* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;}

Что такое музыкальное искусство в школе

Я работаю в МБОУ гурманска СОШ№49.Преподаю музыку в 5-7 классах. Музыка в общеобразовательной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия, нравственного эталона образа жизни всего человечества. Опыт эмоционально-образного восприятия музыки, знания и умения, приобретѐнные при еѐ изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности обеспечат понимание неразрывной взаимосвязи музыки и жизни, постижение культурного многообразия мира. Музыкальное искусство имеет особую значимость для духовно-нравственного воспитания школьников, последовательного расширения и укрепления их ценностно-смысловой сферы, формирования способности оценивать и сознательно выстраивать эстетические отношения к себе, другим людям, Отечеству, миру в целом

Музыка - специфическая область знания, которая существует в форме музыкальных образов, отражающих явления, предметы и процессы объективной реальности; это эффективное средство выражения внутреннего мира человека посредством развитой языковой системы.

Среди исследователей, в музыкальной науке, наблюдается единодушие в признании уникального влияния, оказываемого музыкой на духовно-интеллектуальный мир человека, ведь она воздействует как на сознание, так и бессознательное. Музыкальное искусство является средоточием разнообразной гаммы эмоций, переживаний, мыслей и передает динамику их жизни.

Язык музыки представляет собой образование, где присутствуют не только музыкальная, но и внемузыкальная сферы. В область внемузыкального входят интонации человеческой речи, включая разного рода междометия, крики, стоны, смех и пр. Музыкальное искусство использует развитую систему жестов, мимики, пластических движений, так называемую «немой интонацией». Основной предмет отражения музыки – мир, окружающий человека (объективная реальность), мир человеческих эмоций, чувств, переживаний и аффектов (субъективная реальность).

В отличие от всех видов изобразительного и словесного искусств, музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена смысловой конкретности. Видимо, поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным «языком», не требующим перевода. По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме.

В наше время принято относиться к музыке, как к искусству диалектическому, сочетающему в себе исключительную эмоциональность с предельной структурированностью. Возможно, именно поэтому те произведения музыкального искусства, в основе которых лежит точный расчет, считаются наиболее близкими архитектуре. В первую очередь это относится к сочинениям авторов, творивших по законам строгой полифонии (XV-XVI в), и также к произведениям И. Баха (1685-1750), которые, как правило, связывают с барочной архитектурой. Произведения великих композиторов, навеянных образами архитектурных сооружений: пьеса К. Дебюсси «Затонувший собор», опера Б. Бартока «Замок Синей бороды», кантата Д. Мийо «Огненный замок», симфония Ж. Бизе «Рим», сюита О. Респиги «Фонтаны Рима», пьесы М. Мусоргского «Старый замок», «Богатырские ворота».

В своем первоначальном виде музыка и поэзия существовали как единое целое. Между тем в первую очередь самостоятельным видом искусства стало слово. По большому счету влиянии литературы на музыку можно говорить только после того, как последняя стала в полной мере самостоятельным видом творчества, т. е. с XVII века. В этот период наиболее распространенные литературные формы представляли собой череду эпизодов, скрепленных одним и тем же действующим лицом. Они имели аналогию и в современной им музыке. Это – всевозможные разновидности сюитных и вариационных форм. Новый роман, откристаллизовавшийся в литературе в следующем веке, обладает более сложной и цельной композицией. В музыке это совпадает с возникновением сонатной формы

Взаимосвязь звука и цвета в музыке и литературе. Кандинский В.В. (1866–1944) соотносил с определенным цветом тот или иной музыкальный тембр. «Краска – клавиша. Глаз – молоточек. Душа – рояль со многими струнами». В жизни и творчестве композитора, живописца, теоретика Матюшина М.В. музыка и живопись взаимодействовали постоянно, взаимно обогащая друг друга. Под его руководством группа художников, известная под названием «Зорвед» (Е.Г.Гуро, М.В., Б.В. и К.В.Эндер, П.А.Мансуров, П.В.Митурич, П.М.Кондратьев, В.В.Стерлигов), развивала концепцию «органической культуры», воспринимая беспредметность как синтез цвета, формы, звука, среды-пространства.

Выдающиеся русские композиторы Римский-Корсаков Н.А. и Скрябин А.Н. также обладали так называемым «цветным слухом». Каждая тональность представлялась им окрашенной в определенный цвет и, в связи с этим имела тот или иной эмоциональный колорит. «Цветной слух» присущ и творческим индивидуальностям многих современных композиторов. К примеру, Денисову Э.В. (1929–1996) – некоторые его сочинения вдохновлены переливами цвета, игрой света в воздухе и на воде.

Особенно ясно параллели между музыкальными опусами и живописными работами просматриваются во французском и русском искусствах. Искусствоведы пристально изучают взаимосвязь между живописью рококо и творчеством клависинистов XVIII века, между революционным искусством художника Ж. Давида, музыкой Ф. Госсека и раннего Л. Бетховена, между романтическими образами Э. Делакруа и Г. Берлиоза, между полотнами импрессионистов и сочинениями К. Дебюсси. На русской почве они регулярно подчеркивают параллели между полотнами Сурикова В.И. и народными драмами Мусоргского М.П., находят аналогию в изображении природы у Чайковского П.И. и Левитана И.И, сказочных персонажей у Римского-Корсакова Н.А. и Васнецова В.М, символических образов у Скрябина А.Н. и Врубеля М.А.

В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории - интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько «авторов», если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также возможности используемых инструментов.

С киномузыкой связаны имена выдающихся композиторов прошлого века Прокофьева С.С. и Шостаковича Д.Д., Чаплина Ч. и Морриконе Э., Дунаевского И.О. и Таривердиева М.Л., Петрова А.П. и Свиридова Г.В.

Музыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — это вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки.

Музыкальный звук имеет четыре свойства:

Высота - зависит от частоты колебания источника звука. Чем чаще колебание, тем выше звук и наоборот.

Длительность — это продолжительность колебания источника звука. От длительности зависит художественное содержание звука или его «настроение». Единицей измерения длительности является целая нота

Громкость — это сила размаха колебательного движения, или амплитуда колебаний. Чем шире амплитуда колебаний, тем громче звук, и наоборот.

Тембр — это качественная сторона звука, его окраска. Тембр звука зависит от материалов и формы инструментов. Для характеристики тембра в музыкальной среде используют термины-метафоры, например: звук мягкий, резкий, густой, певучий и т.п. Каждый музыкальный инструмент или человеческий голос имеет характерный тембр. Различие тембров зависит от обертонов, которые присущи каждому источнику звука. Каждый звук имеет 16 обертонов.

Музыкальная система, положенная в основу современной музыкальной практики, представляет собой ряд звуков, находящихся между собой в определенных высотных взаимоотношениях. Музыкальный звукоряд – это последовательное расположение звуков системы по высоте.

Понятие какофонии. Какофония (от греч. дурной звук) — сочетания звуков, воспринимаемые как хаотическое и бессмысленное их нагромождение. Какофония образуется, как правило, в результате случайного сочетания звуков (например, при настройке оркестра) или режущего сочетания звуков в стихах.

В современном авангардном искусстве беспорядочное нагромождение звуков иногда используется специально, с определенной идейной и эстетической целью. Еще в 1936 году «концептуалиста» Шостаковича отечественные критики гневно осудили за замысловатую звуковую организацию его оперы «Леди Макбет Мценского уезда», назвав его произведение сумбуром вместо музыки. Произведения американского пианиста Генри Кауэлла, отличавшегося собственным своеобразным стилем, содержат музыкальные многозвучья, характеризующиеся диссонансным звучанием. То же можно сказать о композиторе Джоне Кейдже, прославившемся изобретением так называемого «подготовленного фортепиано». Перед концертом музыкант готовил инструмент, подкладывая между его струнами маленькие предметы – монетки, бумажки, скрепки, булавки. В результате звук приобретал необычные краски и тембр. Техника сочинения музыки у Кейджа основывалась на принципе случайности. До совершенства метод случайности довели его последователи – немец Штокхаузен и француз Булез.

Литература

1. Андреева А.В. Взаимодействие музыки с другими видами искусства. Вестник МГУКИ, 2012.

2. Брянцева В.Н. Музыкальная литература Зарубежных стран. Музыка, 2004. -С. 183

3. Горбачева Е.Г. Популярная история музыки / Автор-сост. Е. Г. Горбачева. — М.: Вече, 2002. – С. 512

4. Зубарева Л.А. Власенко Л.Н История развития музыки: учебное пособие для студентов педвузов РФ. Третье издание. – Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРА», 2006. – С. 466

5. Келдыш Ю.В. Очерки и исследования по истории русской музыки. – М.: Всесоюзное издательство «Советский композитор». - С. 511

6. Копцева Н.П. Музыкальное мышление композитора и процесс создания культурных ценностей. Педагогика искусства электронный научный журнал учреждения российской академии образования «институт художественного образования», 2012 №2.

7. Ливанова Т. Западноевропейская музыка XVII -XVIII веков в ряду искусств. – М.: Музыка, 1977. – С. 528

8. Попова Т. Музыкальные жанры и формы. М.: Государственное музыкальное издательство, 1954. – С. 383

9. Сладкопевец Р.В. Средства музыкальной выразительности как элемент художественно-результативной стороны исполнительского процесса. Вестник МГУКИ, 2014.

10. Холопова В.Н. Формы музыкальных произведений: Учебное пособие. 2-е изд., испр.— СПб.: Издательство «Лань», 2001. – С. 496