Формы работы учителя-логопеда с родителями с детьми с ТНР. Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нём лучшего. Дети с тяжелыми нарушениями речи - это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа, ритма и интонации. Чтобы коррекционная работа по преодолению речевых нарушений была эффективной, необходимо сотрудничество, взаимопонимание и взаимопомощь родителей и педагогов. Ещё В.А. Сухомлинский говорил, что задачи воспитания и развития будут успешно решены в том случае, если педагоги будут поддерживать связь с семьёй и вовлекать её в свою работу. Только систематическая и целенаправленная работа между учителем-логопедом и родителями приведёт к положительным результатам в развитии ребенка. Одной из форм работы с родителями являются родительские собрания. В логопедической группе лучше их провести 3 раза в год. После того, как дети прошли ТПМПк у родителей возникает много вопросов, касаемых специфики логопедической группы, многие испытывают страх и тревогу за своего ребенка. На первом собрании учитель-логопед должен установить доброжелательные отношения между участниками коррекционного процесса, настроить всех на продуктивную совместную работу. Родителям необходимо рассказать о планировании коррекционной работы и настроить всех на успех. Необходимо объяснить родителям, что без ежедневных занятий и тренировок по определенным заданиям логопеда невозможно достигнуть хороших результатов. Консультации - следующая форма работы учителя-логопеда с родителями. Учитель-логопед должен уметь в понятной форме донести до родителя особенности речевых нарушений у ребенка, а также рассказать о методах и приёмах их преодоления. Очень важно, чтобы родители проявляли интерес к достижениям и успехам своего ребенка. Учитель-логопед знакомит родителей с результатами диагностики, которую проводит дважды в год, разъясняет правила выполнения артикуляционных упражнений, домашних рекомендаций. Родителям должно быть разъяснено, как правильно следить за поставленными звуками, в какие речевые игры можно играть дома. Кроме того, на индивидуальных консультациях родители могут рассказать о своих удачах и затруднениях, которые возникают дома при выполнении заданий. Учитель-логопед даёт в ответ грамотные рекомендации. Возможно проведение тестирования или анкетирования родителей с целью выявления наиболее актуальных проблем. После этого учитель-логопед может организовать свою работу в соответствии с потребностями родителей и детей. Учитель-логопед может пригласить родителей на индивидуальное занятие ребенка, показать все нюансы, возникающие при обучении. Родители могут обучиться практическим приёмам логопедической работы для самостоятельной отработки в домашних условиях. С этой же целью можно организовывать дни открытых дверей и различные мастер-классы. Ведение индивидуальных тетрадей помогает родителям разобраться, как продвигается процесс коррекции звуков. Учитель-логопед с помощью экрана звукопроизношения, который вклеивает в тетрадь, показывает количество нарушенных звуков и динамику исправления звуков. Родители могут видеть с каким звуком на данный момент идет работа. Ежедневно даются задания на отработку поставленного звука. Выполнение речевых упражнений позволяет закреплять материал и добиваться устойчивого результата. Обязательное ведение речевого уголка, в котором еженедельно выставляется тема для отработки. В этом уголке подбираются игры и упражнения по лексической теме. Так же различные рекомендации могут выкладываться учителем-логопедом на страничке сайта дошкольного учреждения. Огромная роль в коррекционной работе с детьми отводится систематизации, непрерывности и постоянному закреплению полученных знаний и навыков на занятиях. Родители должны быть правой рукой учителя-логопеда, они должны быть заинтересованы в успехе своего ребенка. Все предложенные формы работы учителя-логопеда с родителями способствуют развитию сотрудничества и партнёрства, которое приводит к достижению хороших результатов в коррекционной работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи.
Работа творческого конкурса: "Организация работы с родителями: формы и методы эффективного взаимодействия"
"Эффективные формы работы учителя-логопеда с родителями, имеющими детей с тяжелыми нарушениями речи"