Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение ?Средняя общеобразовательная школа №80? Классный час ?Удивительное - рядом? 2 класс Автор работы: Довыденко Олеся Владимировна, учитель начальных классов Кемерово 2025 Цели: развивать познавательный интерес к природе, научить видеть необычное в привычном; вызвать чувство удивления, восхищения; воспитывать любовь к окружающему миру и потребность в сохранении природных богатств. Оборудование: словарь Ожегова, слово ?синоптик?, иллюстрации пчёл, бабочек, муравьёв, пауков, дождевых червей, рыб, растений (кувшинки, одуванчика, ноготков и др.), письмо-просьба от цветов. Ход классного часа Вступительное слово учителя - Сегодня вы узнаете много о мире природы. Но прежде отгадайте несколько загадок. Летит орлица по синему небу, Крылья распластала, солнышко застлала. (Туча) Кто всю ночь по крыше бьёт Да постукивает И бормочет, поёт, Убаюкивает? (Дождь) - Итак, вначале мы поговорим о погоде. Как мы узнаём о том, что будет дождь или ветер, похолодание или потепление? (можно узнать по радио, телевидению, из газет.) - Да, эти сведения нам дают синоптики. Кто такие синоптики? (Это люди, которые наблюдают за погодой и сообщают прогноз погоды.) (Вывешивается табличка со словом ?синоптик?.) - Давайте заглянем в словарь Ожегова и узнаем тонное толкование этого слова: ?Синоптик – специалист по прогнозированию погоды?. - А как вы думаете, есть ли природные синоптики? - Знаете ли вы, что погоду предсказывают около 400 растений и 600 животных? Их называют растениями и животными синоптиками. Посмотрите, с какими животными-синоптиками мы сегодня познакомимся: пчёлы, бабочки, муравьи, пауки, дождевые черви. Могут предсказывать погоду и рыбы. (Показ иллюстраций по ходу беседы.) Растения и животные в процессе развития выработали множество приспособлений, в том числе и таких, которые могут служить сигналами о предстоящем изменении погоды. Многие из таких сигналов давно подмечены и стали народными приметами. Ну не удивительно ли? Вы сегодня не раз ещё удивитесь, потому что наш классный час так и называется ?Удивительное - рядом?. Животные-синоптики. Отгадайте загадку. Домовитая хозяйка Полетела над лужайкой, Похлопочет над цветком – Он поделится медком. (Пчела) - Посмотрите, чей это домик? (Показ изображения улья) Да, в этом чудо - домике живут трудолюбивые пчёлы. Пчёлы - верные предсказатели погоды. Утром перед дождём они не вылетают из ульев, сильно гудят, даже если светит солнце. А если они рано отправляются за добычей и рано возвращаются вечером, то будет хороший день. - О ком речь в следующей загадке? Шевелились у цветка Все четыре лепестка. Я сорвать его хотел – Он вспорхнул и улетел. (Бабочка) Бабочка-крапивница безошибочно предсказывает дождь. Перед дождём она среди дня начинает готовиться к ночлегу – прикрепляется к потолку сарая, свесив крылья. - О каком синоптике пойдёт речь в следующей загадке? На поляне возле ёлок Дом построен из иголок. За травой не виден он. А жильцов в нём – миллион. (Муравейник). Вы наблюдали за муравьями? Муравьи перед дождём или грозой прячутся и закрывают входы в муравейник. Если вода попадёт в него, муравьи погибнут. Поэтому никогда не разрушайте в лесу муравьиные домики - пирамидки. - Ещё одна загадка. Восемь ног, восемь рук, Вышивают шёлком круг. Мастер в шёлке знает толк. Покупайте, мухи шёлк! (Паук). Кто видел тонкие шелковые кружева в лесу? Оказывается, пауки – тоже синоптики, особенно крестовик и домашний паучок. Если пауки появляются ранним утром, значит, приближается ненастье: они боятся сырости, а перед ненастьем росы нет. В жаркий полдень, боясь зноя, пауки предпочитают ?отсиживаться дома?. Если же паук появился в жару, значит, он запасается кормом, следовательно, смело можно предсказывать грозу. А если увидели паука вечером, можно сказать дождя не будет. - О ком говорится в следующей загадке? У родителей и деток Вся одежда из монеток? (Рыбы). Кого из вас папа или дедушка брали с собой на рыбалку? Всегда ли рыба клюёт? Почему? оказывается, в засуху перед дождём рыба в водоёмах перестаёт клевать. Предсказывают погоду и другие животные. Земляные черви перед сильным ненастьем выползают на поверхность, так как могут быть затоплены их норы. Сильное стрекотание кузнечиков поздним вечером предвещает хорошую погоду на следующий день, а мухи, комары перед дождём становятся назойливее. Издавна люди наблюдали за животными. Так появились народные приметы. Паук усиленно плетёт сети – к сухой погоде. Паук забился в угол – к ветру. Лягушки расквакались – к непогоде. Муравьи прячутся в гнёзда – к грозе. Ласточки летают низко – пред дождём. На кустах акации много пчёл – перед дождём. Растения – синоптики. - Предсказывают погоду и растения. Чаще всего растения реагируют на дождь потому, что им вредит влага. Перед дождём закрывают свои цветки оранжевые ноготки, полевой вьюнок, белая кувшинка. Отгадайте загадку: о каком растении пойдёт речь? Горел в траве росистой Фонарик золотистый. Потом померк, потух И превратился в пух. На нём платок пуховый, Всегда слететь готовый. (Одуванчик). Одуванчики складывают перед дождём свои пушистые шарики. А есть растения, которые перед дождём ?плачут? - выделяют лишнюю влагу. К таким растениям относится клён, который предсказывает сильное ненастье за трое – четверо суток. ?Льют слёзы? при хорошей погоде овёс, пшеница. Если в солнечный день на пёрышках молодого овса или пшеницы выступили капли влаги, надо ждать дождя. Будьте наблюдательными, ребята, расскажите друзьям о своих наблюдениях в природе. Физкультминутка. Дождик. Дети свободно размещаются по классу. Учитель декламирует стихотворение И. Токмаковой: Дождик, дождик, капелька, Водяная сабелька, Лужу резал, лужу резал, Резал, резал и разрезал. И устал, И перестал! С началом текста все исполняют произвольные движения. С последним словом ?перестал все движения прекращаются, участники игры как бы застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает тех, кто пошевельнулся. Тот выходит из игры. Вновь ведущий и группа ребят, выбывших из игры, декламируют стихотворение. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро. Движения могут быть использованы самые разнообразные, но обязательно стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения. Поощрение ?самого стойкого? победителя игры. - Есть ещё одно удивительное свойство у растений. Послушайте стихотворение и догадайтесь какое. Удивительные часы. Выйди летом за село – От цветов светлым – светло. Можешь смело здесь играть Не бойся опоздать. Вовремя придёшь домой – Здесь часы всегда с тобой. Глянь вокруг – и каждый раз Будешь знать, который час. Время точное растения Знают все без исключения. От росы и до росы Счёт часам ведут часы. На всё лето каждый год Солнце им даёт завод. Оказывается, если мы пошли на прогулку и забыли часы, сориентироваться по времени нам помогут растения. Их называют цветочными часами. Ну не удивительно ли? А посмотрите, как радуют нас цветы. (Демонстрация иллюстраций различных цветов.) Здравствуй, милый мой цветок, Леса гость весенний! Как красиво ты расцвёл Здесь, в уединении! Улыбнётся ветерок И с тобой играет. Солнце целый день тебя Весело ласкает. - Какие вы знаете лесные цветы? (Ромашки, колокольчики, иван-да-марья, фиалки, герань лесная.) -Среди них есть такие, которых на Земле осталось очень мало, поэтому они охраняются законом. Рвать их нельзя! Один из охраняемых цветов – красавец – колокольчик. У лесной дорожки – Цветок на тонкой ножке. У самой сердцевинки – Свежие росинки. Ветер тронет венчик – Зазвенит бубенчик! Быстро вянут лесные цветы, собранные в букеты. Всё меньше остаётся их в наших лесах. Давайте научимся любоваться цветами в природе, не губить лесную красоту, чтобы и другие люди могли восхищаться тем, что создала природа. Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок, Если все: и я, и ты, Если мы сорвём цветы, Опустеют все поляны И не будет красоты! (Учитель показывает письмо, и кто-то из учеников читает его.) Ребята, вам цветы прислали письмо с просьбой: ?Уважаемые дети! Пожалуйста, будьте так добры, не обрывайте зря цветы!? Что мы ответим цветам? Игра ?Спорим?. Учитель произносит фразу, после которой ребята должны хором сказать: ?Мы не спорим!?, если они согласны с утверждением, или ?Спорим-спорим!?, если не согласны. Чтобы не затягивать игру, лучше ограничиться небольшим количеством утверждений. Осенью идут дожди. Ждёт весна нас впереди. Целый день мели метели. Птицы с юга прилетели. Лист кленовый опадает. Ландыш белый расцветает. Яблоки в саду поспели. В роще соловьи запели. Мы капусту посолили. И каток водой залили. На полях лежит туман. В огороде лишь – бурьян. И каникулы всех ждут. День Победы тут как тут. Загорать пойдём гурьбою. Ждёт экзамен нас с тобою. Дни становятся длиннее. Скоро будет холоднее. Лужи стали замерзать. Птицы стали улетать. Без конфет нам трудно очень. Скоро осень, между прочим. Обману я вас сейчас. Вы ошиблись много раз. Молодцы. А теперь ответьте, какое отношение наша игра имела к миру природы. Подведение итогов. Сегодня вы узнали много удивительного о временах года и явлениях природы, о насекомых, животных и растениях – наших верных друзьях и помощниках. Дополнительный материал. Стихи о цветах (угадать цветок) Ландыш Родился (ландыш) в майский день, И лес его хранит. Мне кажется: его задень – Он тихо зазвенит. И этот звон услышит луг, И птицы, и цветы… Давай послушаем, а вдруг Услышим – я и ты? Е. Серова. Фиалка. На солнечной опушке (Фиалка) расцвела, Лиловенькие ушки Тихонько подняла. В траве она хоронится, Не любит лезть вперёд, Но всякий ей поклонится И бережно возьмёт. Е. Серова Подснежник Прибежал (подснежник) В мартовский лесок, Заглянул (подснежник) В чистый ручеёк. И, себя, увидев, Крикнул: ?Вот те на! Я и не заметил, Что пришла весна?. Л.Кудрявская Мать – и - мачеха Золотые лепестки, Хрупкий стебелёк, Распустился у реки Солнечный цветок. Только тучка набежала, Сжались лепесточки. На зелёных стебельках – Круглые комочки. Я. Нищева Одуванчик Носит (одуванчик) Жёлтый сарафанчик. Подрастёт, нарядится В жёлтенькое платьице. Я. Нищева Викторина ?Деревья и травы?. Древесина какого дерева самая прочная для использования в строительстве? (Лиственницы) Назовите лекарственные травы нашего края. (Мать - и – мачеха, зверобой, душица, листья земляники и т. д.) Какое дерево поглощает больше всего радиации и лучше других очищает воздух? (Тополь) Назовите цветы нашего края, которые занесены в Красную книгу. (Марьин корень, прострел, кувшинка белая, ландыш) В соцветиях этого растения все пытаются найти счастье. (Цветки с отогнутыми лопастями вместо четырёх. Сирень.) Ветви и листья этого дерева являются олицетворением могущества, долголетия и здоровья. (Дуб.) Дерево это быстро оживает весной. Считается , что это происходит благодаря его особой плодоносящей силе. Поэтому оно стало символом праздника Троицы. (Берёза.) Знаешь ли ты, что… Существует трава от 99 болезней. (Зверобой.) Лягушка может пить ногой. Пингвин – это птица. Есть сладкое дерево в наших лесах (Липа.) В лесу растут разноцветные грибы. (Сыроежки.) Выше всех летает орёл. Самая маленькая птица в нашей стране – королёк. Самая маленькая птица в мире – колибри. Летучая мышь спит вниз головой. Самая высокая трава – бамбук. Страус – самая большая птица в мире. Маленькая птичка может достать себе пищу подо льдом. (Оляпка.) Ухо у кузнечика на ноге.
Работа творческого конкурса: "Лучший сценарий классного часа"
Классный час «Удивительное - рядом» 2 класс