Фадеева Марина Юрьевна,
кандидат педагогических наук, доцент,
преподаватель английского языка
г. Орск
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Орский технический техникум имени А.И. Стеценко»
ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК КАК ЦЕННОСТНЫЙ ОРИЕНТИР
САМОРЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
Современное общество настолько стремительно быстро изменилось в эпоху глобализации и цифровизации, что это не могло не отразиться на образе жизни, сферах жизнедеятельности, личностных установках подрастающего поколения. Появление новых образовательных площадок, молодежных движений и, конечно же, международных конкурсов, конференций предоставило больше возможностей в развитии профессиональных навыков, их самоутверждении.
Обучающиеся, которые успешно сочетают профессиональные знания с практическим мастерством, умело оперируют в работе с новым высокотехнологичным оборудованием, внедряя свои виртуальные проекты в реальную действительность с помощью 3D принтеров.
В образовательном процессе у студентов формируются инженерные, IT компетенции, графические умения, где каждый обучается параллельно, изучая дисциплину «Иностранный язык в профессиональной деятельности», что позволяет расширить кругозор, лексический запас, узнать историю происхождения зарубежной разработки, чтобы иметь возможность совершенствовать аналог, применить свои идеи в создании прототипа нового продукта.
Преподаватель разрабатывает рабочие программы с учетом принципа междисциплинарных связей, внедряет новейшие технологии обучения иностранному языку, тем самым мотивируя обучающихся на успех в дальнейшей профессиональной деятельности и возможности личного карьерного роста.
Студенты Орского технического техникума изучают специализированные справочники, лингвокоммуникативные тезаурусы, участвуют в дистанционных языковых проектах в разных городах нашей страны, четко осознавая важность иностранного языка для исследовательской деятельности, заключения выгодных сделок и поиска деловых партнеров.
Технологии сотрудничества, фасилитации, метод блогов, майнд-мэп, аварийных случаев дают прекрасную возможность для совместного поиска эффективных способов решения профессиональных задач, генерирования новых идей.
Преподаватель иностранного языка активно использует в процессе обучения «visual imagery» – визуальные образы, слайды чертежей и схем, маннуалы, которые активизируют взаимодействие с обучающимися, помогая создать созидательную позитивную атмосферу с позитивными стратегиями управления поведением студентов.
Эффективные методики «интеллект карт» в процессе активизации лексического и грамматического материала по профессиональным темам в письменной деловой коммуникации в режимах онлайн и офлайн, метода «проблемного решения» и «принятия решений» содержит в себе позитивные качественные стратегии, которые дают высокий результат. Преподаватель дает установку, обозначает профессиональную задачу, связанную с реальной будущей производственной деятельностью, вдохновляет студентов на достижение успеха с применением английских словарей, аутентичных источников, заключающих в себе основную ценность.
Формирование лингвокоммуникативной компетентности позволяет выпускнику избежать трудностей вхождения в иноязычную среду, гарантирует ему уверенность, уважение и профессиональное доверие, позволяя логично, убедительно, корректно и доказательно отстаивать свою точку зрения, коллегиально обсуждая и решая профессиональную задачу [1; 3].
Личность – это сосредоточие культурных и языковых сфер. С нее начинаются и на ней замыкаются культурологические и языковые процессы. Воздействие культуры на язык осуществляется через языковую личность, индивидуальность – это «элемент культурной ткани» [2;13].
В основу подготовки специалистов должна быть положена модель, позволяющая формировать основы как языкового, так и когнитивного сознания инолингвокультурной языковой личности. Языковая личность должна быть не только билингвальной, но и бикультурной, несущей в себе зачатки не только своей, но и иной концептуальной системы, в результате чего возможна подлинная межлингвокультурная коммуникация с помощью чего увеличивается потенциал понимания инофонной текстовой деятельности [3; 47].
Тезаурус, который преподаватель разрабатывает для практического применения на занятиях является формой представления языкового сознания, что помогает выделить ассоциации, связанные с определенным концептом профессиональных навыков, которые так необходимы при участии в языковых конференциях среди техникумов области и страны с дальнейшей перспективой попробовать свои силы на чемпионате World Skills.
Культура человека, студента, будущего специалиста есть состояние, продуктивный процесс и результат усвоения и создания социальных ценностей. В структуре деятельности студента типология его культуры в значительной мере определяется его будущей специальностью и профессией [4; 6].
Преподаватель использует авторскую технологию «Get tree» в обучении «Иностранному языку в профессиональной деятельности», что способствует личностному саморазвитию, творческому мышлению и креативной самореализации в профессиональной компетенции. Технологичность как методологическое умение в структуре полной педагогической компетентности служит базой, на которой возникают высокий профессионализм и значимость [5; 11].
«Get tree» технология – это форма графического выражения мыслительных процессов обучения, в центре которых расположен основной объект, подлежащий ментальной обработке. Студентами в таких компьютерных программах, как Word, Xcel, Powerpoint, где обучающиеся выводят концепты и «гуглят» лексику, чтобы сформировать свое понятийное дерево.
Исследуя процесс профессионально-личностной децентрации будущего специалиста как процесс реконструкции содержания его потребностно-мотивационной, ценностно-смысловой сфер, Р. Р. Габдулхаков утверждает, что ценностная ориентация является определенным фактором профессионально-личностного становления, детерминирующим качество его профессиональной активности и социального поведения.
Формируя культуру личности студента посредством иностранного языка, преподаватель закладывает в нем самые ценностные качества, ориентирует коммуникативную деятельность на успех, перспективу и положительное отношение ко всем коммуникантам.
В конечном итоге обучающего процесса студенты активно демонстрируют навыки критического мышления, способность мыслить широко и свободно, увеличив свой словарный запас деловой лексикой, речевыми клише, фразами вежливости, этикетными нормами, что позволяет в будущем реализовать личностную востребованность в профессиональной карьере.
Процесс глобализации существенно изменил роль иностранного языка, где владение им становится необходимым условием продуктивной иноязычной коммуникацией в бизнесе, переговорах, проектной деятельности и личной творческой креативности.
Библиографический список
1. Фадеева, М.Ю. Формирование лингвокоммуникативной компетентности студентов университета : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01. – Оренбург, 2013. – 23 с.
2. Семиотика : Антология / сост. Ю.С. Степанов. – Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : Академический Проект; Екатеринбург : Деловая книга, 2001. – 702 с.
3. Корнилов, О.А. Языковые картины мира как производные национальных менталитетов / О.А. Корнилов. – М. : МГУ, 1999. – 341 с.
4. Темкина, В.Л. Формирование лингвокоммуникативной культуры студентов : монография / В.Л. Темкина. – М., 2002. – 200 с.
5. Фадеева, М.Ю. Формирование лингвокоммуникативной компетентности студентов университета : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / М.Ю. Фадеева. – Оренбург, 2013. – 258 с.