* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .RTF_Num 2 1 {font-family: 'Times New Roman CYR';} .Заголовок1 {font-family: 'Arial'; font-size: 14pt;} .Body Text {margin-bottom: 6pt;} .List {font-family: 'Mangal';} .Title {font-family: 'Mangal'; font-style: italic;} .index heading {font-family: 'Mangal';} .Îñíîâíîé òåêñò {margin-bottom: 6pt;} .Ñïèñîê {font-family: 'Mangal';} .Íàçâàíèå {font-family: 'Mangal'; font-style: italic;} .Óêàçàòåëü {font-family: 'Mangal';} .Çàãîëîâîê òàáëèöû {font-weight: bold;} .List Paragraph {font-family: 'Mangal'; font-size: 10.5pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman';} .Strong {font-weight: bold;}

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 82 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

Разработка урока по теме

«Эпоха Великих географических открытий»

(5 класс)

Составил учитель географии

Мирошниченко Татьяна Викторовна

Донецк, 2024

Предмет: география

Класс: 5

Тема: «Эпоха Великих географических открытий».

Цель урока: познакомить учащихся с открытиями и исследованиями Земли в средние века, расширить знания по истории познания Земли, развитие творческих способностей, умение работать с текстом учебника, развитие познавательных интересов к жизнедеятельности мореплавателей и путешественников.

Задачи:

1. продолжить знакомить учащихся с историей изучения Земли;

2. систематизировать знания об исследователях и путешественниках;

3. сформировать умение учащихся комментировать и показывать на карте путешествия Х. Колумба, А. Веспуччи и других, систематизировать знания путем заполнения таблицы.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: атласы, учебники, презентация

Ход урока:

Организационный момент

Проблемная ситуация и актуализация знаний

Изучение нового материала

Рассказ учителя.

Слово «география» в переводе с греческого языка означает «землеописание». Но ещё задолго до появления письменности появились географические исследования. Сначала наскальные рисунки первобытных людей, затем первые изображения местности с помощью условных знаков, напоминающие карту. Способ построения карты впервые предложил Эратосфен, М. Бехайм создал глобус – модель Земли. Европейцы знали о существовании Африки, осваивали Евразию. Из дальних стран наиболее будоражили воображение Индия, Китай и Япония. В Европе высоко ценили восточные ткани, благовония и пряности. Но путь до этих стран был не только долгим, но и трудным. Искали морской путь в Индию. На первом этапе Великих открытий Испания и Португалия раньше всех занялись поиском морского пути в Индию, позже на смену им пришли Англия и Голландия.

Демонстрация презентации.

1492 г. – Х. Колумб из Испании отправился на запад. 4 раза Х. Колумб побывал у берегов Южной Америки.

1497 г. – Васко да Гама обогнув Африку, нашел путь в Индию ( из Португалии).

1497 г. – Джон Кабот (Джованни Кабото из Генуи) проложил путь из Англии к Северной Америке.

1499 г. – Америго Веспуччи участвовал в экспедиции Алонсо де Охеды к берегам Южной Америки.

1501 г. – Америго Веспуччи, будучи на службе у короля Португалии, самостоятельно отплывает в Южную Америку.

1513 г. – Нуньес де Бальбоа выходит на берег «Южного моря» ( Тихий океан).

1518 г. – Ф. Магеллан – кругосветное путешествие.

1577 г. – Ф. Дрейк исследовал восточные берега Южной Америки, кругосветное путешествие.

1642 г. – А. Тасман, берега Австралии, о.Тасмания.

1466 г. – А. Никитин, путешествие в Индию.

Рассказ учителя; работа с картой и атласом, определение маршрута путешествий.

2. Практическая работа: «Имена путешественников и исследователей эпохи Великих географических открытий»

Цель: используя учебник и карту атласа, определить последовательность географических открытий и заполнить таблицу.

п/п

Исследования

Даты

Имена исследователей

1

Первым побывал у берегов Южной Америки и исследовал ее западное побережье.

1492

2

Часть света названа его именем, т.к. он исследовал этот материк.

1501

3

Он совершил первое кругосветное путешествие.

1518

4

Он обогнул Африку и нашел морской путь в Индию.

1497

5

Из Англии проложил путь к Северной Америке.

1497

6

Путешествие из России в Индию по Волге, через Персию.

1466

Рассказ учителя с использованием материала презентации:

1. Фернан Магеллан.

В марте 1518 г. перед Испанским советом встает Фернан Магеллан с очередным предложением совершить плавание к берегам Индии. Впервые молодой дворянин из знатного, но обедневшего рода попал на Восток в 1505 г. Магеллан сражался на суше и на море. Бесстрашный не только на поле брани, но и в суждениях. В 1513 г. Магеллан обращается с предложением снарядить корабли в Индию к португальскому королю Мануэлу. Но он отверг предложение. Тогда Магеллан перебирается в Испанию и повторяет свое предложение уже испанскому королю. Его предложение было принято. 20 сентября 1519 г. он отправляется к берегам Южной Америки. Путешествие было нелегким. У берегов о. Огненная Земля вспыхнул мятеж, но был подавлен. Нашли пролив и вышли в Тихий океан (Магеллан и его команда дали название океану Тихий). Путешествие по океану было сложным: не хватало пресной воды и пищи. У Филиппинских островов 27 апреля 1521 г. в стычке с туземцами Ф. Магеллан погиб. Хуан Себастьян Элькано на корабле «Виктория» прибыл в Испанию. Так завершилось первое кругосветное путешествие.

2. Васко да Гама.

Васко да Гама родился в 1460 г. в городе Синеже, где его отец был градоначальником. Он рано приобрел опыт в мореплавании и управлении кораблем. Весной 1490 г. да Гама получил 4 корабля и экипаж 170 человек и отправился на поиски Индии вдоль берегов Африки. Через 4 месяца после выхода из Лиссабона обогнули мыс Доброй Надежды. В конце января 1498 г. эскадра вошла в устье реки Замбези. Здесь они пробыли месяц, ремонтируя корабли. Выйдя в море, они сначала шли вдоль берегов Сомали. Через некоторое время они отплыли от берегов и взяли курс на северо-восток. Через 23 дня, 22 мая корабли встали на якорь в Каликуте. Наконец-то Португалия имела свой торговый путь в Индию. Эта торговля принесла доходы и самому Гаме, который сделался одним из самых богатых вельмож Португалии.

В 1524 г. да Гама, уже 64-летний старик, вновь был вызван к королю. Ему было предложено отправиться в качестве вице-короля в Индию и восстановить там процветание португальских колоний. Да Гама успешно совершил длинное путешествие. Но, пробыв в Индии 3 месяца, заболел и умер, оставив о себе славу выдающегося мореплавателя.

3. Христофор Колумб.

История Колумба – это бесконечная история загадок. Сомнениям подвергается все – дата рождения, его происхождение и город, где он родился. Колумб решил пробраться в Индию западным путем. Живя в Португалии, Колумб предложил свой проект королю Жуану 2 в 1483 г. Но его проект не был принят. Тогда он предложил свой план Англии, потом Испании, вновь Португалии, но не где его не принимали всерьез. Только в 1492 г. после долгих хлопот, Колумбу удалось получить в Испании 3 небольших корабля для своего путешествия. 3 августа 1492 г. маленькая эскадра покинула маленький порт Палос и отправилась на запад искать Индию.

12 октября путешественники увидели землю. Это был небольшой остров заросший пальмами. Вдоль берега по песку бежали голые люди. Так была открыта Америка.

Впрочем, Колумб до конца жизни был уверен, что он нашел путь в Индию. С его легкой руки туземцев назвали индейцами.

Всего 4 экспедиции под руководством Колумба побывали в Южной Америке. Умер Христофор Колумб в бедности в 1506 г. и был похоронен в церкви одного из монастырей в Севильи.

Закрепление материала урока.

Выполните тест

Кто основал первый в мире Географический исследовательский

институт?

а) Эратосфен;

б) Генрих Мореплаватель;

в) М. Бехайм;

г) Х. Колумб.

Морской путь в Индию от

Перенейского

полуострова открыл:

а) Васко да Гама;

б) Х. Колумб;

в) Ф. Магеллан;

г) А. Веспуччи.

Первое плавание вокруг Земли в 16 веке совершил:

а) Х. Колумб;

б) Ф. Магеллан;

в) В. Беринг;

г) Васко да Гама.

4.Немецкий ученый-исследователь М. Бехайм:

а) создал первую карту;

б) один из первых побывал у берегов Ю. Америки;

в) открыл путь в Индию вокруг Африки;

г) создал первый глобус.

5. Кто первым рассказал подробно о существовании Тихого океана

и назвал его так:

а) А. Веспуччи;

б) Х. Колумб;

в) Ф. Магеллан;

г) Васко да Гама.

6.Он несколько раз совершил путешествие к берегам Америки и

впервые сделал вывод о том, что это не Азия, а неизвестная

ранее суша - Новый Свет:

а) Х. Колумб;

б) Р. Скотт;

в) Васко да Гама;

г) А. Веспуччи

Взаимопроверка тестов, оценивание.

Нормы оценивания: 0 ошибок- 5

1-2 ошибки -4

3-4 ошибки- 3

V. Итог урока.

1. Что вы запомнили на уроке?

2.Что нового узнали?

3.Чему научились?

4.Что было интересно на уроке?

VI. Домашнее задание: на карте обозначить путь, пройденный Колумбом, Васко да Гамой, Ф. Магелланом.