План – конспект
урока окружающего мира по теме



  

2 класс
                                                                               

                                                                  Составила: Козырь М.В.,
                                                                                    учитель начальных классов.
  

Урок-конференция "Будь природе другом!" 
Продолжить знакомство с Красной книгой.
Расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в нашей местности.
Продолжить формирование ответственного отношения детей к природе на основе объяснения тесных взаимосвязей растений, животных, людей.
Задачи:
Познакомить с Правилами друзей природы.
Продолжить формирование универсальных учебных действий в выполнении Правил друзей природы.
Обратить внимание детей на необходимость воспитания в себе чувства ответственности за свое поведение в природе.
Развивать внимание, мышление и воображение, умение работать подгруппами.
Форма проведения урока:?урок- конференция.
Ход урока
I.?Организационный момент.
На перемене каждому ученику прикрепляется к одежде разноцветный кружок.
Звенит звонок. Ребята входят в класс и встают в круг.
– Здравствуйте, ребята!
– Я рада вас видеть, (читаю стихотворение):
Долгожданный дан звонок –Начинается урок.Каждый день – всегда, везде,На уроках и в игре,Смело, четко говоримИ тихонечко сидим.
– А для того, чтобы у нас на уроке было хорошее настроение и доверительное отношение, давайте возьмемся за руки и друг другу передадим частичку тепла и доброты движением руки. Я передаю сигнал соседу справа, а он, как только его примет левой рукой, быстро передаст пожатие правой рукой своему соседу. И таким образом сигнал, пройдя по кругу через каждого из вас, снова дойдет до меня. Всем понятно? Хорошо. Приготовились.?(Сигналы пожатия руки пошли от одного к другому)
- До меня сигнал дошел,  Начинаем разговор.
II. Актуализация знаний.
 Повторение пройденного материала. Фронтальная беседа.
–?О чем шла речь на прошлом уроке??(О Красной книге)
–?Что такое Красная книга? (Красная книга – это книга, которая содержит сведения о редких и исчезающих растениях и животных)
–?Как выглядела первая Красная книга??(Обложка была красная, а страницы – разноцветные: красные, желтые, белые, серые и зеленые)
–?В каком году была издана Международная красная книга??(В 1966 году)
–?Почему для ее обложки выбрали красный цвет??(Красный цвет – сигнал опасности)
–?Для чего в этой книге выбрали разноцветные страницы??(Для того, чтобы было видно, в каком положении находится то или иное животное и растение:?исчезающие, сохраняющиеся, редкие, неопределенные и восстанавливающиеся)
– Какие виды растений и животных заносятся в эту книгу??(Редкие и исчезающие)
– По какой причине растения и животные могут менять свое местонахождение в Красной книге??(Если судьба животного или растения меняется в лучшую или худшую сторону)
III. Сообщение темы и задач урока.
–?Сегодня наш урок пройдет в виде конференции.
– Все вы сегодня будете представлять ?Комитет по охране природы? (открывается надпись на доске), где работают различные отделы. Каждая группа учеников – отдел по охране.
– К вашей одежде прикреплен разноцветный круг, обозначающий работу в каком-то отделе ?Комитета по охране природы?. Каждый сейчас отправится в тот отдел, где обозначен такой же круг на столе.?(Дети переходят в группы)
–?Прочитайте табличку на своем столе (Отделы следующие: по охране зверей; по охране птиц; по охране насекомых; по охране растений)
– Мы продолжим разговор об охране природы и подумаем о том, что зависит непосредственно от нас. В ходе урока мы выведем правила нашего поведения в природе, от которого зависит состояние окружающей среды.
– Вам придется самостоятельно составить ?Свод законов о природопользовании? и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке.
– Пользуясь кодом, расшифруйте название темы. (На слайде открывается запись)
169, 4585397 956230!

Ключ?к разгадке
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
,


?М?
?Б?
?Г?
?О?
?П?
?Р?
?У?
?Е?
?И?
?Д?
?Ь?

– Тема нашего урока: Будь природе другом!?(слайд).
IV. Работа по теме урока. Изучение материала.
1. Беседа. 
 ?- В природе все тесно связано между собой. Человек сам является частью природы и связан с окружающей средой: с землей, водой, воздухом и всеми живущими вокруг живыми организмами. Природа отдает людям свои богатства, открывает свои тайны тем людям, которые любят ее, терпеливо наблюдают и бережно, с уважением относятся к ней.
 - В первом классе вам говорили о том, что не надо рвать цветы на лугах, в лесах и ловить бабочек. Почему??(С цветов пчелы собирают нектар, они их опыляют и дают развитие. Бабочки – опылители растений. А сорванные цветы все равно завянут, пока несем до дома).
- ?Почему в лесу надо соблюдать тишину??(Потому что шум, громкая музыка и крики в лесу пугают птиц, зверей и насекомых).
-  Если ты хочешь увидеть в природе много интересного и услышать пение птиц, жужжание насекомых, писк лесной мыши – затаись, не шуми, прислушайся к шорохам и звукам. Ты – в гостях у природы, помни об этом!
2. Работа в паре по учебнику. 
– Внимательно рассмотрите схему. Расскажите с ее помощью, почему многие растения и животные встречаются все реже??(Дети перечисляют: убивают животных, вырубают леса, ловят рыб сетями, ловят сачками бабочек, срывают цветы, заводы сливают грязную воду в водоемы).

3. Повторение классификации дорожных знаков. (Слайд)
- Многие правила поведения в природе можно сообщить не только с помощью слов, но и с помощью условных знаков. Вспомните знаки, которыми руководствуются водители на дорогах. Какие вы знаете знаки дорожного движения??(Запрещающие знаки, предупреждающие, разрешающие).
–?Охрана растений и животных – проблема государственная, а вот мы с вами можем ли помочь природе, стать ей другом??(Можем: не будем рвать цветы, ломать деревья, разорять гнезда и т.д.)
–?При входе в лес тоже можно было бы вешать специальные знаки. Какие? Давайте познакомимся с некоторыми из них, которые придумали герои нашего учебника Сережа и Надя.?(С. 93 учебника.)
–?Давайте зачитаем их и посмотрим, какими значками они изобразили эти   правила.
Дети читают вслух ?Правила друзей природы?.
–?Какой формы эти знаки??(Эти знаки круглой формы).
–?Какого цвета у них окантовка??(Окантовка красного цвета)
–?О чем это нам говорит??(Это запрещающие знаки).
–?Правильно. Это запрещающие знаки.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение изучения материала. 
1. Работа в группах.
– Вот теперь начинается работа ваших отделов по охране зверей, по охране птиц, по охране насекомых и по охране растений. Вам необходимо выбрать начальников отдела, которые будут регулировать работу всех сотрудников.
– Вам придется самостоятельно составить ?Свод законов о природопользовании? и отразить каждый закон в определенном запрещающем знаке, согласно названия своего отдела.
– Помните, что в данный момент вы решаете очень серьезную проблему защиты братьев своих меньших от жестокости, равнодушия, пренебрежительности злых людей. Вы тот щит, который укроет планету Земля и поможет ей расцвести и засиять яркими красками.
– Каждому отделу я раздам карточку с заданием. На обсуждение, выполнение задания и определение отвечающих отводится 10-15 минут. Можете использовать книги на столе, альбомы для фото, открытки. В конце каждый отдел отчитается о проведенной работе.
Пока дети готовятся, отвожу каждому ?Отделу? место на доске для расположения рисунков запрещающих и иных знаков.
Карточка 1 (Отдел охраны зверей)?
1.?Отгадайте загадки:– Я – зверек, лесной,Встал, как столбик, под сосной.И стою среди травы –Уши больше головы. (Заяц)Кто зимой, забыв тревоги,Крепко спит в своей берлоге? (Медведь)Не мышь, не птица,В лесу резвится. На деревьях живетИ орешки грызет. (Белка)
2.?Расскажите об одном из этих животных по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Убежище (нора, дупло, берлога и т.д.)
Чем питается?
Почему человек истребляет?
3.?Составьте правила защиты зверей. Напишите их в документе под названием ?Свод законов о природопользовании?
4.?Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить зверям.
Карточка 2 (Отдел охраны птиц)
1.?Отгадайте загадки:Кто без нот и без свирелиЛучше всех выводит трели,Голосистее, нежней.?Кто же это? (Соловей)Пестрая крякушаЛовит лягушек (Утка)В лесу под щебет, звон и свист,Стучит лесной телеграфист:?Здорово, дрозд – приятель!?И ставит подпись… (Дятел)
2.?Расскажите об одной из этих птиц по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Есть ли у этой птицы особенности, какие?
Чем питается?
Почему истребляется человеком?
3.?Составьте правила защиты птиц и их потомства. Напишите их в документе под названием ?Свод законов о природопользовании?
4.?Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить птицам.
Карточка № 3 (Отдел охраны насекомых)?
1.?Отгадайте загадки:Я – пятнистая букашка,Если в руки попаду –Притворюсь больною тяжко,?В обморок я упаду. (Божья коровка)Не птичка,А с пестрыми крыльями. (Бабочка)Летит – пищит,Сядет – молчит;Кто его убьет,Тот свою кровь прольет. (Комар)
2.?Расскажите об одном из этих насекомых по плану:
Внешний вид.
Место обитания.
Чем интересно насекомое?
Чем питается?
Почему человек истребляет?
3.?Составьте правила защиты насекомых. Напишите их в документе под названием ?Свод законов о природопользовании?
4.?Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить насекомым.
Карточка № 4 (Отдел охраны растений)
1.?Отгадайте загадки:Что же это за девица,Не швея, не мастерица,Ничего сама не шьет,?А в иголках круглый год. (Ель)?Белым шариком пушистымЯ красуюсь в поле чистом.?Дунул легкий ветерок –И остался стебелек. (Одуванчик)Стоит красавица на полянке:В белом сарафане,В зеленом полушалке. (Береза)
2.?Расскажите об одном из этих растений по плану:
Внешний вид.
Где растет?
Чем интересно растение?
Как человек использует?
3.?Составьте правила защиты растений. Напишите их в документе под названием ?Свод законов о природопользовании?
4.?Нарисуйте знак или знаки, запрещающие вредить растениям.
- Работа подходит к концу, и я прошу рассказать всем о выполненной работе своих отделов.
- Начальники отделов должны распределить, кто будет отвечать на поставленные вопросы среди сотрудников.
2. Выступление ребят со своими сообщениями.
–?Хорошо потрудились ребята. Молодцы.
– А сейчас, я хочу прочитать рассказ Юрия Аракчеева, который называется ?Сидел в траве кузнечик…??(чтение рассказа)
–?О чем шла речь в тексте? (О том, как два жестоких мальчика издевались над кузнечиком, а третий добрый мальчик отпустил его на волю).
– Узнав о Красной книге ЛНР, Сережа и Надя, герои нашего учебника составили свою Красную книгу. Вот какие растения и животные попали на ее страницы. (Слайд)
– Знаете ли вы их названия? Проверить себя вы сможете на ?Страничках для самопроверки? учебника.
– Почему ребята решили взять под защиту растения и животных, которые не занесены в Красную книгу??(Потому что ребята и взрослые их уничтожают).
–?Если бездумно относиться к окружающему нас миру, то в скором времени на страницах
Красной книги появится много новых объектов, требующих заботы и охраны.
3. Подготовленные дети рассказывают стихотворение о правилах поведения в природе.
Если в лес пришел гулять,Свежим воздухом дышать,Бегай, прыгай и играй,Только, чур, не забывай,Что в лесу нельзя шуметь,Даже очень громко петь.Испугаются зверушки,Убегут с лесной опушки. Ветки дуба не ломай,Никогда не забывайМусор с травки убирать,Зря цветы не надо рвать!Из рогатки не стрелять:Ты пришел не убивать!Бабочки пускай летают,Ну, кому они мешают?Здесь не нужно всех ловить,Топать, хлопать, палкой бить.Ты в лесу – всего лишь гость,Здесь хозяин – дуб и лось.Их покой побереги,Ведь они нам не враги!Помоги лесным зверушкам,Приготовь для них кормушки.И тогда любой зверек –?Будь то ласка иль хорек,Еж лесной, речная рыба –Скажет: ?Ты – мой друг! Спасибо!?
VII. Подведение итогов урока.
–?Давайте подведем итоги нашей конференции
– Какой вывод мы можем сделать после всего услышанного и увиденного?
– Необходимо не только знать животных и растения, которые входят в Красную книгу и охранять их, но и бережно относиться ко всем животным, защищать их.
– Надо бережно относиться ко всему, что нас окружает. Нельзя уничтожать растения и животные, которые нам не нравятся, так как в природе все взаимосвязано.
– А какой отдел ?Комитета по охране природы? потрудился лучше? Я, думаю, что все сотрудники отделов охраны потрудились на славу. Ведь каждое самостоятельно сформулированное правило и каждый придуманный знак– это крупинка ваших полученных знаний.
– Поработали на ?5?,   А теперь всем отдыхать!
– Всем спасибо за хорошую работу!
VIII. Домашнее задание (сдать группам в электронном виде наработки)






Использованная литература:
Мир вокруг нас: программа и тематическое планирование для нач. шк.: кн. для учителя/ А.А. Плешаков.- 3-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Поурочные разработки по предмету ?Окружающий мир?: 2 класс: К учебному комплекту А.А. Плешакова ?Мир вокруг нас?: 2 класс?/ Е.М. Тихомирова. – М: Издательство ?Экзамен?, 2014. (Серия ?Учебно-методический комплект?)
Казакова О.В., Сбоева Н.А. Поурочные разработки по курсу ?Окружающий мир?. – 2 класс. М.: ?Вако?, 2014. – (Серия ?В помощь школьному учителю?).
Муковникова О.Г. Природоведение 2 класс. Поурочные планы по учебнику А.А.Плешакова ?Мир вокруг нас?. Программа 1-4. - Волгоград: Учитель, 2009.
Развивающие занятия в начальной школе: метод. пособие/ Л.В. Мищенкова. – М: Дрофа, 2009. – (Библиотека учителя начальной школы)
Лакоценина Т.П. Необычные уроки в начальной школе. Часть 3: ИЗО, музыка, окружающий мир. Практ. пособие для учителей нач. классов, студентов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: ЗАО ?Книга?; изд-во ?Учитель?, 2010.
Окружающий мир. Учебник для 2 класса: В 2 ч. (автор А.А. Плешаков, 10-е изд., испр. и доп.- М.: ?Просвещение?, 2009 – (Школа России).
Рабочая тетрадь к учебнику ?Окружающий мир? для 2 класса: В 2-х ч. (автор А.А. Плешаков, издательство ?Просвещение? – (Школа России).
Третьяков П.В. Рабочая тетрадь для учителя: 2 класс: к учебнику А.А. Плешакова ?Мир вокруг нас, 2 класс. В двух частях/ П.В. Третьяков, А.И. Холина. – М.: Издательство ?Экзамен?, 2014. – (Серия ?Учебно-методический комплект?).
От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство ?Просвещение?).
Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, издательство ?Просвещение?).
Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов (автор А.А. Плешаков, А.А. Румянцев, издательство ?Просвещение?).