ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОЕКТНО-МОДУЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ
Тутова Т.Ф.
МБДОУ д/с № 88, 308036,
г. Белгород, ул .Спортивная д.18
Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования духовно-нравственных качеств дошкольников через применение проектно-модульной технологии.
Ключевые слова: духовно-нравственная культура, дошкольный возраст, образовательная деятельность, проектно-модульная технология.
Сегодня вопрос воспитания духовно-нравственной личности подрастающего поколения по-прежнему остается актуальным, учитывая значение становления духовно - нравственных ценностей у воспитанников как одну из приоритетных задач образовательной системы на всех ее уровнях.
«Духовность» - это не только религиозный термин.
Его употребление в обиходе наших выражений очень широко: устремление человека к тем или иным высшим ценностям, исполнение высокодуховных истин, умение быть добрым, милосердным, нравственно уравновешенным, культурным, умение прощать. Это качество всей человеческой деятельности. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.
«Нравственность» - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира.
Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.
Ведущая педагогическая идея заключается в применении проектно – модульной технологии, направленной на формирование духовно-нравственной культуры детей дошкольного возраста в образовательной деятельности в содержание которой включены комплексы модулей.
«Модуль» определяется как целевой унифицированный, функционально законченный узел.
Содержание обучения представляется в законченных самостоятельных комплексах (информационных блоках).
Модульная система обучения предполагает деятельность, объединённую между собой на основе какого - либо сюжета, темы, которая развертывается на протяжении долгого времени. Сюжет делает обучение интересным для детей, их деятельность приобретает целесообразность, они усваивают знания, которые им совершенно реально понадобятся сегодня или в ближайшем будущем. Модули позволяют перевести деятельность на субъектно-объектную основу и индивидуализировать работу.
Работа по модулю подразумевает максимальную самостоятельность детей. В силу своих возрастных особенностей воспитанники детского сада не могут самостоятельно достичь цели по данной тематике, поэтому был введён проектный метод, подразумевающий совместную деятельность детей, педагогов и родителей.
Деятельность была разделена на несколько этапов, первым из которых был подготовительный, так как у детей не сформировано восприятие духовно-нравственных понятий и существуют расхождения между знаниями норм и правил поведения и неумением воспользоваться ими в практической деятельности в силу возрастных особенностей. На данном этапе были использованы следующие методы: этические беседы, проблемные ситуации, прослушивание литературно-музыкальных композиций, чтение художественной литературы, а так же проведена работа с родителями.
Чтение художественной литературы являлось особенно значимой формой работы в развитии внутреннего мира ребёнка, так как в процессе общения с книгой человек не только что-то познаёт, но и учится думать, анализировать, развивается творчески.
Формирования правил регулирования отношений между детьми проводилось через решение проблемных ситуаций. При решении проблемных ситуаций у детей определялась психологическая готовность действовать нравственно правильно по собственной инициативе в реальной действительности.
Эффективным методом систематизации духовно - нравственных представлений дошкольников оказалось привлечение персонажей из кукольного театра, так как театральные представления, (а соответственно и их персонажи – куклы) имеют огромное воздействие на детей. Они затрагивают чувства ребёнка, побуждают их следовать образцу.
Проводилась работа с родителями для создания совместной, доверительной атмосферы (родительские встречи, сопровождающиеся открытыми показами детской деятельности), они становились активными участниками «общественной» жизни своих детей.
На подготовительном этапе была сформирована духовно-нравственная и социальная основа личности детей.
На втором этапе была задача развивать и совершенствовать нравственные качества. Были реализованы модульные комплексы: «Семья», «Наша родина - Россия», «Спешите делать добрые дела» по принципу усложнения материала. Модуль «Семья»
Цель модуля: создание условий для формирования у детей представлений о семье, о взаимосвязи поколений.
В процессе работы над модулем у детей закреплялись понятия о семье, происходило осмысление о роли доброго слова в жизни человека впервые сказанного в семье, открывалась ценность самой семьи. Дети ясно начинали осознавать, что у них есть родной дом, семья, основу которой составляет взаимная любовь.
Модуль «Наша родина-Россия»
Цель модуля: создание условий для формирования у дошкольников представлений о Родине и её национально-культурных традициях.
В процессе реализации модуля был сформирован интерес к важнейшим историческим событиям, героическому прошлому своей страны, желания воспитать любовь и уважение к защитникам Родины, проведения многовековой связи между прошлым и настоящим.
Модуль «Спешите делать добрые дела»
Цель модуля: создание условий для формирования у дошкольников духовно – нравственных категорий: любовь, милосердие, жертвенность, добро, щедрость, взаимопомощь, трудолюбие.
Нравственные понятия рассматривались от простых к более сложным.
В рамках модуля была организована проектная деятельность в форме театрализации. Например, в старшей группе проект «Театр» включал в себя драматизацию сказок «Заячья избушка», «Зимовье зверей», «Рукавичка», «Лисичка со скалочкой», «Два жадных медвежонка», объединённых одной общей целью - формирование у детей основ духовно – нравственной культуры; в подготовительной к школе группе это был рисованный фильм «Слепая лошадь», в создании которой нам активно помогали родители.
По окончании реализации модулей была проведена диагностика по формированию духовно-нравственной культуры у детей-дошкольников, которая показала положительную динамику в развитии социального интеллекта, который отражает весь жизненный опыт ребёнка, поэтому его развитию способствуют широкие социальные контакты, особенно со взрослыми людьми, целенаправленное общение взрослого с ребёнком имеет особое значение для развития и воспитания личности ребёнка и обеспечивает освоение социального опыта, приобщение к культуре, даёт детям возможность овладеть доступными их возрасту видами деятельности.
Таким образом, применение проектно - модульной технологии в образовательной деятельности ДОУ у детей дошкольного возраста способствовало:
-восстановлению духовных связей между поколениями;
-становлению духовно-нравственной личности с оптимистическим взглядом на жизнь;
-стремлению детей к пониманию нравственных образцов, духовных значений и смыслов, подлинного назначения человеческой жизни;
-сохранению и приумножению нравственных, культурных и научных ценностей общества; развитию национальной культуры; воспитанию граждан демократического государства, уважающих права и свободы личности.
ЛИТЕРАТУРА
Выготский
,
Л. С. Мышление и речь: учеб
.
п
особие для вузов/ Л. С. Выготский. - 2-е изд.,
перераб
. и доп. - М.: Форум, 2002г. - 415 с.
Дошкольные учреждения и семья – единое пространство детского развития: методическое руководство для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.
Дорокова
,
С.Соловьёва
.
Иванова
,
А.И. Модульный принцип педагогического процесса в ДОУ: методическое пособие. – М.:
ТЦ Сфера, 2007. – 144с. – (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).