ДЕЛОВАЯ ИГРА “Я выбираю профессию” для родителей, учителей и учащихся 9-11-х классов Масленникова Елена Леонидовна, советник директора по воспитанию, старшая вожатая МКОУ СОШ д.Рыбная Ватага Кильмезского района Кировской области Актуальность: Игра предназначена для выпускников школы и их родителей. Проводить её необходимо в середине учебного года. К этому времени ребята, как правило, уже имеют приблизительное представление о том, какую профессию они хотят получить после школы. Но в то же время родители и сами выпускники еще четкого плана и стратегию поступления в учебное заведение не имеют, или вообще их взгляды не совпадают и их мнения во многом расходятся. Одна из основных задач данного мероприятия - разработка выпускниками сознательной стратегии поступления в профессиональные учебные заведения. Как правило, выбор будущей профессии - это дело не только самого ученика, но и всей его семьи. В некоторых семьях этот вопрос решается авторитарно, исходя из предположения, что родители лучше знают, что нужно ребенку. Поэтому еще одна задача игры - согласование представлений учащихся и их родителей о профессиональном будущем старшеклассника. Цель: объединить усилия семьи и школы в формировании у старших подростков ответственного отношения к выбору профессии. Задачи: Создать во время игры для участников комфортную, дружескую атмосферу. Предложить для родителей и детей эффективные способы взаимодействия по вопросам профессионального самоопределения старшеклассника и поощрять их использование. Создать условия для повышения взаимопонимания детей и родителей, в ситуации профессионального самоопределения старшеклассников и процессе реализации профессионально - образовательных планов. Перечень используемого оборудования и материалов: Компьютер, проектор, экран для показа презентаций, столы, стулья, пазлы, бейджики для имитационной игры, памятка для родителей. Ход мероприятия Заставка на экране: ?Я выбираю профессию? Советник. Добрый день! Рада приветствовать всех присутствующих на деловой игре “Я выбираю профессию”, где принимают участие учащиеся 9-11-х классов, их родители и учителя Рыбно-Ватажской средней школы. Совсем скоро наши выпускники встанут перед глобальным выбором, влияющим на всю дальнейшую судьбу - выбором будущего дела, профессии. На данный момент лишь 10% учащихся имеют твердые профессиональные намерения. 15% вообще не задумывались о своих профессиональных планах, 75% не имеют четкой позиции, сомневаются в своем выборе. Надеюсь, наша встреча еще на один шаг приблизит ребят к решению этой сложной задачи. В реальной жизни выбор будущей профессии старшеклассником совершается под влиянием разных мнений и советов. Какова роль родителя в принятии важных решений? Как чувствует себя ?ребенок? в данной ситуации? Возможно ли ему самостоятельно принять столь важное решение? Надо ли родителям влиять на его выбор? Кто может влиять на профессиональную ориентацию старшеклассника: Друзья - выбор профессии ?за компанию?. Часто молодой человек или девушка, не знающие своих способностей, просто поступают в то же учебное заведение, что и их друзья. Совет СМИ, интернета - в данный момент престижными считаются профессии экономиста, бухгалтера, юриста, менеджера, переводчика и др. Интерес к ним есть у большинства выпускников школ, но не у всех есть способности к этим профессиям. Совет учителя - старшеклассник проявляет способности, в каком то школьном предмете и отождествляет учебный предмет с профессией. Например, ученица хорошо пишет сочинения и решает, что ее призвание - журналистика. Однако профессия журналиста предполагает частые поездки, умение вникать в разные сферы деятельности и взаимоотношения людей, а не только написание статей. Родственники - отождествление профессии с конкретным человеком, который нравится. Например, младший брат восхищается старшим, летчиком по профессии. Из любви к брату он тоже решает, что это его призвание. Или взрослые, желая продолжать учительскую династию, настаивают на выборе профессии педагога сыном (дочерью). Но это далеко не всегда реальный выбор самого ребенка. Выбор профессии - задача не из легких, даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Но какую позицию займет родитель в данной ситуации? Помощник и советчик или авторитарный диктатор (?у меня опыт, я знаю лучше?). И я предлагаю сейчас вам поиграть. Для этого нам нужно распределить роли: ?Ребенок? - собирает разные мнения по волнующему его вопросу выбора будущей профессии. ?Учитель-предметник?, ?тренер?, ?друг?, ?дедушка (бабушка)?, ?блогер? (медийная личность) - дают советы, рекомендации по данному вопросу. ?Родитель? - формулировка проблемы, выбор дальнейшей роли: помощника, советчика или ?диктатора?. ?Эксперт? - критериальное оценивание деятельности участников. Правила будут такие: На первом этапе участникам игры необходимо сыграть роль. ?Ребенок? - подходит к каждому участнику игры и собирает советы, рекомендации. ?Учитель - предметник?, ?тренер?, ?друг?, ?дедушка (бабушка)?, ?блогер? - дают советы, согласно своему социальному статусу в игре. ?Родитель? - приходит к пониманию трудностей выбора профессии ?ребенком?. На втором этапе стороны обсуждают и аргументированно удерживают выбранные позиции, ведут конструктивный диалог. ?Эксперт? - проводит критериальное оценивание полученных результатов, акцентирует внимание на проблемах взаимодействия и удачных моментах дебатов. На третьем этапе ?Ведущий? организует рефлексию и дает рекомендации от специалистов по возможным вариантам поддержки ?ребенка?. План игры Вводная часть: ?У меня растут года, будет мне 17! Где работать мне тогда, чем заниматься? Такими строками начинается всем известное с детства стихотворение В. Маяковского ?Кем быть?? Написанное поэтом столетие назад, оно и сегодня не теряет своей актуальности. Каждый молодой человек по окончании обучения в школе вынужден самоопределится в выборе будущей профессии. Профессиональная деятельность занимает большую часть жизни человека. Будет ли человек заниматься любимым делом, профессионально расти и станет успешным в жизни, зависит от правильного выбора профессии на выходе из школы. Игровая ситуация: Собрав пазлы с мнениями участников игры по поводу его будущей профессии, выпускник оказывается в замешательстве: к чьему совету прислушаться? Со своими затруднениями старшеклассник обращается к родителю. Родитель встает перед выбором: как поступить? Родители разделяются во мнениях: настаивать на своей рекомендации или занять позицию ?партнера? и вместе с ?ребенком? разобраться в ситуации? Их задача аргументированно убедить оппонентов в правильности своей позиции. В ходе дебатов участники игры приходят к общему мнению, в котором учитывается мнение ребенка и позиция родителей. Имитация ситуации, проблематика: Герои со своих позиций дают выпускнику аргументированные советы по выбору дальнейшей профессии (передают кусочек пазла). Ощущение ребенка в данной ситуации, эмоциональное состояние (пазлы сложены, не хватает одного кусочка). Где взять недостающий пазл? Идем за советом к маме (папе). Действия мамы или папы: Аргументированно настаивает, выбрать определенную профессию. Предлагает вместе подумать над выбором. Обсуждение в группах, дебаты: Позиция родителя: Я лучше знаю и настаиваю на выборе именно этой профессии. Я ему помогу, но решение ?ребенок? должен принять сам. В группах обсуждаем данную позицию. Доказываем аргументированно правильность своего мнения. Приходим к выводу: родитель главный советчик в данном вопросе, при выборе необходимо взвесить все ?за? и ?против? совместно с ребенком, оказать ему поддержку. Подведение итогов: Оценка, самооценка. Рефлексия. Всем участникам предложено ответить на вопросы: Что в игре вам понравилось больше всего? Какие выводы вы для себя сделали? Приложение 1. Роли для имитационной игры ?Ребенок? (обращается за советом к людям из ближайшего окружения, за помощью к родителям, делится своим эмоциональным настроением) ?Учитель-предметник? (рекомендует обратить внимание на достижения в предметной области и выбрать профессию в данном направлении) ?Тренер? (хвалит за достижения в спорте и склоняет к выбору профессии в данном направлении) ?Бабушка? (напоминает о семейной династии, убеждает, что нужно выбрать именно эту профессию) ?Друг? (говорит о своей мечте и зовет учиться вместе в один институт) ?Блогер? (рассказывает в своем блоге о том, что деньги можно заработать без образования) ?Родитель? (озадачен, вынужден обратиться за помощью к родительскому собранию) ?Эксперт? (проводит оценивание работы участников игры и мастер-класса по критериям) Приложение 2. Критерии оценивания Критерии оценивания работы в группах и убедительности при высказывании своей точки зрения: Эмоциональная включенность (важно, чтобы родители не были равнодушны). Рабочая включенность (активность в процессе обсуждения, выполнение заданий). Общее восприятие (положительное или отрицательное) Эксперт дает оценку по каждому пункту от 1 до 5 баллов. Приложение 3. Памятка для родителей Родители, помните: выбор профессии – это совместное решение ваше и вашего ребёнка: имейте в виду, что заниматься нелюбимым делом – очень тяжело, даже если этому делу отданы годы, деньги, надежды родителей. профессию надо выбирать в соответствии с возможностями, способностями и желанием Вашего ребёнка; дайте возможность сыну или дочери возражать вам по существу; не стоит смеяться над выбором вашего ребенка: искренний выбор дает силы к достижению, а значит, принесет ему счастье, деньги и славу; энергия достижения иссякает, если идея достижения принадлежит другому человеку; профессия должна доставлять удовольствие на духовном, эмоциональном и физическом уровнях; ведите наблюдения: за что хвалят ребенка в школе, за что его ругают (то, за что его ругают, это тоже может быть частью дарования), что у него получается легче всего, чем ему хочется все время заниматься, о чем он любит говорить, о чем спрашивает часто: всё это поможет выбрать профессию с учётом интересов ребёнка; советуйтесь с профессионалом Выбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто неоценима. Ведь именно родители лучше чувствуют и знают своего ребенка, наблюдают его характер, привычки и интересы в течение многих лет, да и просто готовы прийти на помощь первыми. Задумываясь о выборе будущей профессии для Вашего ребенка, ставили ли Вы перед собой следующие вопросы: Какие интересы и склонности Вы отмечаете у своего ребенка? Соответствует ли выбранная им профессия особенностям его темперамента? Что Вы делаете для развития профессиональных интересов у сына (дочери)? Кем хочет стать Ваш ребенок? Чем Вы советуете ему заниматься после окончания школы (где учиться, где работать)? Согласен ли сын (дочь) с Вашим советом? А если не согласен, в чем причины разногласий? Как Вы оцениваете возможность найти работу по профессии, которую мечтает получить Ваш ребенок? Анализируя ответы на эти вопросы, Вы сможете лучше понять своего ребенка, помочь ему осуществить выбор профессии, которая его не разочарует, спланировать его профессиональное будущее в современном мире. Приложение 4. Пазл Список использованных источников: Грецов А. Г. Выбираем профессию. Советы практического психолога / А.Г. Грецов. СПб. : Питер, 2017. 214 с.; Резапкина Г.В. Беседы о самоопределении. Книга для учащихся 5-7-х классов. М.: МИР, 2012; Резапкина Г.В. Секреты выбора профессии или путеводитель выпускника. М.: МИР, 2017; Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации / А. П. Чернявская. М. : ВЛАДОС-ПРЕСС, 2021. 96 с.; М. Ф. Шевченко Тренинг "Профориентация для старшеклассников" / М. Ф. Шевченко. - Санкт-Петербург : Речь, 2007. - 167 с.
Работа творческого конкурса: "Творческие и учебно-методические работы педагогов"
Формирование у учащихся устойчивого интереса к выбору будущей профессии.