* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} h1 {font-size: 20pt;} h2 {font-size: 16pt;} h3 {font-size: 14pt; color: #434343;} h4 {font-size: 12pt; color: #666666;} h5 {color: #666666;} h6 {color: #666666; font-style: italic;} .Title {font-size: 26pt;} .Subtitle {font-size: 15pt; color: #666666;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Table Paragraph {font-family: 'Times New Roman';} .Обычный1 {} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .footer {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;}

Управление образования администрации города Минусинска

Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования «Центр туризма»,

МОБУ “Средняя общеобразовательная школа № 2” гинусинска

ПРИНЯТА

На педагогическом совете

Протокол от «____»___________2023г.

№ протокола ________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ ДО «ЦТ»

____________Р.Р. Чапаев

ПРИНЯТА

На педагогическом совете

Протокол от «____»___________2023г.

№ протокола ________________

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОБУ “Средняя общеобразовательная

школа №2” г. Минусинска

____________С.А. Ефименко

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности, реализуемая в сетевой форме

«ЭКСКУРС-ЦЕНТР»

Уровень программы - начальный

Возраст обучающихся: 11 - 17 лет

Срок реализации программы: 1 год

Автор-составитель:

Янулис Ирина Викторовна

Методист

г. Минусинск, 2023

Содержание:

Страницы

Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»:

1.1

Пояснительная записка

2-7

1.2

Цель и задачи программы

7-8

1.3.

Содержание программы

9-15

1.4.

Планируемые результаты

15-16

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

2.1.

Календарный учебный график

16

2.2.

Материально-технические условия

16-17

2.3.

Формы аттестации

17-18

2.4.

Оценочные материалы

18-19

2.5.

Методические материалы

19

2.6.

Условия реализации программы

19-20

2.7.

Список литературы

20-22


Раздел № 1 «Комплекс основных характеристик программы»

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа туристско-краеведческой направленности «ЭКСКУРС-ЦЕНТР», реализуемая через сетевое взаимодействие разработана на основании следующих нормативных документов:

- ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.08.2020);

- ФЗ от 24.11.1996 № 132-ФЗ (ред. от 05.04.2016) «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»;

- «Концепция развития дополнительного образования детей до 2030

года», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 года № 678-р;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 03.09.2019 г. №467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам";

- Приказ Министерства просвещения РФ от 05.08.2020 №391 “Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ”;

- Письмо Минобрнауки РФ № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ» (включая разноуровневые программы)»;

- Письмо Минобрнауки РФ от 04.03.2010 №03-412 «О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения»;

- Перечень поручений Президента Российской Федерации, по итогам встречи со школьниками во Всероссийском детском центре «Океан» 1 сентября 2021 года от 24.09.2021 г. № Пр-1806;

- Поручение Заместителя председателя Правительства Российской Федерации Т.А. Голиковой от 11 ноября 2021 года № ТГ-П44-16051;

- Устав муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр туризма» г. Минусинска (МАОУ ДОЦентр туризма”);

- Устав МОБУ "СОШ №2" г. Минусинска (изменения от 21.06.2016 г, изменения от 19.04.2017 г., изменения от 16.07.2019 г., изменения от 19.08.2020 г.);

- Положение о школьном архиве МОБУ “СОШ №2” г. Минусинска.

- Методические рекомендации по организации сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ;

- Методические рекомендации по разработке модульных общеразвивающих программ в учреждениях дополнительного образования;

- Методические рекомендации по проектированию содержания и оформлению разно уровневых общеразвивающих программ;

- Положение о сетевой форме реализации дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ в учреждении дополнительного образования.

Направленность программы.

Туристско-краеведческая.

Новизна.

Одной из важнейших задач государственной политики в сфере образования на современном этапе является повышение качества образования через организацию всестороннего партнерства, в том числе и развитие сетевого взаимодействия на различных уровнях системы образования и дополнительного образования.

Важным условием повышения эффективности деятельности Центра туризма, как любого учреждения дополнительного образования, является работа по становлению и развитию сетевого взаимодействия, расширению социального партнерства в социокультурном муниципальном пространстве. Такие многочисленные и разносторонние взаимосвязи с внешним миром активно влияют на формирование самосознания и субъективной модели мира у каждого ребенка, способствуют расширению и формированию комплексного взгляда на мир, всестороннему развитию и его формированию его активной личностной позиции в современном мире.

Программа сетевого взаимодействия поддерживает профессиональную мотивацию педагогов, способствуя этим успешному и устойчивому развитию МАОУ ДОЦентр туризма”. Кроме того, здесь есть максимальный простор для установления дополнительных точек профессионального роста и взаимообмена методами и способами передачи краеведческих знаний между МАОУ ДОЦентр туризма” и МОБУ “Средняя образовательная школа №2” г. Минусинска.

В процессе реализации документов стратегического планирования развития муниципальных образований – концепции комплексного социально-экономического развития, стратегического плана, стратегического выбора, комплексной и целевых программ –важное значение имеют флагманские проекты, выполняющие роль особого катализатора прогрессивных изменений в территориальной социально-экономической среде. В силу этого было принято решение о создании дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «ЭКСКУРС-ЦЕНТР», которая поможет реализовать для всех сетевых партнеров:

- Концепцию развития дополнительного образования детей до 2030 года;

- Программу развития муниципальной системы дополнительного образования города Минусинска;

- Усиление и консолидацию методических и образовательных ресурсов МАОУ ДОЦентр туризма” и МОБУ “Средняя образовательная школа №2” г. Минусинска.

Актуальность.

Современные требования модернизации системы образования диктуют учреждениям дополнительного образования реализацию новых форм обучения, воспитания и просвещения. Потенциал МАОУ ДОЦентр туризма” позволяет реализовать в рамках социального заказа муниципального образования о флагманских и сетевых проектах дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу туристско-краеведческой направленности «ЭКСКУРС-ЦЕНТР».

Актуальность обеспечивает способность к профессиональному росту, социальной мобильности в условиях всеобщей информатизации и цифровизации в стране становится определяющей. Обучающиеся под наставничеством преподавателей в процессе обучения в рамках программы:

- проходят информационное погружение в профессии “Бренд-менеджер”, “Экскурсовод”, “Гид”;

- формируют начальные представления и навыки об этих профессиях;

- закрепляют их в самостоятельных проектах;

- взаимодействуют с окружающим миром по запросу программы и своего проекта с цифровым виртуальным сообществом.

Изучение краевой и городской истории в формате познавательных маршрутов, экскурсий, их разработка и создание своего собственного маршрута позволяют воспитать и обучить подростка как человека мыслящего, осознанного и умеющего ориентироваться в огромном потоке информации для формирования своего собственного пути и деятельности. Маршруты и экскурсии как активная форма туристско-краеведческой деятельности (ТДК) являются эффективным средством повышения социальной грамотности учащихся.

В программе учитываются основные условия эффективной реализации педагогического потенциала познавательного туризма:

- педагогическое сопровождение,

- вариативность и мобильность,

- социально-педагогическая интеракция,

- групповая динамика,

- гибкость обучения,

- интеграция формального и неформального образования,

- событийность и яркие впечатления,

- эмоциональность и увлекательность,

- практическая значимость путешествия.

Отличительные особенности.

Отличительными особенностями дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности, реализуемой в сетевой форме «ЭКСКУРС-ЦЕНТР» от других общеобразовательных дополнительных программ туристско-краеведческой направленности в МАОУ ДО «Центр туризма» являются:

Использование сетевой формы взаимодействия МАОУ

ДО

Центр

туризма” с МОБУ “Средняя общеобразовательная школа №2” г.

Минусинска;

Практико-ориентированное обучение

в экскурсиях и познавательных маршрутах, посвященных изучению истории Красноярского края и родного города Минусинска;

Создание благоприятного пространства для активизации интеллектуально-творческой деятельности учащихся через участие в исследовательской и проектной деятельности;

Углубленное изучение истории

родного города Минусинска, что существенно расширяет образовательное и воспитательное пространство традиционных туристско-краеведческих программ МАОУ

ДО

Центр

туризма”;

Разработка содержания программы в соответствии с учетом местных, региональных и краевых особенностей туристско-краеведческой деятельности;

Адресат программы.

Программа адресована подросткам 11-17 лет. На начальный уровень принимаются учащиеся, имеющие начальные теоретические и практические универсальные учебные знания, а также учащиеся, проявляющие интерес к данному виду деятельности. Группа формируются из учащихся возрастом 11-17 лет. Наполняемость в группе составляет до 15 человек.

Уровень освоения программы.

Начальный.

Срок реализации программы и объём учебных часов.

1 год обучения.

Общий объем учебных часов - 180 часов, из которых 144 часа основной организации сетевого взаимодействия МАОУ ДОЦентр туризма” и 36 часов организации-участника сетевого взаимодействия, МОБУ “Средняя общеобразовательная школа №2” г. Минусинска.

Форма обучения

Очная.

Режим занятий.

Занятия основной организации сетевого взаимодействия МАОУ ДОЦентр туризма” проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (либо 1 практическое занятие в неделю). Продолжительность одного занятия 2 учебных часа. Продолжительность учебного часа 45 минут на очной форме. Занятия организации-участника сетевого взаимодействия МОБУ “Средняя образовательная школа №2” г. Минусинска проводятся 1 раз в неделю по 1 часу.

В каникулярное и часть учебного времени, возможно, увеличение нагрузки в рамках выездных экскурсий и познавательных маршрутов; выезды на очные сессии программ Красноярского краевого центра туризма и краеведения.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности “ЭКСКУРС-ЦЕНТР»

ЦЕЛЬ: Формирование у обучающихся готовности к профессиональному самоопределению и самореализации в современном мире на основе создания своего позитивного бренда родного города посредством включения в исследовательскую и проектную деятельность в рамках туристско-краеведческой направленности.

ЗАДАЧИ:

Образовательные - формирование исследовательской позиции:

Организовать индивидуальную и коллективно-творческую деятельность обучающихся по приобретению новых знаний об истории и культуре родного города из разных источников информации;

Обучить основам работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами, медиа материалами и т

.

д.);

Обучить основам исследовательской и проектной работы, расширить знания о методах исследования и проектной деятельности;

Применять научные методы познания окружающего мира (через собственную проектную и исследовательскую деятельность)

;

Обучить основам туристской деятельности, организации экскурсий, составлению познавательных маршрутов

(ПМ)

;

Обучить основам брендирования, как создаются бренды городов, компаний, проектов;

Научить использовать средства информационных и коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;

Развивающие - оформление позитивного бренда родного города:

Формировать общественную активность, гражданскую позицию, культуру общения и поведения в социуме через работу в коллективе и презентации собственных проектов в виде экскурсии и познавательных маршрутов;

Реализовать и продвигать в виртуальном пространстве бренд родного города через ведение блогов, страниц в соц. сетях

в рамках

сво

его

проект

а в Программе

;

Формировать у учащихся компетентность «Продвижение» в процессе разработки туристских продуктов (компетентность «Продвижение» – это способность и стремление выполнять исследование и оформлять его результаты с целью выполнения заказа какого-либо субъекта);

Воспитательные - формирование готовности к профессиональному самоопределению:

Развить у учащихся профессиональное самоопределение

через

освоение первичных навыков туристских профессий “Бренд-менеджер”, “Экскурсовод”, “Гид”

(профессиональное самоопределение выражается в мотивационно-личностном (смысловом), когнитивном (карьерной

грамотности) и деятельностном развитии личности)

;

Формировать

над-профессиональные

компетенции

в туристских профессиях

- навык общения, навык работы в команде, навык сотрудничества,

лидерские

навык

и

принятия решений и ответственности за

группу, способы ведения группы

;

СОДЕРЖАНИЕ Дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы туристско-краеведческой направленности «ЭКСКУРС-ЦЕНТР»:

Учебный план Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр туризма»

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Все-го

Тео-рия

Практика

1.

Введение в программу «ЭКСКУРС-ЦЕНТР»

4

2

2

Начальное тестирование учащихся по ключевым темам занятия, быстрый тренинг на их сплочение.

2. Этап подготовки и формирования представления о туристско-краеведческой деятельности, туристических профессиях

2.1.

Понятие краеведение. Направления краеведения.

2

2

Опрос.

2.2.

Основы проектной деятельности, типы и структура индивидуального проекта

6

4

2

Тестирование, определение примерной темы своего проекта.

2.3.

Основы работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами, медиа материалами и т.д.)

14

6

8

Составление в самостоятельном порядке списка вопросов для библиотекаря, архивиста, работника музея. Посещение музея, архива, библиотеки

2.4.

Понятие экскурсии, функции и признаки экскурсии, их классификации. Способы описания экскурсий.

12

4

8

Опрос по теории экскурсий, экскурсия по ул. Октябрьской, экскурсия по ул. Корнева, экскурсия по ул. Ленина. Создание в соц. сетях индивидуальной проектной страницы учащегося.

2.5.

Понятие познавательного маршрута (ПМ). Отличие ПМ от экскурсии. Цели и задачи ПМ. Структура ПМ. Классификация ПМ.

12

4

8

Опрос по теории ПМ. ПМ по улице Обороны. ПМ по ул. Комсомольская. ПМ по улице Кр. Партизан. Тест “Различия экскурсии и ПМ

2.6.

Основы таких профессий как “Экскурсовод”, “Бренд-менеджер”, “Гид”. Различия и особенности, навыки, необходимые профессионалу.

10

4

6

Заполнение учащимися таблицы различий и особенностей профессий, итоговый тест.

Демонстрация преподавателем проведения познавательного маршрута с точки зрения 3х профессий.

2.7.

Что такое бренд, способы брендирования, исследования природных, культурных, исторических объектов;

4

2

2

Составление учащимися плана о создании бренда.

2.8.

Как работать с брендом края, города, собственного проекта в виде ПМ или экскурсии

4

2

2

Определение брендов города, собственного проекта, тематики, примерного названия.

2.9.

Как оформлять ПМ, экскурсии в виртуальном пространстве. Техника безопасности в интернете.

6

2

4

Написание шаблонов оформления ПМ и экскурсии на индивидуальных проектных страницах учащихся в соц. сетях. Подготовка группы ВК для общего виртуального позиционирования программы.

3.Этап исследовательской деятельности и разработки собственных проектов в рамках туристско-краеведческой деятельности.

3.1.

Психология общения, этика социальных коммуникаций.

6

4

2

Тренинг на сплочение и работу в команде “Подводная лодка”

3.2.

Основы исследовательской работы, методы исследования информации

6

4

2

Опрос, игровой практикум “Я - исследователь”

3.3.

Мозговой штурм для определения каждому учащемуся идеи и названия его собственного проекта (ПМ, экскурсии), определение его профессии в проекте.

6

6

Составление списка проектов каждого учащегося, их профориентации для проектов.

3.4.

Работа в виртуальном пространстве. Как создавать отдельные рабочие проекты в интернете, определение рабочих соц. сетей для каждого учащегося (ВК, Тик-ток, инстаграмм, снап-чат и т.д.)

6

2

4

Создание группы в ВК для Программы, разработка описания проектов учащихся для соц. сетей от имени их личных аккаунтов.

3.5.

Составление маршрутных листов для ПМ и экскурсий учащихся; составление карты маршрута

4

2

2

Список каждого маршрутного листа учащихся для его проекта. Публикация листов в соц. сетях.

3.6.

Как продвигать свой проект в реальном и виртуальном пространствах; техники и методы ведения группы

6

2

4

Аукцион проектов учащихся, групповое обсуждение форм и методов ведения группы

4. Этап практической реализации собственных проектов учащихся в рамках туристско-краеведческой деятельности.

4.1.

Представление своего проекта в рамках выбранной профессии и вида туристской деятельности группе, в реальном пространстве;

24

8

16

Обсуждение группой и заполнение оценочного листа соответствия проекта учащегося необходимым критериям краеведческой деятельности в рамках профессий “Бренд-менеджер”, “Экскурсовод”, “Гид”

4.2.

Групповая рефлексия по проектам, проведение работы по сплочению, укреплению команды, психологической поддержке участников.

4

2

2

Итоговое тестирование детей о наличии знаний по краеведению, проведение группового разбора положительных и негативных моментов презентации проектов каждого учащегося, мини-игры на сплочение и командную поддержку

4.3.

Оформление проектов в виртуальном пространстве с использованием различных медиа

8

8

Опубликованные проекты учащихся на сайте учреждения и в группе ВК, в личных соц. сетях. Описание заключительного этапа Программы на сайте.

Итого часов:

144

56

88

Учебный план МОБУ “Средней общеобразовательной школы №2” г. Минусинска.

п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации / контроля

Всего

Тео-рия

Практика

1. Теория и практика музееведения

1.1.

История музейного дела.

1

1

Опрос. Начальное тестирование учащихся на наличие знаний о музеях.

1.2.

Ключевые понятия музееведения

2

1

1

Игровой вопрос- ответ.

1.3.

Способы работы с музейными экспонатами

2

1

1

Устные ответы учащихся

1.4.

Методы музееведения

2

1

1

Опрос

1.5.

Понятие о виртуальной экскурсии

2

1

1

Итоговые вопросы после просмотра виртуальной экскурсии.

1.6.

Музеи мира

2

1

1

Тест остаточных знаний о музеях мира

2. Инвентаризация и систематизация музейного дела.

2.1.

Фондовая работа в музее.

5

2

3

Опрос

2.2.

Хранение музейных фондов.

5

2

3

Педагогическая диагностика знания о хранении музейных фондов

2.3.

Своевременная консервация и реставрация.

5

2

3

Самостоятельная работа с экспонатом.

2.4.

Музейная коммуникация.

5

2

3

Передача обучающемуся роли педагога – пробуют себя экскурсоводами.

2.5.

Главное отличие музейного предмета от архивного документа

5

2

3

Решение карточек с заданиями. Итоговое тестирование на наличие знаний о музеях.

Итого часов:

36

16

20

Планируемые результаты.

Для успешной реализации необходимо чтобы программа «ЭКСКУРС-ЦЕНТР» получила следующие результаты, в соответствии с поставленными задачами:

Образовательные:

- Знают основные сведения об истории и культуре родного города, которые отражаются в рамках собственного проекта обучаемого;

- Получили и применяют первичные навыки работы с различными историческими источниками (архивными документами, библиотечными фондами, медиа материалами и т.д.);

- Умеют применять на практике технологии исследовательской и проектной работы, методы исследования и проектной деятельности;

- Ориентируются в области туристской деятельности, различают формы экскурсию и ПМ; владеют и применяют современные приёмы и методы организации экскурсий, составления ПМ.

Развивающие:

- Понимают через работу в коллективе и презентации собственных проектов в виде экскурсии и ПМ свою гражданскую позицию относительно края, города, грамотно позиционируют себя как активную личность;

- Усваивают через собственную проектную и исследовательскую деятельность научные методы познания окружающего мира;

- Продвигают через ведение блогов, страниц в соц. сетях в рамках своего проекта в программе бренд родного города;

- Умеют по социальному заказу педагога разработать, организовать туристский продукт, грамотно продвигают этот продукт в виртуальном пространстве.

Воспитательные:

- Через освоение первичных навыков туристских профессий “Бренд-менеджер”, “Экскурсовод”, “Гид” понимают свой приоритет в выборе профессии, знают основы каждой из трех профессий, применяют полученные знания о профессиях на практике в рамках проведения собственного ПМ или экскурсии;

- Отрабатывают и закрепляют навыки общения в социуме, в команде, навыки сотрудничества, лидерские навыки, способы ведения группы в групповой работе на занятиях.

Раздел № 2 «Комплекс организационно-педагогических условий»:

Условия реализации Программы.

Календарный учебный график.

Год обучения: 2023-2024

Дата начала и окончания занятий: 04.09.2023 - 31.05.2024

Количество учебных недель – 36

Количество учебных часов – 180

Режим занятий 2 раза в неделю по 2 часа для МАОУ ДО «ЦТ» и 1 раз в неделю по 1 часу для МОБУ «СОШ№2» г. Минусинска.

Сроки проведения промежуточной итоговой аттестации:

Входной контроль: проводится при наборе, на начальном этапе формирования коллектива (в сентябре).

Текущий контроль: проводится в течение учебного года, возможен на каждом занятии, по окончании изучения темы, раздела программы.

Промежуточный контроль: проводится  в конце I полугодия (в декабре-январе) учебного года.

Итоговый контроль: проводится в конце обучения по дополнительной общеобразовательной программе (в мае).

Материально-технические условия:

1. Кабинет, соответствующий требованиям:

- Помещения светлые сухие, просторные и хорошо проветриваемые, соответствующие санитарно–гигиеническим требованиям.

- Мебель, соответствующая возрастным особенностям учащихся 11-17 лет); Теоретические занятия проходят в кабинетах образовательных организаций на 15 рабочих мест: ученические столы, стулья, стол педагога; доска,

2. Оборудование и технические ресурсы: Для успешной реализации программы используются: мультимедийные проекторы, экраны, ноутбуки с выходом в Интернет, принтер, сканер, фотоаппарат, личные гаджеты учащихся и преподавателя как носители аккаунтов в соц. сетях;

Кадровое обеспечение:

П

едагог дополнительного образования,

владеющи

й

квалификацией по туристско-краеведческой направленности.

Музейный работник, владеющий основами музейного дела

и умеющим презентовать основы музейного дела учащимся;

Библиотечный работник, умеющий работать с электронными образовательными ресурсами

,

умеющий презентовать основы библиотечного дела учащимся.

Формы аттестации.

Для оценки результативности учебных занятий по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в сетевой форме «ЭКСКУРС-ЦЕНТР» применяются следующие виды контроля универсальных учебных действий учащихся:

1. Входной контроль – осуществляется перед началом изучения программы, определяется уровень знаний учащихся о разделах программы.

2.Текуцщий контроль - осуществляется в конце каждого занятия, работы оцениваются по следующим критериям – качество выполнения изучаемых на занятии приемов, операций и работы в целом; степень самостоятельности, уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный).

Текущую проверку освоения программы детьми можно отслеживать следующими формами аттестации учащихся:

-собеседования, опросы, тесты;

-творческие задания;

-самостоятельная работа;

-виртуальные способы подачи информации.

Формами отслеживания и фиксации образовательных результатов по программе при проведении текущего контроля универсальных учебных действий являются:

-журнал посещаемости занятий;

-работы и проекты, выполненные учащимися в ходе освоения программы;

-грамоты и дипломы учащихся;

-отзывы родителей о работе их детей в программе.

3. Промежуточный контроль – проводится в течение учебного года.

Формами промежуточной проверки результатов освоения программы являются:

-диагностика знаний, умений, навыков учащихся в результате текущего, промежуточного, итогового контроля в рамках программы;

-участие в краеведческих играх и мероприятиях школы, города, края;

-презентации проектов учащихся и педагога перед общественностью и в виртуально пространстве;

-анкетирование родителей и учащихся.

4. Итоговый контроль – проводится в конце учебного года. Формами предъявления и демонстрации образовательных результатов программы при проведении итогового контроля являются:

-итоговые проекты, представленные в виртуальном пространстве по результатам освоения программы;

-творческие работы, учащихся подготовленные для участия в конкурсах исследовательских и творческих работ различного уровня (муниципального, регионального, всероссийского);

-грамоты и дипломы учащихся.

Оценочные материалы.

Фонд оценочных средств, представляют собой перечень контрольно-измерительных материалов, типовых заданий для практических занятий, контрольных работ, зачетов, экзаменов; тесты, а также иные формы контроля, позволяющие оценить степень обученности и качества знаний учащихся. К видам контроля относятся: входящий контроль, текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация.

При оценивании учебных достижений учащихся по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, реализуемой в сетевой форме «ЭКСКУРС - ЦЕНТР» применяются следующие критерии:

-критерии оценки по освоению базовых универсальных учебных действий в области истории города и краеведения;

-тестовые задания для определения уровня освоения программы;

-критерии оценки самостоятельной работы учащихся в виде их активной проектной деятельности в рамках программы.

Методические материалы.

Организационно-методические условия: Программа состоит из систематизированного подбора учебного материала в виде теоретических и практических занятий. В ходе программы большое внимание уделяется использованию работы с виртуальным пространством, наглядному способу подачи материала, самостоятельной и практической работе учащихся и используются различные формы учебных занятий.

Используются различные формы учебных занятий: лекции (презентации с использованием мультимедийных средств с последующим обсуждением материалов); беседы, практические занятия (работа в малых группах по выполнению заданий, тренинги); туристско-краеведческие методы обучения (экскурсии, познавательные, образовательные маршруты), соревнования, как в реальном, так и в виртуальном пространстве.

Для закрепления знаний и навыков в процессе обучения, а также для контроля уровня изученного материала по окончании изучения каждого раздела проводятся самостоятельные работы, практические задания, выполняются индивидуальные проекты. Современные педагогические технологии: личностно-ориентированное обучение, технология КТД, проблемное обучение, игровые технологии, проблемно-диалогическая, технология развивающего обучения, использование виртуального пространства для развития и обучения детей.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые, исследовательские, проектные, репродуктивные, методы самостоятельной работы, соревнования.

Методы стимулирования учебной деятельности: методы развития интереса и методы развития ответственности;

Методы контроля и самоконтроля: индивидуальные и групповые, репродуктивные и творческие, синхронные и асинхронные.

Формы организации образовательного процесса: Индивидуально-групповая, групповая.

Формы организации учебного занятия: экскурсия, диспут, защита проектов, мастер-класс, практическое занятие, психологический тренинг, самостоятельная работа, презентация.

Формой сетевого взаимодействия можно считать также организацию страницы для программы ВКонтакте, личные странички педагога и учащихся по проектам и такой формы взаимодействия, как электронная переписка.

Педагогические технологии: Для работы используются следующие педагогические технологии:

- развивающего обучения,

- индивидуализация обучения,

- модульного обучения,

- дистанционного обучения,

-исследовательской деятельности,

-интернет-технологии,

Методическое обеспечение.

Диагностические материалы:

-Предварительный и итоговый тесты учащихся по краеведению, определяющие динамику процесса обучения в программе туристско-краеведческой направленности;

-Тест «Проектная деятельность» - закрепление знаний по занятию о проектной деятельности;

- Таблица различий и особенностей туристических профессий «Экскурсовод», «Гид», «Бренд-менеджер»;

- Тест «Я работаю в туризме» - на знание основных навыков профессий «Экскурсовод», «Гид», «Бренд-менеджер»;

- Шаблон оформления ПМ и экскурсии;

-Анкеты для родителей и учащихся «Удовлетворенность качеством образовательного процесса»;

Методические разработки:

-Конспект проведения тренинга на сплочение «Подводная лодка»;

- Конспект игрового практикума «Я - исследователь»;

- Конспекты проведения экскурсий по улицам города;

- Конспекты проведения познавательных маршрутов по улицам города;

- Конспект занятия «Аукцион наших проектов»;

- Оценочный лист соответствия индивидуального проекта учащегося необходимым критериям краеведческой деятельности в рамках профессий «Экскурсовод», «Гид», «Бренд-менеджер»;

-Экскурсии в библиотеку, архив, музей.

Условия реализации программы.

Очно с применением дистанционных образовательных технологий.

В условиях дистанционного обучения применяются следующие методы:

– методы взаимодействия учащихся и обучающих с информационно- образовательной средой и между собой (активные и интерактивные);

– методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности, методы трансляции учебных материалов (кейс-технология, ТВ-технология, сетевая технология);

В дистанционном обучении используются такие формы обучения: мастер-классы, контрольные работы, консультации, самостоятельная работа и др. Эти формы адаптированы для обучения на расстоянии, использующего инфокоммуникационные технологии.

Список литературы.

Список литературы для педагога:

1. «Экскурсионно-познавательные маршруты как средство раннего личностного профессионального самоопределения обучающихся : методические рекомендации для педагогических работников образовательных организаций» / Д. Ф. Ильясов, О. А. Костенко, А. А. Севрюкова, Н. П. Костина, М. В. Ишмухаметова, Д. А. Ржевская, И. В. Барчук. – Челябинск : ЧИППКРО, 2016. – 48 с.https://pandia.ru/text/80/623/98154.php

2. «Краеведение о прошлом и настоящем – для будущего: Сборник методических материалов в помощь организаторам профилактической работы» / МБУК «Межпоселенческая библиотека» МО Темрюкский район; методико-библиографический отдел; [сост. ]; Отв. за выпуск . – Темрюк, 2016. –32 с.

3. Буйлова Л. Н. Организация методической службы учреждений дополнительного образования: учеб.-метод. пособие / Л. Н. Буйлова, С. М. Кочнева. - М.: Владос, 2007. - 160 с.

4. Педагогика дополнительного образования: Приоритеты духовности, здоровья и творчества: учеб. пособие / под ред. В.И. Андреева, А.И. Щетинской. - 2 - е изд., доп. и перераб. - Казань: Центр инновационных технологий, 2005. - 328 с.

5. Попцов С. Б. Продуктивное обучение подростков в учреждении дополнительного образования: учеб. пособие / С. Б. Попцов. - Оренбург: изд-во ООИПКРО, 2008. - 60 с.

Список литературы для учащихся:

1. Минусинский краеведческий музей и его основатель Н. М. Мартьянов: библиографический указатель / сост. Е. Ю. Шабаева, ред.: Е. Ю. Сидорина, Е. Ю. Шабаева ; МБУК «Минусинский региональный краеведческий музей им. Н. М. Мартьянова». – Минусинск, 2022. – Ч. 2. – 30 с.

2. Нагорных, В. Из истории минусинской почты [Текст] / В. Нагорных // Надежда и Мы, 27 мая. - С. 5.

3. Николаев, А. . Человек, который построил дом [Текст] / А. Николаев // Власть труда, 10 июня.

4. Чащина, Л. Федот Самков - первый строитель Минусинска [Текст] / Л. Чащина // Власть труда, 5 мая.

5. И старинные улочки, и современные проспекты : таким хотят видеть свой город нынешние школьники [Текст] // Власть труда, 3 марта.

6. Герои Минусинской земли/составитель В.Н. Пугачев. – Абакан: Издательство ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 1996. – 104 с

7. Архитектурно-историческое наследие города Минусинска. Научно-популярное издание краеведческой направленности. /Составитель Николай Юрлов. – Красноярск: компания «Ситалл», 2020. – 300с., ил.

8. Минусинский краевед: выпуск первый./Составитель А.Шадрин. – Минусинск, 2002. – 107с.

Интернет-ресурсы.

1. «Юный экскурсовод» https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2020/12/01/dopolnitelnaya-obshcheobrazovatelnaya

2. «Программа сетевого взаимодействия пример МБУДО “Завьяловская ДШИ МБУ “КК”Октябрьский””» https://zdshi.udm.muzkult.ru/media/2018/09/16/1216578818/Oktyabrskij.pdf

3. «Организация сетевого взаимодействия при реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ. Методические рекомендации»

http://uab-cdo.rh.muzkult.ru/media/2019/03/30/1260046939/Metod._rekom-2018_3.pdf

4. «Опыт разработки учебно-познавательного маршрута в пределах города для учеников средней школы.»

https://nsportal.ru/shkola/kraevedenie/library/2022/01/08/opyt-razrabotki-uchebno-poznavatelnogo-marshruta-v-predelah

5. «Методические рекомендации по проектированию маршрутов познавательного туризма для обучающихся с целью ознакомления с историей, культурой, традициями, природой, а также с лицами, внесшими весомый вклад в развитие родного края»

https://krstur.ru/upload/docs/poznavatelnye_marshruty/Метод.рекомендации_по_разработке_маршрута.pdf

6. «Методическое пособие “Разработка пешего маршрута”»

https://infourok.ru/metodicheskoe-posobie-po-turizmu-razrabotka-peshego-marshruta-4442656.html

7. «Роль экскурсовода в современном туристическом процессе»

https://infourok.ru/rol-ekskursovoda-v-sovremennom-turisticheskom-processe-2202880.html