Подготовила воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 145 «Ромашка»
Лакеева А.С.
Конспект занятия
по нравственно-патриотическому воспитанию
в младшей группе «Дружная семья».
Цель: формирование представления о семье; воспитание любви, уважения и заботливого отношения к членам своей семьи; развитие умения выражать свои чувства по отношению к близким людям, развитие диалогической речи.
Задачи:
1.Познакомить детей младшего дошкольного возраста с таким социальным явлением как семья.
2.Закрепить знания о семье, ее членах и тех социальных ролях, которые выполняют в семье: отец, мать, бабушка, дедушка, дети.
3.Расширять и пополнять словарный запас детей новыми прилагательными и глаголами, закреплять использование их в речи.
4.Воспитывать доброе, доброжелательное отношение к окружающим, вызвать хорошее настроение.
Методы и приемы:
Игровой: сюрпризный момент, дидактические игры, пальчиковые игры.
Словесный: беседа, вопросы, указания, поощрения, художественное слово (загадки).
Наглядный: показ иллюстраций.
Материал и оборудование: картинки с изображением членов семьи, картинка с изображением всей семьи, корзинка, сердечки из картона.
Ход занятия.
Организационный момент
(проводится в кругу)
Воспитатель:
Ты и я, ты и я, (дети показывают на соседа справа, на себя, соседа слева, на себя)
Вместе – дружная семья (кладут руки друг другу на плечи)
Вместе играем, (прыгают на месте, кружатся)
Вместе читаем (изображают действие)
И друг другу всегда помогаем (два хлопка и «обнимашки»).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам опять пришел в гости.
Дети: Бабушка Василиса с волшебной корзиночкой (ответ детей).
Воспитатель: Здравствуйте, Бабушка Василиса.
Дети: Здравствуйте, Бабушка Василиса.
Бабушка Василиса: А корзинка у меня, ребята, не простая, а волшебная.
Бабушка Василиса: Отгадайте загадку, что у меня в корзинке?
Румяное, как плюшка,
А если поцелует в нос,
Останется веснушка.
Дети: Солнышко.
Бабушка Василиса: Правильно, это солнышко.
Бабушка Василиса: Это солнышко непростое, а волшебное. С помощью его мы сыграем в игру «Давайте познакомимся». Я предлагаю взять это солнышко в руки и передавать его друг другу, называя свое имя.
Воспитатель: Меня зовут Анастасия Сергеевна,…и т. д.
Воспитатель: Дети, каждый из вас называл своё имя. А скажите пожалуйста, кто же вам дал имя?
Дети: (Ответы: родители, мама, папа)
Бабушка Василиса: Правильно, это Ваши родители! У каждого из нас есть своя семья, в которой все друг друга любят. А сейчас я предлагаю Вам отгадать загадки. Присаживайтесь на стульчики.
Первая загадка:
Кто пришел ко мне с утра?
Кто сказал: «Вставать пора»?
Кашу кто успел сварить?
Чаю в чашку мне налить?
Кто косички мне заплел?
Целый дом один подмел?
Кто ребячий любит смех?
Кто на свете лучше всех?
Дети: Мама.
Бабушка Василиса: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет на мольберт картинку с изображением мамы).
Беседа:
– Как зовут твою маму?
-А как ты помогаешь маме?
– Что она делает дома?
Бабушка Василиса: А сейчас давайте поиграем в игру «Назови ласково»:
Мы с Вами сложим в корзиночку ласковые слова для мамы.
Я открою корзиночку, а вы будете называть ласковые слова: они будут долетать и наполнять её.
Итак, начнем!
Наводящие вопросы воспитателя:
Воспитатель: Когда мама обнимает вас, целует, жалеет. Она какая?
Дети: Ласковая, добрая, милая, нежная.
Воспитатель: Когда мама модно одевается. Какая она?
Дети: Красивая.
Воспитатель: Когда мама улыбается, смеётся. Какая она?
Дети: Весёлая.
Воспитатель: А если вы маму любите, то она какая?
Дети: Любимая.
Воспитатель: Когда мама заботится о вас. Какая она?
Дети: Заботливая.
Воспитатель: Если мама занимается хозяйством, делаем много домашних дел. Какая она?
Дети: Трудолюбивая, хозяйственная.
Воспитатель: Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали мы в корзиночку. А пока мы её закроем, чтобы наши слова не растерялись и не забылись.
Воспитатель: А теперь послушайте следующую загадку:
Может он в футбол играть,
Может книжку вам читать,
Может рыбу он ловить,
Кран на кухне починить
Может прокатить тебя
Вместо быстрого коня
Для тебя всегда герой,
Самый лучший….(папа) твой.
Воспитатель: Молодцы, ребята, правильно!
(Выставляет картинку с изображением папы).
Беседа:
-Как зовут твоего папу?
-Что он делает дома?
-Как помогает маме?
Воспитатель: А теперь давайте откроем нашу волшебную корзиночку и положим в неё ласковые слова для папы.
Дети: Ответы детей. (Смелый, заботливый, умелый, работящий, красивый,
веселый.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Много слов и для папы вы подобрали. Давайте теперь корзиночку закроем, она нам ещё пригодится.
Бабушка Василиса: Отгадываем следующую загадку:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки,
Это наша…
Дети :Бабушка.
Бабушка Василиса: Молодцы, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением бабушки).
Беседа:
– Как зовут твою бабушку?
– Кто ты для бабушки?
- Что вы любите делать вместе с бабушкой?
А давайте и для бабушки ласковые слова сложим в корзиночку.
Бабушка Василиса: Молодцы! А вот ещё загадка:
Мочит в тёплом молоке
Он кусочек хлебушка,
Ходит с палочкой в руке
Наш любимый…
Дети: Дедушка.
Бабушка Василиса: Да, ребятки, правильно!
(Выставляет картинку с изображением дедушки).
Беседа:
– Ребята, а у кого есть дедушка?
-Как его зовут?
– Кто ты для дедушки?
Бабушка Василиса: Замечательно, ребята! Вы все умнички.
Давайте и дедушке соберём ласковые слова в нашу волшебную корзиночку.
( ответы детей)
Бабушка Василиса: Закроем пока нашу корзиночку, чтобы все добрые слова не разлетелись.
Ребята, дедушка и бабушка старше всех в семье, поэтому их нужно
уважать, помогать им.
Ну, вот и наша корзиночка наполнена словами. Давайте вспомним, для кого мы
собирали ласковые слова?
Дети: Для мамы, папы, бабушки и дедушки.
(Выставляет картинку с изображением всей семьи).
А все эти люди вместе называются одним словом – Семья. В семье все любят, заботятся и помогают друг другу. Ребята, а давайте покажем как семья делает зарядку.
Физминутка "Семья"
Мама, милая, родная, (ладони прикасаются к щекам,
движения головой – влево - вправо)
Папа тоже дорогой. (вытягивают руки вперёд).
Бабушка совсем седая, (поглаживая виски в сторону затылка)
Дед уже не молодой. (поглаживание щёк вниз)
Брат похаживает в школу, (ходьба на месте)
А сестра лишь в детский сад, (сгибание ног в коленях)
Я скажу, ребята, смело (сгибание правой руки в локте,
большим пальцем прикасаясь к груди)
Что семье я очень рад. (руки от груди разводят в стороны).
(Дети выполняют соответствующие движения.)
Ребята, а давайте покажем свою семью на ладошке.
Пальчиковая гимнастика «Семья». (разгибает из кулака пальцы и сопровождает движение текстом).
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
А этот пальчик – Я,
Вот и вся моя семья.
Воспитатель: Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
У кого – то семья большая, у кого-то поменьше. Но в каждой семье вас любят и о вас заботятся. Вы — самые счастливые дети на свете.
Воспитатель: А теперь давайте откроем нашу волшебную корзиночку. Ребята, смотрите, произошло чудо: каждое ласковое слово превратилось в сердечко.
( Открывает корзиночку и показывает сердечки из цветной бумаги.)
Сейчас я вам всем раздам по сердечку, а вы вечером подарите его кому хотите из вашей семьи, при этом обязательно скажете ласковые слова, которые мы сегодня собирали с вами в корзиночку.
Воспитатель: А теперь давайте попрощаемся с нашей гостьей Бабушкой Василисой. Приходите к нам ещё.