ИГРОТЕКА


ПЯТОЕ ИСПЫТАНИЕ — ИГРА ?РАСШИФРУЙ?

Ведущий. Сейчас ваш класс получит карточки, на которых написаны буквы. Ваша задача — в течение двух минут составить из этих букв слово, которое обозначало бы человеческое качество.Класс получил набор карточек с буквами б, т, ь, л, о, з, а, с, о, ю, н, л, е, ь, т, н и приступил к работе.
Детям пришлось несколько раз перекладывать буквы, прежде чем они сумели сложить нужное слово — любознательность. 
Ведущий похвалил детей за то, что они правильно выполнили это задание, и попросил написать на чистом паззле название этого качества. Класс был по-настоящему счастлив, что наконец сумел правильно определить это важное и необходимое для учебы в средней школе качество.

КОММЕНТАРИИ К ИГРЕ
Если бы класс не сумел правильно назвать еще и первое качество — ?старательность?, тогда детям пришлось бы выполнять шестое испытание — игру ?Мяч?. 
Ребята встают в круг и слушают правила игры. По команде ведущего все участники без помощи рук должны передать мяч по кругу. Если мяч во время передачи падает, то он возвращается к первому игроку, и игра начинается заново. В ходе этой игры дети должны выйти на понятие ?старательность? и написать название этого качества на чистом паззле.  Далее ведущий сообщил, что класс сумел набрать достаточно много паззлов с названием важных качеств, которые необходимо взять с собой в пятый класс. Теперь же нужно из этих паззлов сложить символ класса.
Дети с огромным интересом приступили к выполнению задания. 
Ведущий. Как вы думаете, что вам удалось сложить?
Ребята ответили, что это похоже на открытую книгу.
Ведущий. Это действительно открытая книга. И сегодня мы с вами поняли, что символом вашего класса является открытая книга. Сегодня мы также сумели прочитать несколько страниц из этой книги. Стало ясно, что ваш класс — дружный, находчивый, сообразительный, старательный, оригинальный. Впереди у вас средняя и старшая школа, и эта книга постепенно будет пополняться новыми важными качествами, которые вы будете приобретать во время вашей школьной жизни. В конце нашей игры я предлагаю вам поместить вашу книгу на карту с названием тех качеств, которые есть у вашего класса и которые вы возьмете с собой в дорогу в пятый класс. Дети вместе со взрослыми в конце первой части игры оформили карту своего класса. Ведущий предложил каждому ребенку поставить свою подпись на карте.

После этого прошло традиционное обсуждение игры. В нем приняли участие и дети, и педагоги, и психологи. Практически всем ребятам игра понравилась, потому что она помогла им обрести чувство уверенности в будущем. Взрослые рассказали, как сильно они переживали во время игры и как замечательно, что класс сумел самостоятельно справиться с многими проблемами. Ребятам было приятно слышать такие положительные отзывы. Ведущий предложил классу провести на следующей неделе вторую часть игры ?Дорога в пятый класс?.
ВТОРАЯ ЧАСТЬ
Ведущий вошел в класс и сообщил детям, что сейчас состоится продолжение психологической игры. Дети быстро угомонились, навели порядок на партах и приготовились к работе. Психолог попросил присутствовать на игре учителя и других психологов школы. Вначале ребятам напомнили, что происходило в первой части. Большинство детей быстро сумели все вспомнить. Отрадно было услышать не только описание содержания игр, но и рассказы о том, что происходило внутри класса, когда он работал с заданиями. Было очевидно, что игра оставила в сердце и в душе многих незабываемое впечатление. После проведенной рефлексии ведущий предложил продолжить обсуждение темы ?Переход из начального звена в среднее?. На доске вновь появилась карта класса с изображением открытой книги и написанными на ней важными качествами. Рядом был вывешен чистый лист ватмана. Дети догадались, что сегодня на игре им предстоит этот лист чем-то заполнить. А вот чем — для всех ребят пока оставалось загадкой.
УПРАЖНЕНИЕ
Ведущий включил спокойную, расслабляющую музыку и предложил ученикам занять удобное положение за партами. 
Ведущий. А сейчас давайте немного пофантазируем о том, что вас ждет в пятом классе. Закройте глаза, сядьте поудобнее и попытайтесь представлять себе то, о чем я буду говорить. Вы пришли 1 сентября в школу в пятый класс. Попытайтесь представить, как вы выглядите, с кем общаетесь, чем занимаетесь. А теперь вы сидите на уроке. Что происходит в классе? Приглядитесь, кто из учителей ведет уроки и о чем вас спрашивают. Что от вас требуют? Способны ли вы выполнять те требования, которые вам предъявляют? 
Попытайтесь найти в школе такое место, где бы вы чувствовали себя хорошо, уютно и безопасно. Представьте теперь взрослых, с которыми вам было бы приятно, спокойно и интересно общаться.
А теперь мы возвращаемся обратно, в настоящее, в четвертый класс. Я считаю до пяти. На счет ?пять? вы медленно открываете глаза и оказываетесь в нашем классе.
После релаксации ведущий предложил детям по желанию рассказать, что им удалось представить. Несколько ребят поведали классу, какими они сумели увидеть себя в среднем звене. Среди учеников оказались и такие, у которых не получилось представить себя учеником пятого класса. Возможно, это было связано с тем, что не все дети в таких условиях могут расслабиться. Поэтому лучше проводить релаксацию в помещении, где есть возможность каждому выбрать удобное место и положение. 
После недолгого обсуждения ведущий предложил классу нарисовать себя в настоящем и в будущем (в пятом классе). Каждый рисовал на своем листке. 
Рядом со вторым рисунком нужно было написать, каким каждый себя представляет в пятом классе, что в нем изменится. Ведущий попросил детей, чтобы они обращали внимание не только на внешние изменения, но и на внутренние.
Класс под спокойную музыку рисовал и делал подписи. Было видно, что все погружены в работу. Каждый старался изо всех сил как можно лучше изобразить себя. 
И вот музыка прекратилась — значит, отведенное для рисования время закончилось.
Дети по желанию рассказывали, какими они себя нарисовали в настоящем и будущем, какие изменения произойдут с ними в среднем звене. Во время рассказа ведущий уточнял у ребенка, чего он ждет от себя в пятом классе. Эти ожидания ведущий просил записать около своих рисунков. 
Большинство детей от средней школы ожидали хороших оценок, добрых учителей, интересного учебного материала и веселой школьной жизни. 
Многие считали, что они должны стать добрыми и красивыми, другие видели себя сильными и счастливыми, а кто-то думал, что будет хорошо учиться. 
В конце игры ведущий предложил детям приклеить свои рисунки на чистый лист ватмана, чтобы они могли сохраниться в школе до следующего учебного года. 
Ведущий. Посмотрите внимательно на карту. Вы имеете уникальную возможность увидеть, какими вы хотите стать. Оправдаются ли ваши ожидания, вы узнаете, когда будете учиться в пятом классе. Но у вашего класса есть такие качества, которые должны помочь вам жить интересной школьной жизнью в среднем звене.

В результате проведения таких игр мы сумели увидеть хорошую психологическую готовность данного класса к переходу из начального звена в среднее. Также нам удалось получить дополнительный диагностический материал, который был в дальнейшем использован психологом на психолого-педагогическом консилиуме и при планировании психологической работы с классом.