Тема: «Древо «Моя семья».
Цель: формирование представления о семье, как ячейке общества, ее роли в жизни человека, влиянии семьи на человека, подготовить учащихся к выполнению проекта.
Задачи:
-развивать у обучающихся потребность узнать историю своей семьи;
-формировать понимание ценности семьи;
-воспитать чувство гордости за свою семью, уважения к родителям;
Формирование УУД:
Предметные:
- создать условия для формирования у учащихся понятий родословная, семья, родственные отношения;
- содействовать ознакомлению с семьями одноклассников;
- воспитание уважения к своим предкам, чувства гордости за них
Метапредметные:
-содействовать развитию у уч-ся УУД, необходимых для построения самостоятельных рассуждений и умозаключений;
- способствовать развитию творческого мышления ;
-способствовать развитию умения проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
-выполнять взаимопроверку, самопроверку и корректировку учебного задания;
Личностные:
-содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности;
- способствовать сплочению классного коллектива;
- помочь учащимся осознать ценность совместной работы.
Планируемые результаты: учащиеся узнают родословную своей семьи; научатся составлять родословное древо семьи; собирать информацию; работать в группе.
Оборудование: схемы генеалогического древа, изображения членов семьи; опорные слова, презентация песни «Моя семья», пословицы, коллаж «Семейные традиции и реликвии», электронная физминутка.
Ключевые слова: семья, родословная, генеалогическое древо, семейные традиции, предки.
Ход занятия:
1.Организационный момент
- Собрались все дети в круг
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся
-Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно.
2. Самоопределение к деятельности. Объявление темы и целей занятия
-Сегодня наш урок, друзья,
Про удивительных семь «Я»!
Кто они мне подскажите?
Тему вы определите! (семья)
– Что означают эти удивительные семь Я?
– О чём мы будем говорить на уроке?
– Верно. Мы будем говорит о семье, о вашей семье.
– Тема нашего урока: Древо «Моя семья»
– Сегодня на уроке предстоит большая и интересная работа.
– Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми, что такое поколение, древо семьи.
– Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила весело и счастливо.
3.Актуализация знаний. Мотивация к учебной деятельности
–Число семь- необычное число, волшебное.
-Ребята, а где вы встречали число 7?
(7цветов радуги, 7 чудес света, 7 гномов, 7 козлят, 7 нот, 7раз отмерь и один раз отрежь, семеро одного не ждут
Семья – это гнездышко, в котором уютно и хорошо.
Семья для человека – самое главное и дорогое.
В семье каждый заботится друг о друге.
Семья – это мама, папа, моя сестра и я)
– Что для вас означает слово СЕМЬЯ?
– Что обозначает слово семья? В словаре В. И. Даля семья – это группа родственников, живущих вместе.
4. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Игра на внимание
– Я хочу предложить вам проверить, насколько вы внимательны. Я прочитаю четверостишие, а вы запоминайте, какие члены семьи в нём упоминаются.
Очень люблю, когда все собираются.
Белою скатертью стол накрывается.
Бабушка с мамой, папа и я,
Мы называемся вместе – семья.
– Каких членов семьи перечислили в четверостишии?
– О ком не упомянули в этом стихотворении?
Физминутка
– Давайте ещё раз вспомним всех членов семьи (стоя)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – Я.
Вот и вся моя семья.
– Так, кто же является членами семьи?
Семья – это близкие нам люди: мама, папа, дети, бабушка, дедушка.
Работа в парах. Работа с пословицами
-А какие вы знаете пословицы о семье?
Семья сильна, когда над ней крыша одна.
В родной семье и каша гуще.
В семье любовь да совет, так и нужды нет.
Один за всех и все за одного.
Зачем и клад, коли в семье лад
Семья – убежище души. Вся семья вместе, так и душа на месте
-Составить пословицы
-А теперь послушайте ещё одну пословицу
Семья крепка ладом.
-Как вы её понимаете? Что такое «лад»?
-Какой должна быть семья, чтобы в ней было комфортно всем её членам.
-Составим солнышко из самых тёплых лучиков, которые оберегают вашу семью.
-В крепкой, дружной семье каждый берёт на себя какие-то обязанности – зарабатывает деньги, ходит в магазин за покупками, готовит, стирает, убирает, организует отдых.
- Какую посильную помощь семье оказываете вы?
Традиции семьи
-Из поколения в поколения передаются семейные ценности и традиции.
-Семья крепка и традициями.
-Какие традиции есть в вашей семье?
-Ребята, Полина подготовила рассказ о семейных праздниках и традициях.
Семейные реликвии
-В каждой семье есть старинные предметы, которые передаются из поколения в поколение.
-Это старые фотографии, письма, ордена и медали, вещи, сделанные руками ваших предков, предметы старины… Другими словами, семейные реликвии, которые передаются из поколения в поколение.
- Какие семейные реликвии есть у вас?
Игра «Моя семья»
- Предлагаю игру, которая так и называется «Моя семья».
Если я тебе мама, то ты мне...?
Если я тебе дедушка, то ты мне...?
Если я тебе дядя, то ты мне... ?
Если я тебе дочка, то ты мне...?
Если я тебе брат, то ты мне...?
Если я тебе племянник, то ты мне...?
Работа над проектом
Составление мини-проекта «Родословная семьи»
Ребята, человек рождается на свет, растет. А задумываетесь ли вы: кто вы? Откуда ваши корни? Слушаю ответы детей.
- Ребята, давайте сегодня поговорим о нас с вами – жителях Земли. Все мы – листья одного огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. Свое начало каждый берет в родительском доме.
-Что такое родословная? (Это перечень поколений одного рода.)
-Что такое род? Предок? ( Род – ряд поколений, происходящих от одного предка. Предок – это древний предшественник по роду.)
-Прабабушки, прапрабабушки и прапрадедушки - это ваши предки, которые жили задолго до вас и ваших родителей.
А чтобы составить своё семейное древо, что надо знать? ( Своих предков)
А вы можете назвать имя своей прабабушки? Знаете, откуда она родом?
В народе не уважают "Иванов, не помнящих родства".
- Существует специальная наука, которая занимается изучением родословных. Она называется «Генеалогия».
«Родословная» - это перечень поколений, имеющих одного предка.
Работа в группах
Работа в группах
-Сейчас мы с вами составим модель «Древо моей семьи»
Практическая работа: Модель «Родословная семьи»
1) Разделите слова – листочки на поколения
2)Приклеить слова-листики (я, мама, папа, дедушка, бабушка, дедушка)
Учитель демонстрирует примеры составленных родословных.
Каждому человеку интересно и важно знать свою родословную. Любовь к близким, верность семейным традициям, память о тех, кого уже нет с нами, наполняет нашу жизнь глубоким смыслом. Ведь мы появились на свет благодаря людям старших поколений. Мы учимся у них всему хорошему: доброте, мужеству, честности, взаимопомощи. Уважение к старшим, забота друг о друге делают нашу жизнь счастливее.
5. Этап представления знаний.
Дети выступают со своими работами
6.Итог занятия. Рефлексия
1)- Что же вы узнали и чему научились на занятии?
2) Стихотворение «Моя семья»
Кто домой приходит поздно,
Кто на вещи смотрит грозно?
Кто меняет лампочки? –
Ну, конечно – папочка!
Кто с утра до ночи белкой,
Моет, варит, режет мелко?
Кто летает ласточкой? –
Ну, конечно – мамочка!
Кто готов построить дом,
Бегать, прыгать, ржать конем?
Кто наш непоседушка? –
Ну, конечно – дедушка!
Кто расскажет на ночь сказку
Про Принцессу - Златовласку,
Испечет оладушки? –
Ну, конечно – бабушка!
Кто сломает, что построил,
Кто поможет мне с сестрою?
Кто шалун – мальчишка? –
Вот и он – братишка!
Кто вся в бантиках и куклах,
Вся в эмоциях и чувствах?
Кто поет, как птичка? –
Это же – сестричка!
Кто, Вы спросите меня,
Эти милые друзья?
Я отвечу, не тая –
Это все – моя СЕМЬЯ!
Самооценка
- Кто работал хорошо, кто выполнял правильно все задания – прикрепляет красное яблоко
- Кто старался, но допустил ошибки – жёлтое яблоко.
- Кому на уроке было трудно – голубое яблоко
Наш урок я хочу закончить стихотворением
Семья – волшебный символ жизни!
В ней – всё, в ней капелька Отчизны!
В ней – мама, папа, брат, сестра,
В ней – маленький квадрат двора.
В ней – солнце, в ней – березка, дом,
Согрето всё теплом кругом.