«Глубина казачьей песни» - музыкально-поэтический вечер
Казачество- военное сословие в России, которое стало складываться в 15-16 вв. на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного права. По берегам Дона, Днепра, Волги и Урала возникали вольные казачьи поселения, которые освоили пространство от Чёрного и Каспийского моря до Кавказских гор. Столетиями летели над хуторами и станицами прекрасные песни. Они как бессмертные души живут среди нас, напоминая, что вечность-это память народная. Казачьи песни- река времени, полноводная, могучая своей духовностью, питающая нашу добрую память. А у того человека, который забывает о песне, душа чахнет, сердце черствеет. Очень тяжелым и трагическим был путь становления казачества и его традиций. В годы Октябрьской революции в 1917 году декретом «об уничтожении сословий и гражданских чинов» казачество было фактически ликвидировано. Результатом стало преследование и уничтожение казаков, между-усобные столкновения, раздоры внутри казачьих поселений и семей. Только к концу 20 века в 1992 году Верховный Совет РФ принял постановление «о реабилитации казачества».
Казаки всегда были и будут защитниками Отечества. В настоящее время под Краснодаром был создан единственный в стране казачий центр «Кубань», где казаков-добровольцев готовят для службы и выполнению поставленных задач. Более 20тысяч казаков выполняют свой долг по защите суверенитета нашей Родины, и более 1600 – представлены к наградам.
Как бы не складывалась жизнь, умел казак сильным быть и про песню не забыть.
Песня сопутствовала казака всю жизнь. Её пели при крещении и на свадьбе, провожая на службу и встречая из похода. Это были обрядовые и бытовые, исторические и походные, свадебные и хороводные. Тесная связь казачьего быта и песни нашла отражение в пословицах и поговорках:
Хороши привалы, где казаки запевали.
Где песня льется, там счастливо живется.
Казак никогда не унывает: он и на войне песни играет.
Казачья песня является выражением казачьей души и отражением судьбы народа. Передаваясь веками из уст в уста, слова и мелодия песен хранят память поколений о старинном укладе казачьей жизни, обрядах и традициях, семейных праздниках. Почти все песни- пример устного народного творчества, но есть и такие, которые были написаны на стихи русских поэтов, но со временем так полюбились в народе, что их стали считать народными.
Так поэт Симбирской губернии Ознобишин в 1835 году написал стихи «Чудная бандура». В стихотворении повествуется о том, как молодой девушке цыганка нагадала: когда она поедет венчаться через мост, конь оступится и сбросит ее в реку, но жених заиграет на бандуре и русалки вернут ему невесту. На эти стихи народ сочинил мелодию и до наших дней казаки исполняют песню, которая нам хорошо известна под названием «По Дону гуляет»
Казачья песня хранит исторические события, повлиявшие на становление и развитие, остаётся достоянием казачества на протяжении 400 лет. Как старинная летопись, казачий фольклор повествует о знаменательных событиях, исторических личностях, таких как Ермак, Степан Разин, Емельян Пугачев, Матвей Платов. Мы узнаем об истории нашего отечества не только из учебников, литературных произведений, энциклопедий, но и памятников культуры, народных и казачьих песен.
Есть и такие песни, которые вошли в казачий фольклор как народные, но авторы хорошо известны и здравствуют и поныне. В 1990 году композитор и исполнитель Виктор Столяров на стихи не менее известного поэта Давида Самойлова написал песню под названием «Песенка гусара». После исполнения на радио, песня получила вторую жизнь: она зазвучала как народная и даже профессиональные казачьи хоры и ансамбли включили ее в свой репертуар и поют ее под названием «Когда мы были на войне.
Казаки участвовали во всех войнах, которые вела Россия, восхищая всех своим мужеством и отвагой. Ловкие конники, умелые мореходы казаки были природными воинами. Частые походы, вся суровая казачья жизнь взрастила людей ловких, храбрых и сметливых, с железным характером, стальными мускулами и волей.
Песня «Не для меня»
Особое, трепетное отношение сложилось у казаков к женщине, матери, хранительнице очага. Душа казака всегда стремилась домой, туда, где ждут его жена, мать, дети, к родной земле, туда, где плавно и величественно катит свои воды тихий Дон.
Песня «Лебедь белая»
В заключении необходимо отметить, что казачья песня является неотъемлемой частью культурного наследия нашей Родины. Традиции исполнения казачьей песни должны бережно храниться и передаваться молодому поколению со всей атрибутикой, характерными танцевальными движениями, этническими особенностями произношения, костюмами.