ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ (совершение кражи)
Выполнили
Социальный - педагог:
Красилова Алина Юрьевна
Селютина Алёна Алексеевна
педагог - психолог:
Бондарь Ольга Алексеевна
Март 2024
Пояснительная записка
1. Актуальность программы: Низкий уровень жизни, педагогическая запущенность, недостаточное количество знаний в области педагогики и психологии у приемных и кровных родителей, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети адаптируются к негативным социальным условиям окружающей среды. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств, совершение преступлений.
Работа по профилактике девиантного поведения предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую работу с подростком, также меры по социальной адаптации в приемной семье.
Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с приемными детьми «группы риска» является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.
2. Проблемы.
Проблемы во взаимоотношениях между приемным родителем и ребенком с ограниченными возможностями здоровья.
Низкий уровень общей культуры детей «группы риска».
Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.
Защита прав и интересов ребёнка, оказания комплексной помощи.
3. Цель программы.
Профилактика девиантного поведения у детей из приемных детей (профилактика совершение правонарушений).
4. Задачи программы
Осуществление диагностической работы с целью выявления склонности к совершению асоциальных поступков,
(к совершению кражи),
особенностей семейного воспитания и межличностных взаимоотношений в приемной семье.
Осуществление комплексной социально-педагогической работы с детьми, с семьёй в целях восстановления гармоничных взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.
Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.
Сформировать положительную социальную ориентацию
Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.
Осуществление социально –
психолого-педагогического
мониторинга.
6. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с девиантным поведением 8-15 лет.
7. Сроки реализации
Программа рассчитана на 6 месяцев.
8. Ожидаемые результаты
Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения у приемного ребенка.
Формирование положительной социальной направленности по отношении к здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.
Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.
Повышение у детей уровня знаний об уголовной ответственности за совершение преступлений.
Методическое обеспечение программы
Этапы реализации программы:
Первый этап - организационный (сбор информации, оформление документов)
Второй этап - диагностический (изучение индивидуальных особенностей ).
Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).
Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.
1. Диагностика
Информация о ребенке (по какой причине, в каком возрасте попал в детский дом, сколько раз ребенок был в приемной семье, состояние здоровья ребенка)
.
Психологическая диагностика приемного ребенка и его семьи (диагностика уровня взаимоотношений в семье, межличностных отношений, диагностика индивидуальных особенностей поведение замещающих родителей и приемного ребенка).
2. Приемы воспитательного воздействия
Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации
Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения
Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения
Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)
3. Стратегия и механизм достижения поставленных целей
Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:
- работа с ребенком;
- работа с семьей.
Работа с семьей
Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, направленная на улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.
Задачи:
-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;
-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;
-рекомендации по формированию основных правил семейного воспитания;
-создание положительной мотивации у родителей;
-всесторонне психолого-педагогическое просвещение замещающих родителей;
-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.
Формы работы:
- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);
-психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);
-психопрофилактическая - приглашение специалистов ( психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.
Принцип реализации работы с семьей:
- анкетирование;
- опрос родителей и детей;
- совместные праздники;
- творческие семейные мероприятия.
Основные направления работы с семьей:
- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и семейных ценностей (формирование семейных ценностей предусматривает проведение совместной творческой деятельности - организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»).
Работа с ребенком
Цели и задачи:
- социальная адаптация в приемной семье;
- формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;
- профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);
- профилактика правонарушений;
- пропаганда здорового образа жизни;
- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;
- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;
- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.
Методы:
- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);
- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия в спортивных секциях, общественной деятельностью (участие в волонтерском отряде)).
Формы работы:
- групповая работа,
-тренинг,
-дискуссии,
-беседы,
-ролевые игры,
-индивидуальные консультации,
- тесты, конкурсы, праздники.
Направления организации досуга:
- изучение интересов и потребностей детей данной категории;
- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;
- методическое сопровождение мероприятий досуга;
- организация социально-значимой деятельности детей.
Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости,)
Профилактика правонарушений
Беседы по факту
;
Беседа "Знаешь ли ты закон?"
;
Беседа Конституция
;
Собеседования с классными руководителями по работе с т/
в
, семьями
;
Профилактика употребления ПАВ
;
Патронаж в семьи
.
Контроль
Патронаж в семьи повторные
;
Социально-психологический мониторинг
;
Психологическое сопровождение
Специально - коррекционные занятия
;
Индивидуальные консультации
;
Программа коррекционно-воспитательной работы с подростками ск
лонными к девиантному поведению;
Диагностические методики:
- Опросник "СОП"
- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения;
- Методика диагностики эгоцентризма у подростков.
Организация социально - психологической помощи
Выявление проблем семейного воспитания.
Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.
Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.
Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания
.
Организация свободного времени учащихся
Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у «трудного» вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.
Изучение интересов и способностей детей.
Вовлечение детей склонных к
девиантному
поведению в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.
Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в мероприятиях.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КРИЗИСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ
Ф.И.О. _________________________________
(замещающего родителя)
Ф.И.О., дата рождения _________________________
(ребенка/детей)
Договор о сопровождении № ___ от «__»_________20__г.
Срок сопровождения с «__»________20__г. по «__»__________20__г.
Цель программы: ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНЫХ ПОСТУПКОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ (КРАЖА).
Задачи:
1. Выявление мотивации к совершении кражи.
2. Сформировать положительную социальную ориентацию.
3. Мониторинг кризисной ситуации.
Специалисты отдела:
___________________________________ ___________ /_______________________/
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
___________________________________ ___________ /_______________________/
(должность) (подпись) (расшифровка подписи)
С программой сопровождения моей семьи ознакомлен и согласен:
___________ /_______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Список литературы
Битянова
М.Р. Практикум по Социальный педагогическим играм с детьми и подростками.
- Санкт- Петербург, 2007
Галичкина
О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании. - Волгоград, «Учитель», 2006
Горбатенко
Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005
Ковалько
В.И.
Здоровьесберегающие
технологии: школьник и компьютер. - М., 2007
Лепешева
Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный Социальный педагог, №9, 2007
Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48
Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5, 2009
Цабыбин
С.А. Взаимодействие школы и семьи. - Волгоград, «Учитель», 2011