* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-family: 'Arial'; font-size: 20pt;} h2 {font-family: 'Arial'; font-size: 17pt;} h3 {font-family: 'Arial'; font-size: 15pt;} h4 {font-family: 'Arial'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} h5 {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} h6 {font-family: 'Arial'; font-weight: bold;} h7 {font-family: 'Arial'; font-weight: bold; font-style: italic;} h8 {font-family: 'Arial'; font-style: italic;} h9 {font-family: 'Arial'; font-size: 10.5pt; font-style: italic;} .Заголовок 1 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 20pt;} .Заголовок 2 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 17pt;} .Заголовок 3 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 15pt;} .Заголовок 4 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .Заголовок 5 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .Заголовок 6 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .Заголовок 7 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 8 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 11pt; font-style: italic;} .Заголовок 9 Знак {font-family: 'Arial'; font-size: 10.5pt; font-style: italic;} .Title {font-size: 24pt;} .Название Знак {font-size: 24pt;} .Subtitle {font-size: 12pt;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt;} .Quote {font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {font-style: italic;} .Intense Quote {font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {font-style: italic;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .caption {font-size: 9pt; color: #5B9BD5; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .footnote text {font-size: 9pt;} .Текст сноски Знак {font-size: 9pt;} .footnote reference {vertical-align: super;} .endnote text {font-size: 10pt;} .Текст концевой сноски Знак {font-size: 10pt;} .endnote reference {vertical-align: super;} .toc 1 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 2 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 3 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 4 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 5 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 6 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 7 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 8 {margin-bottom: 2.85pt;} .toc 9 {margin-bottom: 2.85pt;} .table of figures {margin-bottom: 0pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Strong {font-weight: bold;}

"Искусство быть педагогом. Уроки английского. К 80-летию Великой Победы 2025"

 «Искусство обучения – одно из самых древних и сложных. Но начинается оно с профессионализма педагога, умения увидеть в каждом ребёнке творческие начала. Профессия педагога, учителя  побуждает идти в ногу со временем, а может даже и на шаг вперёд. Надо  идти в ногу со временем: использовать в своей работе современные инновации, реализовывать личностный потенциал, различные методики, должен хорошо знать свой предмет, быть востребованным специалистом в своей сфере.

Каким быть педагогу ХХI века четко прописано в профессиональном стандарте. В документе раскрыты требования, предъявляемые к профессиональным знаниям, умениям, навыкам, опыту работы. Современный педагог должен обладать огромным количеством навыков, но самое главное уметь находить контакт с детьми, чувствовать их интересы и потребности, проявлять заботу о социальном благополучии. 

 Наш 2025 - год 80-летия Победы в Великой Отечественной войне. Это знаменательное событие, праздник для каждого человека нашей страны. Одной из приоритетных задач внутренней политики государства выступает патриотическое воспитание. Любовь к Родине, защита    Отечество, быть патриотом - все это исходит из вековой истории народа, его обычаев и традиций.

Учителя иностранных языков не остаются в стороне и участвуют в патриотическом воспитании, используя возможности иностранных языков, в частности английского языка, как языка международного общения. Английский язык здесь как средство получения новой полезной информации, средство при помощи которого можно рассказать миру о своей Родине, о героическом прошлом страны, о мужестве ее народа. 

Быть педагогом - значит быть отзывчивым к людям, всегда готовым прийти на помощь. Воспитатель – луч яркого солнца, что даже ночью землю осветит. Даря зимой с теплом кусочек лета, он доброту свою отдаст всем людям на планете. Такими были мои первые учителя английского языка в средней школе №15 ст.Бада (Читинская область, Хилокский район)- Аршинская Любовь Александровна, Сенотрусова Лариса Анатольевна,  Рябкова Екатеррина Филипповна. 

Мои учителя  не обязаны были приносить свой личный магнитофон,чтобы мы ученики послушали на английском  "Солнечный круг, небо вокруг"  или  всемирноизвестную группу Битлз, сегодня я со своими учениками слушаю песню  Yesterday ...Вчера..., когда изучаем Past Simple.  Наши учителя не обязаны были   тратить свое свободное время и заниматься с нами дополнительно, приносить на уроки "Домашнее чтение"  свою личную литературу и  дарить мне победительнице районной Олимпиаде  по английскому языку книгу "Эстонские сказки".  А они делали это, вкладывали душу, поддерживали как могли сильных учеников, вытягивали на "удовлетворительно" вверх слабых ребят,  работая в поселковой школе (два учителя вели уроки с 4 по 10 класс (1980-1988гг.) Сейчас я читаю фрагменты этих эстонских сказок на уроках своим ученикам 3-4 классов (школа 104 г.Краснодар) 

 Еще в феврале ко Дню воинской славы России (2 февраля в этот день в 1943 году советские войска разгромили немецко-фашистские войска в Сталинградской битве)  Мы с учениками взяли курс на творческие задания: знакомство учащихся с песней «Пусть всегда будет солнце». Песня   стала гимном человеческого счастья, мира и добра (песня Аркадия Островского на слова Льва Ошанина), на нескольких уроках за 10 минут до звонка   мы прослушали видеопесню на разных языках,  разучили на английском, как и мне ученице в далеком 1985 году в школе - моим ученикам тоже полюбилась песня. Она  переведена на 11 языков мира, рассказала я ребятам, предложила ученикам послушать исполнение песни на четырех: русском, английском, немецком и французском.

 Накануне Дня Победы мы с учениками   посмотрели  хронику  военных лет на английском языке (3 мин). А также о служебных собаках  военных лет «Roads to Victory»(2 мин).  Фонетическая зарядка (2 мин)  Great Patriotic War- Великая Отечественная война.   Victory Day- День Победы.   Remembrance DayThe Day we must never forget (День памяти) .  

Lest we forgetFor us not to forget / For us to remember (Чтобы помнили)

Today we are going to talk about the great event in our history — The Great Patriotic War and The Second World War. The Ribbon of St. George- Георгиевская ленточка. Honour- честь     Veterans- ветераны   Military- военный

Обучающиеся повторяют новые слова за учителем, несколько человек читает.

Речевая разминка (3 мин.) Учитель написала на доске вопросы и  ключевые слова в помощь к ответам :  When did the Great Patriotic War begin?

What heroes of the Great Patriotic War do you know?    

What famous military commanders do you know?

When did the Great Patriotic War end?      Ответы детей 

Погружение в урок " 80-летие Великой Победы 1945-2025"  позволило   прикоснуться школьникам 3-4 классов к военной теме,   воспитать у ребят чувство патриотизма и увеличить словарный запас.

С моими учениками мы часто играем в фонетические игры (Артикуляционная  Разминка). Фонетические сказки уже выучили наизусть, подобную я помню из своего школьного детства: 

● Приходит Дама Произношение, рядом  с ней - кот и собака. I am а dog. - Я собака.   I am а cat. - Я кот.  Собака зевает: ([h-h-h]  (легкий звук без шума),  [au-au-au], кошка зевает: [ai-ai-ai]. Педагог:  Представьте свечу, подуйте [w-w-w].   Дети повторяют. К ученикам  пришла змейка : I am а snake. Она произносит: [и-и-и].

 ●  Англичанка-дама Произношение объясняет артикуляцию звуков: «Ребята,  представьте, что у вас на ладошке лежит перышко. Давайте его сдуем: [р-р-р-р-р, к-к-к-к-к]. А попугай смеется с того, как мы сдуваем перо. Поставьте кончик языка на бугорки на небе: [t-t-t-t-t, d-d-d-d-d].

 ● Обезьянка умеет задувать свечу. Как она это делает? Дуем на ладошку: [h-h-h] (Ученикаи повторяют.)  Медведь тоже умеет задувать свечу, но он делает это по-другому. Как? Дуем на ладошку: [р-р-р] (Дети повторяют.)  - А вот хитрая лисичка придумала новый способ. Вот он (дуем на ладошку): [w-w-w], [wоnt] (Дети повторяют.)  - Давайте задуем свечу всеми способами сразу. Repeat after me: [h-p-w]. (Школьники повторяют.)

И неслучайно я несколько лет назад начала собирать Magic Box (игрушки, аппликации, рисуночки, поделки, фигурки из бисера, из полимерной глины, игрушечная посуда и т.п), подобный Волшебный сундучок с маленькими мягкими игрушками показывала на уроках английского языка моя учитель Аршинская Л.А, такие поделки-пособия она делала сама и с  детьми дома. Сейчас она декан  ВУЗа в г.Южно-Сахалинск, мы с ней общаемся, и не только на профессиональные темы.   

C этими миниатюрными игрушками Magic Box  (некоторые идеи мне подсказала учитель высшей категории нашей школы 104 Костина Е.И.) можно отработать любые видо-временные формы глаголов, потренировать сравнительную и превосходную форму прилагательных, а также повторить числительные (считаем лапки у паука из бисера,  пальчики у  pappet). Я часто использую на уроках Magic Box, а также приношу рисунки моей дочери (фонетическая разминка)  - на темы Времена года, Погода, Внешность человека, Моя любимая еда, Животные и др.  Юные ученики очень любят  эти этапы  урока. С нетерпением ждут этого. 

 Эти веселые разминки, игры, распевки, описания картин,  просмотры  кинохроники не только дополняют учебный процесс,  но и способствуют формированию  жизненных навыков, таких как командная работа, коммуникация, лидерство. Бывают минуты, когда поимаешь- какая глубокая работа мысли, накал идей и планов, как много интересного скрыто в юных головах учеников.  Они предоставляют возможности для самовыражения, творческого поиска и сотрудничества с ровесниками. Считаю, что такие наши уроки  объединяют учащихся, преподавателей и родителей, способствуют укреплению духа сообщества. Кинофильмы же, песни  на английском языке дополнительно способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений и  готовят учащихся к активному участию в диалоге культур. 

 Искусство быть педагогом... Кроме его  профессиональных и гражданских качеств, у педагога должны быть сформированы определённые личностные качества. Педагог  в гораздо более высокой степени, чем артист на сцене, должен воздействовать на свою аудиторию, содействовать формированию мировоззрения своих подопечных, дать им научную картину мира, пробудить чувство прекрасного, чувство справедливости, сделать грамотными и заставит поверить в себя. Если бы меня спросили, какими словами я б охарактеризовала своих учителей,  я бы ответила: свет, тепло, способность к сопереживанию и высокий профессионализм, гармония.  

Настоящий Педагог - это личность, формирующая другие личности (совместно с семьёй, с обществом). Для этого ему необходимо не только внимание и уважение со стороны его учеников, со стороны всего общества. Педагог - это тот человек, который должен передать новому поколению все ценные накопления веков», так говорил А. В. Луначарский. Искусство быть педагогом это   - не только профессия, суть которой передавать знания, но и высокая миссия сотворения личности. Стимул педагога - ученики, чистый   источник вдохновения. Искусство быть педагогом это жить детьми, дорожить и любить свою работу, созидать и совершенствовать наш современный мир.

 С уважением, учитель английского языка Басанова Наталья Викторовна

 школа №104 г.Краснодар   опубликовано впервые, 10.05.2025