* {font-family: Calibri; font-size: 10pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {text-align: left; margin-top: 0pt; margin-bottom: 0pt;} .toc 2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 6 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 7 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Endnote {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt;} h3 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .heading 3 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 13pt; font-weight: bold;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .toc 3 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} h5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} .heading 5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt; font-weight: bold;} h1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .heading 1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 16pt; font-weight: bold;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Footnote {font-family: 'XO Thames'; font-size: 11pt;} .toc 1 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .Header and Footer {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 9 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 8 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .toc 5 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt;} .Subtitle {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-style: italic;} .Title {font-family: 'XO Thames'; font-size: 20pt; font-weight: bold; text-transform: uppercase;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} h4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} .heading 4 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 12pt; font-weight: bold;} h2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;} .heading 2 {font-family: 'XO Thames'; font-size: 14pt; font-weight: bold;}

Конспект НОД для детей подготовительной к обучению в школе группы

Этап «Автоматизации звука I Ш I»

Цель:

Автоматизация правильного артикуляторного произношения  звука I Ш I  в речи.

Задачи:

-автоматизировать звук I Ш I  изолированно, в слогах, словах, предложениях;

- развивать умение  образовывать мн. ч. им.существительного;

- закрепление навыка согласования прилагательного и существительного;

- закрепление навыка согласования существительного с порядковыми числительными;

- развивать навык детей образовывать относительные прилагательные;

-совершенствовать умение детей делить слова на слоги;

- развивать умение детей находить место звука в словах;

-развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, фонематическое  восприятие

- развивать мелкую моторику пальцев рук и артикуляционную моторику;

- развивать дыхание;

- развивать координацию речи с движением;

- совершенствовать умение проводить звуко-буквенный анализ слова;

- укреплять мышцы органов артикуляции

-закреплять навыки активности, самостоятельности, инициативности, умения договариваться, помогать друг другу.

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами не одни, к нам пришли гости.

(логопед обращается к гостям):

Вы пришли сегодня к нам, рады мы всегда гостям.

Давайте с гостями поздороваемся. (дети здороваются)

Логопед:

       Улыбнитесь всем вокруг, руку дайте другу справа

       Руку дайте другу слева и скорей вставайте в круг.

Минута релаксации: (звучит спокойная композиция).Какой сегодня чудесный день. Ребята, какое у вас настроение? У меня тоже хорошее. Как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы  и ласковы, мы здоровы. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

 Ребята, покажите мне свои глазки (педагог смотрит в глаза детям), В ваших глазках столько много добрых улыбок, вы такие добрые, посмотрите друг на друга, поделитесь своими улыбками, посмотрите на гостей, поделитесь своими улыбками и с ними. (садимся за столы)

Самомассаж лица и шеи:

Логопед: Ребята,а прежде чем начать наше занятие, мы должны вспомнить наше главное правило:

Каждый день, всегда  везде- на занятиях, в игре.

Дружно, четко говорим, никуда мы не спешим.

Логопед: Ребята, вы знаете сегодня к нам в гости должен прийти один весельчак. А кто это вы узнаете, если отгадаете загадку:

В цирке он смешнее всех.

У него – большой успех.

Только вспомнить остаётся,

Весельчак тот как зовётся. (клоун) (звучит музыка, в группу вбегает радостный клоун)

Клоун: Здравствуйте ребята.

Логопед: Здравствуй, клоун. Как тебя зовут?

Клоун: Меня зовут Гос….Гощ…. Меня зовут …… (клоун плачет)

Логопед:  Что случилось, друг мой? (клоун шепчет на ухо). Ребята, наш клоун, конечно, весельчак (веселый забавник, шутник, любитель повеселиться), но мне на ушко он прошептал, что он пришел к вам за помощью. Но стесняется сам попросить. Дело в том, что он не умеет правильно выговаривать свое имя, его зовут Гошик, а он не выговаривает один звук и поэтому его имя звучит очень смешно. И клоуну от этого очень грустно.

Клоун: Да, ребята, помогите мне. Я очень хочу научиться произносить этот трудный звук. В СКОЛЕ учитель дал мне вот этот конверт и сказал, что я научусь произносить этот звук тогда, когда выполню вот эти задания, а я не умею… (начинает плакать)

Логопед: Ну что ты, Гошик. Этот звук совсем нетрудный. и мы, конечно же, тебя научим не только произносить этот звук , но и поможем выполнить все твои задания. Поможем, ребята? А что это за звук нам поможет узнать 1 задание. Какой звук встречается в этих словах? Шум, пушка, шорох, камыш, афиша, душ, мышь.

Логопед: Верно, ребята. Это звук Ш.

1 задание: Нам нужно дать характеристику звуку. (Дети поочерёдно произносят звук изолированно и дают характеристику).

Беседа с детьми. Анализ классификационных признаков:

Звук [Ш] гласный или согласный и почему?» («Звук [Ш] согласный, потому что воздух встречает преграду в ротовой полости»).

«Звук [Ш] звонкий или глухой и почему?» («Звук [Ш] глухой, потому что горлышко не поёт – голосовые связки не работают». Проверить тактильно-вибрационным контролем).

«Звук [Ш[ твёрдый или мягкий?» («Звук [Ш[ твёрдый, парного ему мягкого звука в русском языке нет.).

«Звук [Ш[ твёрдый глухой согласный, обозначаем квадратом синего цвета»

Что делают наши губы, когда произносим этот звук? (Вытягиваются бубликом.) Где находится язычок? Какой он — узкий или широкий? (Язык широкий, «чашечкой)

Клоун: Ребята, а как это бубликом? Чашечкой? (ответ детей)

Логопед: Гошик, мы сейчас покажем тебе как наши язычки умеют делать гимнастику. Согласны? Для чего мы делаем такую гимнастику? (ответ детей). Гошик, присоединяйся. (выполнение артикуляционной гимнастики под музыку)

2 задание ( фонематический слух

Логопед: Ребята, сейчас я буду произносить различные звуки, а вы должны «поймать» только звук I Ш I и хлопнуть в ладоши, если его услышите (У Гошика не получается произнести Ш).

Логопед: Гошик, ты очень слабо дуешь, когда произносишь этот звук. Ты делал сегодня дыхательную гимнастику? Ребята, давайте научим его правильному дыханию. Только на что же нам подуть?

Клоун: Ой, а у меня есть воздушные шарики. (выполняется дыхательная гимнастика на ковре с воздушными шариками. Шарик кладем на ладошку и дуем)

3 задание: «Кто слушает внимательно?»

Логопед: О-о! А это задание для самых внимательных!

Сейчас мы посмотрим, кто из вас самый внимательный! Я прочту вам стихотворение, а вы возьмете столько фишек, сколько услышите звуков Ш. Договорились?

Шмель и шершень дружно жили
На машинке швейной шили

Шубы, шапочки, штаны
Небывалой ширины.( ответ детей – 9 фишек)

Логопед: давайте с вами посчитаем сколько фишек вы взяли? (дети считают: одна фишка, две фишки и т.д.). А теперь давайте возьмем наши фишки и выложим дорожку, по которой будут прыгать наши пальчики.

Проводится пальчиковая гимнастика.
Две весёлые лягушки ни минуты не сидят!

Ловко прыгают подружки, только брызги вверх летят! – 2 раза

4 задание: «Закончи слово»-автоматизация звука I Ш I в слогах и словах(логопед показывает детям слоги на доске, они читают и придумывают слова с данными слогами):
ши — на, пы, шка.  повник, рма, машина, клоун произносит часть имени (подсказывает детям)                                                 
шу — т, ба, тка, м, мишутка
ша — йба, шка, пка, хматы. рик, шарф, каша, Маша,Саша, Паша, лапша, афиша

Логопед: Молодцы, ребята, справились с заданием.

5 задание: «Гимнастика для ума» (дети отвечают  на вопрос словом, начинающимся с “ш”)

– Головной убор. (Шапка, шляпа)
– Число после пяти. (Шесть)
– Там учатся дети. (Школа)
–Зимняя одежда (Шуба)
– Колючки у розы. (Шипы)

- Чем украшают комнату на день рождения? (Шариками)

6 задание“Предложение договори и его ты измени” (с картинками на экране): 
У Маши… (шуба). – Это чья шуба? – Это Машина шуба. 
У Саши… (шахматы). – …
У Паши… (мешок). – …
У Даши… (шарф). – …
У Наташи …(шарик). – …

У Миши …(машина).-…

У Алеши… (шапка-ушанка).-…

7 задание «Слова подружились». (работа на листах). Разделите слова на слоги, у каких слов количество слогов одинаковое, те и подружились. (Дети делят слова на слоги, проводят дорожки от картинок к слоговым схемам, работа на листах)

8 задание: Игра «Один-много» (дети по памяти называют слова из предыдущего задания)

Клоун . Елена Александровна что-то я устал и ребята я смотрю тоже устали. Не пора ли нам отдохнуть? Можно я проведу физкультминутку?

Логопед: Конечно, Гошик, можно.

Клоун: Ребята, а какие животные выступают в цирке? (ответы детей). А хотите превратиться  в животных? (ответ детей). Отлично, ну, а я буду вашим дрессировщиком, повторяйте все за мной». 

Физ.минутка под музыку.

Логопед: Молодцы ребята, переходим к следующему заданию. Нужно найти 6 слов, в названии которых есть звук I Ш I (на экране картинка, уточняет где находится звук- в начале, середине или в конце слова, дает возможность каждому сказать).

Клоун называет слова: Сумка, лес, листья, цветы. Дети исправляют его.

Логопед: Ребята, в следующем задании нам нужно назвать слова ласково. Посмотрите, пожалуйста, на экран.

9 задание: Игра «Назови ласково» (слова на экране) 

Логопед: Следующее задание: давайте произнесем слова хором и выполним их звукобуквенный анализ.( Слова уши, душ, шар, мыши (вспомнить правило – слышим Ы, пишем И))

Логопед: Ребята, а вот и последнее задание (достает из конверта буквы). Здесь какие то буквы… Гошик, что с ними нужно делать?

Клоун: Ребята, возьмите каждый по одной букве и если правильно сложите буквы- получится подарок, который я хочу вам подарить.

Игра «Живые буквы» (слово ШАРИКИ, клоун дарит детям по одному шарику и показывает, как он научился выговаривать слово ШАРИК).

Логопед: Гошик, помогли мы тебе? Ты научился правильно произносить звук Ш? (клоун показывает). Ребята, а какое у вас настроение? Гошик, а у тебя какое настроение?

Гошик: волШебное, хороШее, Шаловливое. Я научился произносить правильно мое имя… ГОШИК. Спасибо вам, ребята.

Логопед: Пожалуйста, Гошик. Если вдруг у тебя еще когда-нибудь возникнут проблемы- не стесняйся, обращайся, ребята тебе обязательно помогут. Правда, ребята? Когда вы вернетесь в группу к своим друзьям, что вы им скажите, что вам понравилось на сегодняшнем занятии? Что вы делали? (ответы детей). На этом наше занятие подошло к концу. Давайте скажем гостям « до свидания, до новых встреч» (гости под музыку уходят).