитета по охране природы? потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний. – Поработали на ?5?, А теперь всем отдыхать! – Всем спасибо за хорошую работу! VIII. Домашнее задание (сдать группам в электронном виде наработки) Использованная литература: Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А. Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014. Поурочные разработки по предмету ?Окружающий мир?: 2 класс: К учебному комплекту А.А. Плешакова ?Мир вокруг нас?: 2 класс?/ Е.М. Тихомирова. – М: Издательство ?Экзамен?, 2014. (Серия ?Учебно-методический комплект?) Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу ?Окружающий мир?. – 2 класс. М.: ?Вако?, 2014. – (Серия ?В помощь школьному учителю?). Муковникова О.Г. Природоведение 2 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова ?Мир вокруг нас?. Программа 1-4. - Волгоград: Учитель, 2009. Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М: Дрофа, 2009. – (Библиотека учителя начальной школы) Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка, окружающий мир. Практ. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ЗАО ?Книга?; изд-во ?Учитель?, 2010. Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. (автор А.А. Плешаков, 10-е изд., испр. и доп.- М.: ?Просвещение?, 2009 – (Школа России). Рабочая тетрадь к учебнику ?Окружающий мир? для 2 класса: В 2-х ч. (автор А.А. Плешаков, издательство ?Просвещение? – (Школа России). Третьяков П.В. Рабочая тетрадь для учителя: 2 класс: к учебнику А.А. Плешакова ?Мир вокруг нас, 2 класс. В двух частях/ П.В. Третьяков, А.И. Холина. – М.: Издательство ?Экзамен?, 2014. – (Серия ?Учебно-методический комплект?). От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство ?Просвещение?). Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство ?Просвещение?). Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, А.А. Румянцев, издательство ?Просвещение?).
Работа творческого конкурса: "Творческие и учебно-методические работы педагогов"
Будь природе другом для начальных классов