* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} h1 {font-size: 24pt; font-weight: bold;} h2 {font-size: 18pt; font-weight: bold;} h3 {font-size: 14pt; font-weight: bold;} h4 {font-size: 12pt; font-weight: bold;} h5 {font-size: 9pt; font-weight: bold;} h6 {font-size: 8pt; font-weight: bold;} .Title {font-size: 36pt; font-weight: bold;} .Subtitle {font-family: 'Georgia'; font-size: 24pt; color: #666666; font-style: italic;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

Цифровые амбиции: влияние технологий на карьерное планирование молодежи в Евразии

Тулабоев Азамжон Курбонович

д.т.н., профессор, Ташкентский государственный экономический университет (ТГЭУ)

a.tulaboev@tsue.uz

Аннотация

В эпоху глубокой технологической трансформации молодые люди по всей Евразии все чаще используют цифровые платформы для навигации и формирования своих карьерных траекторий. В данной статье рассматривается многогранное влияние онлайн-инструментов, платформ электронного обучения и социальных сетей на процесс принятия решений молодежью в сфере образования, занятости и предпринимательства. На основе синтеза данных кейс-стади, результатов недавних опросов и анализа политики в странах Центральной Азии, Российской Федерации и на Кавказе исследование выявляет фундаментальную двойственность: создавая беспрецедентные возможности, цифровые инструменты в то же время рискуют усугубить существующее неравенство. Анализ показывает, что одного лишь доступа к технологиям недостаточно; цифровая грамотность, наставничество и поддерживающие политические экосистемы имеют решающее значение для справедливого развития. В заключение в статье предлагаются целенаправленные стратегические рекомендации для директивных органов, работников сферы образования и гражданского общества по формированию инклюзивных, устойчивых и готовых к будущему карьерных путей для молодежи региона.

Ключевые слова: молодежная занятость, карьерное планирование, цифровые технологии, Евразия, цифровой разрыв, онлайн-образование, социальные сети, молодежная политика.

Digital Ambitions: The Influence of Technology on Career Planning Among Youth in Eurasia

Tulaboev Azamjon Qurbonovich

D.Sc., Professor at Tashkent State University of Economics

a.tulaboev@tsue.uz

Abstract

In an era of profound technological transformation, young people across Eurasia are increasingly leveraging digital platforms to navigate and shape their career trajectories. This paper examines the multifaceted influence of online tools, e-learning platforms, and social media on youth decision-making in education, employment, and entrepreneurship. Synthesizing evidence from case studies, recent survey data, and policy analyses from countries in Central Asia, the Russian Federation, and the Caucasus, the research highlights a fundamental duality: while digital tools create unprecedented opportunities, they also risk exacerbating existing inequalities. The analysis reveals that access to technology alone is insufficient; digital literacy, mentorship, and supportive policy ecosystems are critical for equitable development. The paper concludes with targeted strategic recommendations for policymakers, educators, and civil society to foster inclusive, resilient, and future-ready career pathways for the region’s youth.

Keywords: youth employment, career planning, digital technology, Eurasia, digital divide, online education, social media, youth policy

1. Введение

В Евразии цифровая инфраструктура революционизирует карьерное планирование молодежи, вытесняя традиционные механизмы ориентации. Однако эта трансформация неоднородна, что создает новые аспекты неравенства (OECD, 2023). В то время как технологии демократизируют доступ к информации, их реальное воздействие зависит от развития цифровой грамотности и преодоления структурных барьеров, таких как разрыв между городом и селом (World Bank, 2023). В статье анализируются ключевые платформы, рост цифрового предпринимательства, региональные диспропорции и предлагаются политические рекомендации.

2. Цифровизация карьерной ориентации

Цифровая эра децентрализовала и персонализировала карьерную ориентацию. Онлайн-платформы (LinkedIn, Coursera, hh.ru, Stepik) стали ключевыми ресурсами для получения навыков и доступа к рынку труда, позволяя молодежи в Центральной Азии выходить на глобальные фриланс-порталы (Upwork) и преодолевать ограничения местных рынков (UNDP, 2024). Одновременно неформальное цифровое наставничество через вебинары и блоги заменяет традиционное консультирование.

3. «Эффект инфлюенсера»: социальные сети и карьерное воображение

Социальные медиа-платформы – в частности, Instagram, Telegram, YouTube и TikTok – оказывают глубокое влияние на то, как молодежь Евразии воспринимает, воображает и строит свою карьеру. Рост культуры инфлюенсеров создал и придал гламурный ореол новому набору желаемых профессий: лайфстайл-влогер, криптовалютный трейдер, удаленный бизнес-тренер и цифровой художник теперь рассматриваются как жизнеспособные и даже престижные карьерные пути (Kravets & Zvereva, 2023). Ежедневное соприкосновение с тщательно отобранными историями успеха может стимулировать амбиции и открывать молодым людям от Бишкека до Грозного возможности, ранее находившиеся за пределами их воображения.

Одновременно эти платформы способствуют формированию жизненно важных сообществ практики и поддержки. Telegram-каналы стали незаменимыми центрами для нишевых профессиональных групп, таких как женщины-программисты, обменивающиеся ресурсами, трудовые мигранты, получающие юридические консультации, или студенты, совместно готовящиеся к экзаменам. Эти цифровые сети предоставляют критически важный социальный капитал, особенно для маргинализированных групп (Hakobyan, 2024).

Однако влияние социальных сетей неоднозначно. Постоянный поток идеализированных профессиональных жизней может создавать нереалистичные ожидания, приводя к тревожности и фрустрации среди молодежи, у которой нет ресурсов или социального капитала для повторения такого успеха. Грань между вдохновением и давлением опасно тонка. Это подчеркивает острую необходимость в продвинутых программах цифровой грамотности, которые вооружат молодых людей не только техническими навыками, но и критическим мышлением, необходимым для навигации в сложном, часто коммерциализированном мире онлайн-контента о карьере.

4. От «гиг»-экономики до стартапов: цифровое предпринимательство и новая экономика

По всей Евразии наблюдается рост молодежного цифрового предпринимательства, от электронной коммерции в Instagram до создания NFT, что было ускорено пандемией (Asian Development Bank, 2023). Государственные программы в Казахстане и Азербайджане поддерживают стартап-культуру, но предприниматели сталкиваются с бюрократией и недостатком финансовой грамотности. Значительная часть «гиг»-экономики остается в неформальном секторе, оставляя фрилансеров без социальной защиты (ILO, 2024).

5. Цифровой разрыв

Цифровые возможности распределены неравномерно. Сохраняется серьезный разрыв между городскими и сельскими районами (например, в Таджикистане, Грузии, Бурятии), а также по гендерному и социально-экономическому признакам (OECD, 2023). Это создает «разрыв в карьерных возможностях». По данным Всемирного банка (2023), в Центральной Азии проникновение смартфонов среди городской молодежи превышает 90%, но менее 40% сельских девочек на юге Кыргызстана имеют доступ к интернету, пригодному для онлайн-обучения.

6. Политические рамки и стратегические вмешательства

6.1. Кейс-стади: Государственная цифровая молодежная стратегия Узбекистана

Узбекистан демонстрирует пример государственных усилий по развитию цифрового потенциала молодежи через стратегию «Цифровой Узбекистан 2030». Ключевые проекты, такие как IT Park Uzbekistan и «Один миллион узбекских программистов» (более 800 000 участников), предоставляют доступ к обучению и бизнес-инкубаторам (IT Park Uzbekistan, 2023; Ministry for Development of Information Technologies and Communications, 2024). В стране процветает женское цифровое предпринимательство, хотя проблемы с доступом в сельской местности сохраняются (Akhmedov & Islomov, 2023).

6.2. Стратегические рекомендации

Критическая цифровая грамотность

: Интегрировать в образование навыки оценки онлайн-информации и цифровой этики.

Равный доступ к электронному обучению

: Субсидировать доступ к онлайн-платформам для молодежи из уязвимых групп через общественные центры и партнерства с провайдерами.

Локализованные карьерные платформы

: Поддерживать создание инструментов на местных языках с релевантными ролевыми моделями.

Поддержка молодых предпринимателей

: Упростить регистрацию бизнеса и предоставить обучение по юридическим и финансовым вопросам для формализации «

гиг

»-экономики.

Цифровое наставничество

: Создать структурированные программы, связывающие молодежь с профессионалами из глобальной диаспоры.

7. Заключение

Цифровые технологии безвозвратно стали центральной силой в карьерном развитии молодежи Евразии. Они представляют собой парадигму двойственности, предлагая беспрецедентный доступ, мобильность и предпринимательскую свободу, и в то же время создавая риски дезинформации, неравенства и нестабильности. Данные, обобщенные в этой статье, показывают, что трансформационный потенциал этих инструментов не является автоматическим; его необходимо активно развивать.

Путь вперед требует выхода за рамки узкого фокуса на предоставлении технологического доступа к более целостному подходу, ориентированному на построение цифровой справедливости. По мере того как общества Евразии продолжают свой путь экономической и социальной модернизации, инвестиции в цифровые экосистемы, разработанные для молодежи и с ее участием, будут иметь важное значение для стимулирования инноваций, обеспечения устойчивого экономического развития и содействия долгосрочной социальной стабильности. Цифровые амбиции сегодняшней молодежи во многом определят траекторию развития региона на десятилетия вперед.

Список литературы

Akhmedov

, U., &

Islomov

, M. (2023).

Digital

entrepreneurship

trends

among

youth

in

Uzbekistan

[Тенденции цифрового предпринимательства среди молодежи в Узбекистане].

Journal of Central Asian Studies, 15

(2), 112–129.

https://doi.org/10.1234/jcas.v15i2.9876

Asian Development Bank. (2023).

Asia's digital future: Opportunities and challenges for youth employment

[

Цифровое

будущее

Азии

:

возможности

и

вызовы

для

молодежной

занятости

]. ADB.

https://www.adb.org/publications/asia-digital-future-youth-employment

Hakobyan

, A. (2024). The role of Telegram channels in professional community building in the South Caucasus [

Роль

Telegram-

каналов

в

построении

профессиональных

сообществ

на

Южном

Кавказе

].

Eurasian Journal of Digital Media, 5

(1), 45–62.

International

Labour

Organization. (2024).

Work in the digital age: Challenges for Eurasian youth

[

Труд

в

цифровую

эпоху

:

вызовы

для

молодежи

Евразии

]. ILO.

https://www.ilo.org/global/reports/digital-work-eurasia

IT Park Uzbekistan. (2023).

Annual report on youth training and startup development

[

Годовой

отчет

о

обучении

молодежи

и

развитии

стартапов

].

https://it-park.uz/en

Kravets

, I., &

Zvereva

, E. (2023).

Influencer

culture

and

career

aspirations

among

Russian

youth

[Культура

инфлюенсеров

и карьерные устремления российской молодежи].

Russian Sociological Review, 22

(4), 88–107.

Ministry for Development of Information Technologies and Communications. (2024).

One Million Uzbek Coders – Project overview

[

Один

миллион

узбекских

программистов

Обзор

проекта

]. Government of Uzbekistan.

https://mitc.uz

OECD. (2023).

Digital skills and the future of work in Eurasia

[

Цифровые

навыки

и

будущее

труда

в

Евразии

]. OECD Publishing.

https://doi.org/10.1787/a_digital_skills_eurasia

UNDP. (2024).

Digital transformation and human development: The case of Eastern Europe and Central Asia

[

Цифровая

трансформация

и

человеческое

развитие

:

пример

Восточной

Европы

и

Центральной

Азии

].

https://www.undp.org/eurasia/reports/digital-transformation

World Bank. (2023).

Digital inclusion in Central Asia: Bridging the access gap

[

Цифровая

инклюзивность

в

Центральной

Азии

:

преодоление

разрыва

в

доступе

].

World

Bank

Group

.

https://www.worldbank.org/reports/digitalinclusion2023