Тема урока: Число 10. Состав числа 10. Тип урока: урок открытия новых знаний Форма: урок - экскурсия. Цели и задачи: Образовательные: - формировать представление о числе 10 как единице счета; рассмотреть состав числа 10, его графическое изображение; формировать способность записывать число 10 цифрами; - формировать способность к решению задач, работать над умением проводить самостоятельный анализ; - закрепить изученные приемы решения уравнений. Развивающие: - развивать математическую речь учащихся; - развивать логическое мышление (анализ и синтез при решении нестандартных заданий, сравнение, обобщение, гибкость мышления); - развивать память, внимание; - развивать самоконтроль и самооценку. Воспитательные: - прививать гигиенические навыки (правильная посадка, положение тетради, ручки); - воспитывать умение слушать других и общаться на уроке (связь: ученик-учитель, ученик-ученик); - воспитывать интерес к математике. Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор для демонстрации слайд-шоу, выполненного в программе Microsoft Power Point; слайд-шоу ?В зоопарке? презентация, выполненная в программе Microsoft Power Point; Тетрадь на печатной основе математики для 1 класса, 3 часть. Автор – Л.Г. Петерсон; сигнальные карточки (веера цифр); раздаточный материал (рисунок - бананы с примерами, задача); магниты; индивидуальные карточки с заданиями. ХОД УРОКА I. Организационный момент Учитель: Здравствуйте, ребята! Поздоровайтесь с гостями! Улыбнитесь друг другу, начинаем наш урок. II. Актуализация знаний. 1) Учитель: Сегодня, ребята, у нас с вами необычный урок – урок - экскурсия, а куда, вы узнаете, когда отгадаете загадку. Это очень странный сад, Звери в клетках там сидят, Его парком называют, Люди в парке отдыхают . Там укрытия, вольеры, За забором ходят звери . Туда смотреть зверей идем Как мы этот парк зовем? Дети: ЗООПАРК Учитель: Правильно, ребята. Сегодня мы отправимся на экскурсию в зоопарк. Поднимите руки, кто был в зоопарке. Зоопарк – это место, где содержат диких животных. Здесь можно увидеть животных, которые встречаются не только в нашей местности, но и в дальних странах. А кто-нибудь знает как нужно вести себя в зоопарке? Дети: - Спокойно. Нельзя дразнить животных, просовывать руки. - Нельзя перелезать через ограждение, кормить животных. Учитель: - Не просто так мы отправляемся сегодня в зоопарк. На каникулах нам поступил видео звонок от ребят из детского сада: (Здравствуйте, ребята! Мы собрались сходить группой в Московский зоопарк на экскурсию. Нам в руки попал лист с ценами на билеты в зоопарк. Помогите разобраться, какой билет купить?) Учитель: -Поможем ребятам? Дети: -Да! Учитель: -Посмотрите на лист с ценами - На сколько частей можно разбить информацию (4) -Какая из таблиц нам подходит (экскурсионное обслуживание ) -Экскурсионное обслуживание каких групп нас интересует: Взрослый Детский до 7 лет Детский школьники Студенческий, пенсионный -Дети: -Детский до 7 лет -Учитель: -Сколько стоит один билет для детей ? (10 рублей) -Запишем видео ответ? -Дети (записываем видео): Ребята, вам нужна детская групповая экскурсия до 7 лет и стоимость ваших билетов 10 руб. за один билет. 2) Учитель: Молодцы! Звери приглашают нас к себе в гости. Но для того, чтобы пройти в зоопарк нам надо купить билет. А сколько он стоит, вы узнаете сыграв со мною в игру ?День - ночь? Цепочка: 3+2-1+4-5+0+3+4 (10) 3) Посмотрите, кто живёт в первой клетке? (танграм) Зайцы живут практически везде, кроме Антарктиды. Они быстро бегают, до 70 км/ч. Предупреждая сородичей об опасности, зайцы могут "барабанить дробь". Они бьют передними лапами, создавая шум. (Благодаря большим ушам, заяц избегает перегрева летом. Зубы у зайцев растут всю жизнь, поэтому им необходимо грызть что-нибудь твёрдое, чтобы их стачивать). 4) Учитель: А кто же живёт в следующем вольере? (ребус) Дети: Волк Волк животное, которое может обойтись без еды около двух недель, а за один раз может скушать до семи килограммов мяса. (Также, он питается ягодами и травой. У волка очень хорошо развита мимика и с ее помощью они могут общаться и понимать друг друга. Он может бежать очень долгое время и не уставать вообще.) Устный счет Учитель: 1) Ребята, волк отдыхает. Давайте мы поиграем в игру ?Молчанка? и тихо-тихо пройдем мимо его вольера (ответы на задания показывают с помощью веера) - На сколько 5 меньше 10? На сколько 10 больше 5? - Какое число стоит перед числом 10? - Первое слагаемое 7, второе слагаемое 3. Найдите сумму? - Сколько нужно прибавить к 9, чтобы получить 10? Учитель: - К доске пойдет … Запиши сумму чисел 7 и 3, найди сумму 7+3=10 Напиши все возможные равенства 7+3=10 3+7=10 10-7=3 10-3=7 III. Сообщение темы урока. Учитель: Какое число повторялось в каждом задании? - Попробуйте определите тему урока. (Число 10. Состав числа 10) Учитель: Чем необычно это число? Оно состоит из двух цифр. Число 10 двузначное, оно состоит из 2 цифр Знаете вы эти цифры? (1 и 0) -А вот цифры от 1 до 9 однозначные. Посчитайте до 9 -Чего у человека 10? (10 пальцев на руках, на ногах) Уч. с. 38 (числовой отрезок) Учитель: Чего у человека 10? (10 пальцев на руках, на ногах) IV. Открытие новых знаний. 1) Учитель: Давайте посмотрим на написание числа 10. Поднимите ручки в воздух и прорисуйте вместе с образцом в воздухе! Если число состоит из двух цифр, то сколько клеток понадобится для написания данной цифры (тоже две) - Подготовим пальчики для письма. Если я называю однозначное число – вы тихо пальчиками стучите по парте. Если двузначное – хлопаете в ладоши: 2, 10, 5, 16, 20, 4, 7 (Физкультминутка). Открываем Рабочую тетрадь стр.39 № Пропись ( прописываем 10 ) 2) Идём дальше. Мы подходим к вольеру, где живет крупный хищник из семейства кошачьих. Его величавая поступь, пышная грива, крупные черты ?лица? позволили назвать его царем зверей. (Кто-нибудь догадался кто здесь живёт? Когда лев рычит, всё живое в ужасе прячется и разбегается по африканской степи – саванне. Каких еще животных из семейства кошачьих вы знаете?) Лев с самого утра ходит по клетке – пытается заселить домик и познакомься с составом числа 10. Давайте поможем ему. Рабочая тетрадь стр. 38 № 3. Физкультминутка: Попрыгать на правой ноге столько раз сколько будет 3+2 Покружиться столько раз сколько будет 10-5 Попрыгать на левой ноге столько раз сколько будет 8-3 Похлопать в ладошки столько раз сколько будет 2+2 3) Работа в парах: следующий вольер. Больше всех на суше он, Очень, очень добрый он. Видно даже у зверей Тот и больше, кто добрей (слон) Слон – самое крупное сухопутное животное на Земле. Питаются слоны листьями, травами, плодами. Хобот – это нос, сросшийся с верхней губой.?Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьёт, защищается от врагов Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку. Слон очень любит составлять и решать задачи, и поэтому он решил проверить ваши знания. Рассмотрите выражения, составьте задачи: 4+6 10-4 3+7 1+3+2+4 Уч. с. 39 №7 Учитель: -Подходим к следующему вольеру 3) Решение примеров: Перевёртыш : ИКНЯЬЗЕБО (Обезьянки) Человекообразные обезьяны могут пользоваться примитивными орудиями труда, например, чтобы расколоть орех. Самцы некоторых видов обезьян могут лысеть так же, как и люди.?Некоторые обезьяны так же, как и люди, подвержены вредным привычкам — так, были случаи, когда шимпанзе с удовольствием курили трубку. - Обезьяна за дружную работу в паре дарит вам подарок бананы (Бумажные бананы раздаются каждому ученику). Но бананы не простые: на каждом из них задание. Вы должны выполнить эти задания. (Дети получают карточки с примерами разной трудности – дифференциация по степени сложности). Проверка на доске. 1 уровень 6 + 4 = 3 + 7 = 10 – 5 = 9 + 1 = 10 – 2 = 2 уровень 2 + = 10 + 7 = 10 10 – = 6 5 + = 10 - 1 = 9 3 уровень 10 – 4 + 2 = 3 + 7 – 9 = 5 – 3 + 8 = 8 – 2 + 4 = 10 – 0 – 10 = V. Итог урока. Рефлексия. - Наш урок подходит к концу. Пора возвращаться домой. (Слайд 22) Выполнили все задания. Спасибо за старание! - С каким числом познакомились на уроке? - Расскажите все, что узнали о числе 10. - Что было самым трудным? - За ваши старания Директор зоопарка дарит вам раскраски Зоопарк. Рефлексия. - А теперь я хочу, чтобы вы сами оценили свою работу на уроке. Посмотрите на "Лесенку успеха" и поставьте магнитик на первую ступеньку лесенки, если вы ещё испытываете затруднения, на вторую ступеньку, если усвоили новые знания, но нужна еще помощь и на третью ступеньку, если вам всё удалось.
Работа творческого конкурса: "Мой лучший урок"
Число 10. Состав числа 10.