* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА, ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ, СКЛОННЫХ К ДЕВИАНТНОМУ ПОВЕДЕНИЮ (совершение кражи)

Выполнили

Социальный - педагог:

Красилова Алина Юрьевна

Селютина Алёна Алексеевна

педагог - психолог:

Бондарь Ольга Алексеевна

Март 2024

Пояснительная записка

1. Актуальность программы: Низкий уровень жизни, педагогическая запущенность, недостаточное количество знаний в области педагогики и психологии у приемных и кровных родителей, правовая незащищенность несовершеннолетних приводят к тому, что дети адаптируются к негативным социальным условиям окружающей среды. А результатом «вживания» в окружающую среду является: нежелание учиться и работать, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, проявление жестокости, агрессивности, бродяжничество, употребление алкогольных напитков и психотропных средств, совершение преступлений.

Работа по профилактике девиантного поведения предполагает целый комплекс социально-профилактических мер, которые направлены на оздоровление условий семейного, школьного воспитания, так и на индивидуальную психолого-педагогическую работу с подростком, также меры по социальной адаптации в приемной семье.

Одним из приоритетных направлений деятельности по работе с приемными детьми «группы риска» является комплексный подход, создание единого воспитательного пространства. Взаимное сотрудничество с другими профилактическими организациями позволяет совместно выбирать для каждого подростка индивидуальный подход, изучать его интересы, поддерживать, помогать преодолевать те проблемы, которые ему мешают.

2. Проблемы.

Проблемы во взаимоотношениях между приемным родителем и ребенком с ограниченными возможностями здоровья.

Низкий уровень общей культуры детей «группы риска».

Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка.

Защита прав и интересов ребёнка, оказания комплексной помощи.

3. Цель программы.

Профилактика девиантного поведения у детей из приемных детей (профилактика совершение правонарушений).

4. Задачи программы

Осуществление диагностической работы с целью выявления склонности к совершению асоциальных поступков,

(к совершению кражи),

особенностей семейного воспитания и межличностных взаимоотношений в приемной семье.

Осуществление комплексной социально-педагогической работы с детьми, с семьёй в целях восстановления гармоничных взаимоотношений между членами и коррекцией имеющихся отношений в семейном воспитании, формирование семейных ценностей.

Обучение приёмам поведения в разных жизненных ситуациях на основе принципов личной безопасности, экологической и общей культуры.

Сформировать положительную социальную ориентацию

Оптимизировать положительный опыт, нивелировать, опыт девиантного поведения, создать и закрепить позитивные образцы поведения.

Осуществление социально –

психолого-педагогического

мониторинга.

6. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа рассчитана для работы с детьми и подростками с девиантным поведением 8-15 лет.

7. Сроки реализации

Программа рассчитана на 6 месяцев.

8. Ожидаемые результаты

Повышение уровня воспитанности, навыков общения и культуры поведения у приемного ребенка.

Формирование положительной социальной направленности по отношении к здоровью: выработка способности противостоять вредным привычкам и отрицательным воздействиям окружающей среды, желания и умения вести здоровый образ жизни.

Формирование у детей представлений об общечеловеческих ценностях.

Повышение у детей уровня знаний об уголовной ответственности за совершение преступлений.

Методическое обеспечение программы

Этапы реализации программы:

Первый этап - организационный (сбор информации, оформление документов)

Второй этап - диагностический (изучение индивидуальных особенностей ).

Третий этап – деятельностный (координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией).

Четвертый этап – анализ и подведение итогов, дальнейшее планирование с учетом выработанных рекомендаций.

1. Диагностика

Информация о ребенке (по какой причине, в каком возрасте попал в детский дом, сколько раз ребенок был в приемной семье, состояние здоровья ребенка)

.

Психологическая диагностика приемного ребенка и его семьи (диагностика уровня взаимоотношений в семье, межличностных отношений, диагностика индивидуальных особенностей поведение замещающих родителей и приемного ребенка).

2. Приемы воспитательного воздействия

Снижение требований к участнику взаимодействия до достижения социальной и психологической адаптации

Вовлечение в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого потенциала и самовыражения

Организация ситуаций, в которых ребенок может достичь успеха, использование всех мер поощрения

Демонстрация и разъяснение позитивных образцов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, библиография, встреча с интересными людьми)

3. Стратегия и механизм достижения поставленных целей

Для реализации программы в жизнь были выбраны следующие направления:

- работа с ребенком;

- работа с семьей.

Работа с семьей

Цель: обеспечение психолого-просветительской работы с родителями, направленная на улучшения микроклимата в семье, сохранение и развитие семейных ценностей, формирование здорового образа жизни.

Задачи:

-привлечение родителей для совместной организации досуговой деятельности детей;

-выявление особенностей взаимоотношения между родителями и детьми;

-рекомендации по формированию основных правил семейного воспитания;

-создание положительной мотивации у родителей;

-всесторонне психолого-педагогическое просвещение замещающих родителей;

-способствовать созданию комфортных условий в семье для развития личности ребенка.

Формы работы:

- просветительская работа (выпуск памяток, информационных листов, беседы, дискуссии, лектории для родителей);

-психокоррекционная работа - семейная консультация (оказание помощи семье в конфликтных ситуациях);

-психопрофилактическая - приглашение специалистов ( психолога, инспектора ПДН и др.) для бесед с родителями и детьми.

Принцип реализации работы с семьей:

- анкетирование;

- опрос родителей и детей;

- совместные праздники;

- творческие семейные мероприятия.

Основные направления работы с семьей:

- возрождение семейных традиций, изучение обычаев и семейных ценностей (формирование семейных ценностей предусматривает проведение совместной творческой деятельности - организация работы родительского лектория на темы: «Психологические особенности подросткового возраста», «Способы конструктивного взаимодействия с подростком», «Что такое семейный микроклимат, и как улучшить отношения в семье», «Что нужно знать о вреде алкоголя и табака и последствиях их употребления»).

Работа с ребенком

Цели и задачи:

- социальная адаптация в приемной семье;

- формирование здорового образа жизни и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей;

- профилактика вредных привычек (употребления ПАВов, табакокурения, алкоголя, наркотиков);

- профилактика правонарушений;

- пропаганда здорового образа жизни;

- создание ситуации успеха для детей асоциального поведения;

- сформировать личную и социальную компетентность детей, развить у них позитивное отношение к себе и к окружающему обществу;

- укрепить и развить чувство самоуважения, способность критически мыслить, чувство ответственности.

Методы:

- переубеждения (предоставление убедительных аргументов, вовлечение в критический анализ своих поступков);

- метод переключения (вовлечение в учебную, трудовую деятельность, занятия в спортивных секциях, общественной деятельностью (участие в волонтерском отряде)).

Формы работы:

- групповая работа,

-тренинг,

-дискуссии,

-беседы,

-ролевые игры,

-индивидуальные консультации,

- тесты, конкурсы, праздники.

Направления организации досуга:

- изучение интересов и потребностей детей данной категории;

- расширение видов творческой деятельности для удовлетворения интересов и потребностей детей;

- методическое сопровождение мероприятий досуга;

- организация социально-значимой деятельности детей.

Тематические мероприятия для организации досуга детей: деловые игры («Как устроиться на работу»), акции («Скажи вредным привычкам - нет»), диспуты («Как найти свое место в жизни»), круглые столы по проблемам табакокурения, алкогольной и наркотической зависимости,)

Профилактика правонарушений

Беседы по факту

;

Беседа "Знаешь ли ты закон?"

;

Беседа Конституция

;

Собеседования с классными руководителями по работе с т/

в

, семьями

;

Профилактика употребления ПАВ

;

Патронаж в семьи

.

Контроль

Патронаж в семьи повторные

;

Социально-психологический мониторинг

;

Психологическое сопровождение

Специально - коррекционные занятия

;

Индивидуальные консультации

;

Программа коррекционно-воспитательной работы с подростками ск

лонными к девиантному поведению;

Диагностические методики:

- Опросник "СОП"

- Методика изучения личности дезадаптивного подростка и его ближайшего окружения;

- Методика диагностики эгоцентризма у подростков.

Организация социально - психологической помощи

Выявление проблем семейного воспитания.

Психологическое консультирование с целью помочь ребенку разобраться в своих проблемах и подсказать, как их можно было бы решить.

Индивидуальные беседы с "трудными" детьми с целью помочь им совершать более осмысленные поступки, подняться над своими переживаниями, страхом преодолеть неуверенность в общении с другими.

Коррекция положительного воспитательного воздействия выбранных средств воспитания

.

Организация свободного времени учащихся

Свободное время - умение разумно и интересно, с пользой для себя и окружающих проводить свой досуг - острая проблема «трудных» детей. С одной стороны, досуговая деятельность привлекает учащихся нерегламентированностью, добровольностью видов и форм деятельности, широкими возможностями для самодеятельности, неформальным характером отношений. Количество свободного времени у «трудного» вырастает в неделю приблизительно до 50 часов, а в день - до 8 часов. С другой стороны, наблюдается неумение «трудного» рационально использовать свое свободное время, неразвитость у него умений и навыков досуговой деятельности. Необходимо заполнить эту пустоту, помочь ребенку приобрести опыт самоутверждения в полезной деятельности, умения и навыки самоорганизации, планирования своего времени, формирование интересов, умения добиваться поставленной цели.

Изучение интересов и способностей детей.

Вовлечение детей склонных к

девиантному

поведению в кружки, секции, общественно полезную деятельность, движение милосердия.

Поощрение любых видов художественного и технического творчества учащихся и участие их в мероприятиях.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН КРИЗИСНОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

ЗАМЕЩАЮЩЕЙ СЕМЬИ

Ф.И.О. _________________________________

(замещающего родителя)

Ф.И.О., дата рождения _________________________

(ребенка/детей)

Договор о сопровождении № ___ от «__»_________20__г.

Срок сопровождения с «__»________20__г. по «__»__________20__г.

Цель программы: ПРОФИЛАКТИКА ПРОТИВОПРАВНЫХ ПОСТУПКОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ (КРАЖА).

Задачи:

1. Выявление мотивации к совершении кражи.

2. Сформировать положительную социальную ориентацию.

3. Мониторинг кризисной ситуации.

п/п

Планируемые мероприятия

Сроки

выполнения

Ответственный

Сроки реализации

1. Выявление мотивации к совершению кражи.

Социально-психологическая диагностика ребенка.

социальный педагог,

педагог-психолог

2. Сформировать положительную социальную ориентацию.

Мероприятия, направленные на формирование положительной социальной ориентации:

Беседы с ребенком:

-

«Ответственность за совершение своих поступков»

;

-

«Мы сами формируем нормы и правила поведение в обществе»

;

-

«Как мое окружение влияет на мою жизнь»

.

Беседы с родителями

:

- «Родители - как главный пример поведения для родителей».

Организация совместной деятельности с социальным педагогом школы

:

- «Проведения классного часа по теме «Профилактика преступлений среди несовершеннолетних»;

- Организация досуговой деятельности ребенка (посещение спортивных секций, кружков).

4. Посещение замещающей семьи, оценки уровня взаимоотношений между приемными родителями и ребенком.

социальный педагог,

педагог-психолог

социальный педагог

социальный педагог

социальный педагог

социальный педагог

3. Мониторинг кризисной ситуации. Подведение итогов работы.

Специалисты отдела:

___________________________________ ___________ /_______________________/

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

___________________________________ ___________ /_______________________/

(должность) (подпись) (расшифровка подписи)

С программой сопровождения моей семьи ознакомлен и согласен:

___________ /_______________________

(подпись) (расшифровка подписи)

Список литературы

Битянова

М.Р. Практикум по Социальный педагогическим играм с детьми и подростками.

- Санкт- Петербург, 2007

Галичкина

О.В. Система работы администрации школы по профилактике наркомании. - Волгоград, «Учитель», 2006

Горбатенко

Л.С. Родителям и педагогам6все о наркомании. - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2005

Ковалько

В.И.

Здоровьесберегающие

технологии: школьник и компьютер. - М., 2007

Лепешева

Е. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников/школьный Социальный педагог, №9, 2007

Понамарева Е.А. Коллекция педагогического инструментария \ Методист, №6, 2007. С47 - 48

Соколова Н. Подходы к определению «социально-педагогическая поддержка // Социальная педагогика №5, 2009

Цабыбин

С.А. Взаимодействие школы и семьи. - Волгоград, «Учитель», 2011