* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .c4 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

КИРОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТЕХНИКУМ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И НАРОДНЫХ ПРОМЫСЛОВ Г. СОВЕТСКА»

Методическая разработка внеаудиторного занятия

Интерактивная игра по теме:

«Основы финансовой грамотности»

Подготовила:

Чернова Ирина Николаевна,

преподаватель математики

КОГПО АУ «ТП и НП г. Советска»

Советск, 2023

Аннотация

В настоящее время обучение финансовой грамотности – одна из приоритетных задач, поставленных на государственном уровне. Финансовая грамотность – это базовая составляющая финансовой культуры, которая включает в себя знания, навыки, умения в финансовой сфере.

Предложенная игра может быть проведена на классном часе с целью обобщения знаний по финансовой грамотности студентов (например, в рамках недели финансовой грамотности), или на занятии кружка по финансовой грамотности, также возможно проведение данного мероприятия на уроках обществознания и экономики, как элемент обобщающего урока (учебной пары).

Цели:

1. Формирование у студентов необходимых знаний,
умений и навыков для принятия рациональных финансовых решений в сфере
управления личными финансами.

2. Формирование умения эффективного взаимодействия в группе.

Планируемые результаты:

1. Личностные:

формирование у обучающихся:

понимания

принципов функционирования финансовой системы современного

государства;

понимания

личной ответственности за решения, принимаемые в процессе

взаимодействия с финансовыми институтами;

понимания

прав и обязанностей в сфере финансов

.

2. Метапредметные:

развивать умения анализировать, синтезировать, сравнивать и обобщать имеющуюся информацию;

развивать умения самостоятельно организовать, планировать и корректировать ход деятельности;

строить логически обоснованные рассужден

ия;

аргументировать свою точку зрения;

формировать умение работы в команде, вступать в коммуникацию со сверстниками.

3. Предметные:

продолжить формирование навыка принятия грамотных финансовых решений

;

п

овыш

ать

финансов

ую

осведомленность

молодежи

;

п

овыш

ать интерес

студентов к вопросам управления финансами

;

формировать необходимость

безопасного поведения на финансовом рынке.

Оборудование:  проектор, экран, компьютерное оснащение, доска для отражения набранной суммы баллов для каждой команды.

Игра может быть проведена на классном часе с целью обобщения знаний по финансовой грамотности студентов (например, в рамках недели финансовой грамотности), или на занятии кружка по финансовой грамотности, также возможно проведение данного мероприятия на уроках обществознания и экономики, как элемент обобщающего урока (учебной пары). В игре принимают участие 3 команды (по 4 -5 участников). Каждый вопрос оценивается 1 баллом.

Студенты зарабатывают баллы, учет которых ведёт счётная комиссия. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителем игры.

Ход игры.

Вступительное слово.

Невозможно представить жизнь современного человека без соприкосновения с финансами. В связи с этим, знание базовых правил их безопасного использования необходимо каждому. Финансовая грамотность – это базовая составляющая финансовой культуры, которая включает в себя знания, умения, навыки в финансовой сфере, формирование которых определяет способность человека эффективно выполнять различные социально-экономические роли: домохозяина, инвестора, налогоплательщика и т.д.

Финансовая грамотность во многом определяет уровень жизни человека, и абсолютно каждый человек должен владеть базовыми знаниями в области экономики и финансов, чтобы быть способным обеспечить свою жизнь, а также не стать жертвой мошенничества. Сегодня мы с вами проведём игру, в которой нужно будет ответить на вопросы по основным направлениям финансовой грамотности.

Перед вами игровое поле (слайд № 2). Команды будут по очереди выбирать тему, затем номер вопроса. Подсчет заработанных баллов будет вести счетная комиссия.

1. Семейный бюджет.

Из чего складывается семейный бюджет?

(

и

з доходов и расходов)

Каким может быть семейным бюджет по соотношению доходов и расходов?

(

сбалансированным, дефицитным,

профицитным

)

Перечислите основные статьи расходов в семейном бюджете

.

(

п

латежи (коммунальные, по кредитам, телефон),

питание, лекарства, товары для дома одежда, транспорт, развлечения.

Расположите основные статьи расходов в порядке убывания их необходимости:

а) содержание жилища;

б) одежда и обувь;

в) культурные потребности;

г) питание;

д) помощь родственникам. (1, 4, 2, 3, 5 )

2. Сказка - ложь, да в ней намёк.

Сказка, в которой мошенники обещают герою сверхвысокую доходность за короткий срок

(

А.Н. Толстой «

Приключения Буратино

»

)

Сказка, в которой герой, получив небольшой доход, поддается на уговоры инвестировать его на условиях сверхвысокой доходности. Сначала герой и связанное с ним лицо получают возрастающие доходы, но в итоге инвестиционный проект терпит крах.

(

А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

Сказка, в которой персонаж введением в заблуждение собирает на свой проект средства в натуральном выражении.

(

Русская народная сказка «Каша из топора»

)

Сказка, в которой получение выгоды одним персонажем обеспечивается благодаря

тому, что

вовле

каются новые участники

.(

Русская народная сказка

«Репка»

)

3. Ценные бумаги.

В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий

:

акция

,

ценная бумага

,

облигация

,

вексель

,

чек (Ценная бумага)

Ценная бумага, удостоверяющая владение долей в капитале предприятия и дающая права на получение части прибыли предприятия

(Акция)

Долговая ценная бумага, которая удостоверяет долг фирмы, даёт право её держателю на возврат вложенных денег и получение премии по истечении срока

. (Облигация)

Выберите верные суждения о ценных бумагах и назовите  цифры, под которыми они указаны

Обыкновенная акция дает право:

1. получать информацию о финансовом состоянии общества;

2. вернуть вклад в уставный капитал акционерного общества;

3. получить часть всех активов общества при его ликвидации;

4. голоса на общем собрании акционеров;

5. на часть чистой прибыли общества

Ответ: 1,3,4,5

4. Финансовое мошенничество.

После поездки в переполненном автобусе вы не смогли обнаружить кошелек в своем рюкзаке. Очевидно, что его у вас украли. В кошельке были не только деньги, но и карта. Ваши действия?

(

Необходимо позвонить в банк и заблокировать карту.

Если вы не можете связаться с банком по телефону,

зайдите в ближайшее отделение банка и напишите заявление о блокировке.

Также вы можете заблокировать карту через

онлайн-банк

.

)

Вам на мобильный телефон звонит человек и, представляясь сотрудником банка, сообщает, что по вашей банковской карте была проведена подозрительная операция, из-за чего банк заблокировал карту. Для разблокировки вам необходимо сейчас сообщить всю важную информацию: ФИО, номер карты,

ПИН-код

, трехзначный код на оборотной стороне карты. Ваши действия?

(

Сотрудники банка владеют необходимой информацией для блокировки карты.

Им незачем спрашивать ее у вас.

Не реагируйте на подобный звонок, в случае сомнений перезвоните в банк по телефону, указанному на оборотной стороне карты.

)

На ваш мобильный телефон пришло сообщение: «Вам поступил платеж 200 рублей»

ри этом вы не пополняли счет своего телефона. Вы удивлены. Через 10–15 минут приходит новое сообщение: «Извините, ошибочно перевела 200 рублей на ваш счет. Пожалуйста, верните деньги на мой номер

х-ххх-ххх-хх-хх

. Лиза». Ваши действия?

(

Такая ситуация больше похожа на мошенническую схему: скорее всего, деньги не приходили, СМС пришло не от вашего банка, а повторное СМС прислал вам злоумышленник.

Проверьте состояние вашего счета, закажите выписку в

онлайн-банке

или позвоните в банк, прежде чем переводить кому-то деньги.

)

Вы получили сообщение от друга через социальную сеть с просьбой одолжить денег: «Привет, срочно нужны 500 рублей, перекинь на номер

х-ххх-ххх-хх-хх

, я все объясню». Ваши действия?

(

Получив подобное сообщение, будьте уверены, что

аккаунт

вашего друга взломан.

Постарайтесь связаться с ним и уточнить, действительно ли ему нужна помощь. Предупредите друга, что его

аккаунт

взломан.

Ни в коем случае не переводите деньги в ответ на данное сообщение.

)

5.Финансовая «неграмотятина»

Если память Вас подводит

И запомнить невозможно

Свой пин- код от карты нужной

Где все денежки лежат…

Смело свой пароль на карте

Вы пишите жирно ручкой

Чтобы видно было сразу

Если память отшибёт….

Как поступать правильно? (Храните пин код в памяти или же запишите в блокнот(телефон) в зашифрованном виде, понятном только вам)

Завести хотите карту

Для покупок в интернете?

Зря не парьтесь!

Это долго: заказать, потом забрать…

Вы берите лучше карту,

На которой много денег….

Очень, очень, очень много,

Ну, а лучше, если ВСЕ!

Смело вписывайте номер,

чтобы оплатить покупку

А еще смелее числа, что со стороны обратной…

Под названьем…..CID

Как поступать правильно? (Заведите отдельную дебетовую карту для покупок в интернете и перебрасывайте на неё только ту сумму, которую собираетесь потратить. или используйте виртуальные карты)

Если вдруг Вам на

мобильный

СМСка поступила,

Что подруга, мама, папа, или близкий человек

Неожиданно, внезапно

Где-то там попал в беду….

Для решения проблемы

Деньги ты переводи

На мобильный человека,

Что тебя предупредил!!!

И не проверяй: а, правда ль???

Вдруг обидишь человека….

Заплати ты, сколько скажет

Этот «добрый» абонент…

Как поступать правильно? (Сразу же попытайтесь связаться с родственником, который якобы попал в беду. Позвоните ему по телефону или отправьте SMS и сообщения в мессенджерах.)

Вы с подружкой лучшей самой,

Близкой,

Ближе её нет,

Прогуляться в магазины

В воскресенье собрались.

А она забыла деньги на важнейшую покупку…

Вы ж не жадина!!!

Подруга

деньги Вам вернет, конечно,

Дайте банковскую карту

И скажите ей пин-код

Как поступать правильно? (Никогда ни при каких обстоятельствах не передавайте банковскую карту для использования третьим лицам! Никогда не сообщайте ПИН третьим лицам!)

6. Налоги.

Налог — это..

.(

обязательный индивидуальный безвозмездный платеж, взимаемый с юридических и физических лиц в целях формирования государственных финансов

Какой из перечисленных элементов налогообложения не является обязательным при установлении налога:

1. налоговая база;

2. налоговая ставка;

3. налоговые льготы.

(налоговые льготы)

Как классифицируются налоги в зависимости от уровня власти, устанавливающего их:    

1. налоги с твердой и процентной ставкой;

2. прямые и косвенные;

3. федеральные, региональные и местные.

(федеральные, региональные и местные)

Налоговая ставка в размере 13% установлена в отношении доходов:

1. только граждан РФ;

2.налоговых резидентов Российской Федерации в отношении доходов от продажи имущества (за исключением ценных бумаг) и (или) доли (долей) в нем, доходов в виде стоимости имущества (за исключением ценных бумаг), полученного в порядке дарения, а также подлежащих налогообложению доходов, полученных такими физическими лицами в виде страховых выплат по договорам страхования.

3. только иностранных граждан.

Ответ: 2

7. Инфляция

Какое явление отражается в росте цен на товары и услуги, не обуслов

ленном повышением их качества?

1. глобализация;

2. стагнация;

3. инфляция;

4.

ревальвация.

Ответ: инфляция

Прочитайте текст и определите вид инфляции:

«В государстве Z на протяжении полугода происходит рост цен на товары и услуги на 60-70% в месяц».

1. инфляция издержек;

2. гиперинфляция;

3. инфляция спроса;

4. умеренная инфляция.

Ответ: гиперинфляция.

Непосредственным негативным последствием инфляции может стать

1. ослабление конкуренции между предприятиями;

2. уменьшение ассортимента производимых товаров;

3. ослабление государственного регулирования экономики;

4. падение реальной стоимости личных сбережений.

Ответ: 4

Врачу муниципальной больницы задержали выплату заработной платы. От инфляции

1. врач выиграет;

2. врач проиграет;

3. государство и врач выиграют ;

4. государство и врач проиграют.

Ответ: 2

8. Азбука страхования.

Субъектами личного страхования могут быть:

1. застрахованные лица, выгодоприобретатели;

2. страховщики, страхователи, застрахованные лица, выгодоприобретатели;

3. личное движимое и недвижимое имущество, здоровье и жизнь застрахованного лица.

Ответ: 2

Какие функции выполняет страхование?

1. Рисковую, контрольную, аккумулирующую.

2. Рисковую, сберегательную, предупредительную, контрольную.

3.Аккумулирующую, сберегательную, контрольную, распределительную, рисковую.

Ответ: 2

Страховая премия – это

...

(

плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором или Законом

)

Основной целью страхования является обеспечение …

(

страховой защиты материальных интересов физических и юридических лиц

)

9. Банковские услуги.

Какой из способов начисления процентов предполагает их последующую капитализацию?

1. простые  проценты;

2. сложные  проценты;

3.  способ начисления процентов не связан с  возможностью капитализации процентов.

Ответ: 2

Расставьте финансовые активы по степени убывания ликвидности.

1.

  квартира;

2.  автомобиль;

3. золотые украшения;

4. наличные деньги;

5. банковский депозит.

Какая сумма вклада в банке гарантируется государством к возврату?

(

1 400 тыс. руб.)

Укажите наименее рискованный финансовый актив из представленного списка.

1. вклад в  банке;

2.   ценная бумага;

3.   золотой слиток;

4.   квартира.

Ответ: вклад в банке.

Заключение. Подведение итогов игры.

Хороший уровень финансовой грамотности необходим каждому человеку прежде всего для достижения его личных финансовых целей. Какой бы ни была конкретная цель, выигрышем от финансовой грамотности будет повышение уровня жизни и уверенность в будущем. Получается, что финансовая грамотность выгодна, престижна и полезна. Если человек научится применять в жизни основные её правила, его жизнь постепенно изменится к лучшему. Он научится двигаться к успеху и будет мотивирован на дальнейшую работу над собой.

Источники информации

1. Чумаченко В.В., ГоряевА.П. Основы финансовой грамотности. 8-9 классы

2. Липсиц, И. В.Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 8–9 классы общеобразоват. орг. / И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. —352 с., ил. С. 308 – 333

3. Лавренова, Е. Б. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 8–9 классы общеобразоват. орг. / Е. Б. Лавренова, И. В. Липсиц, О. И. Рязанова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 48 c. С. 42- 47

4. https://fmc.hse.ru/ - Федеральный методический центр по финансовой грамотности

5.https://socege.sdamgia.ru/search?keywords=1&cb=1&search=5.19%20%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B0%20%D0%B8%20%D0%BE%D0%B1%D1%8F%D0%B7%D0%B0%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%89%D0%B8%D0%BA%D0%B0 – задания ЕГЭ 2021 по обществознанию

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671/

7. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть вторая [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_19671