* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;}

Классный час «Конфликты и способы их разрешения»

Цель формирование у учащихся навыков конструктивного разрешения конфликтов и профилактики конфликтных ситуаций.

Задачи.

• Дать определение понятия «конфликт» и выявить его причины.

Рассмотреть различные виды конфликтов.

Ознакомить учащихся с эффективными способами разрешения конфликтов.

Развивать навыки эмпатии, сотрудничества и коммуникации.

Воспитывать уважение к чужому мнению и готовность к компромиссам.

Целевая аудитория: учащиеся средней школы (5-9 класс).

Форма проведения: интерактивное занятие с элементами дискуссии, ролевой игры и групповой работы.

Оборудование.

• Доска

• Маркеры.

• Раздаточный материал (карточки с ситуациями, памятки).

• Компьютер, проектор.

План классного часа.

1. Организационный момент (2 минуты).

* Приветствие.

* Проверка готовности к занятию.

2. Вводная часть (5 минут).

* Актуализация темы.

* Вопросы для активизации внимания.

* «Что такое конфликт?»

* «Приходилось ли вам участвовать в конфликтах?»

* «Какие чувства вы испытываете во время конфликта?»

3. Основная часть (30 минут).

* Что такое конфликт? (5 минут).

* Определение конфликта: столкновение интересов, взглядов, целей.

* Причины конфликтов:

* Непонимание.

* Различия в целях и интересах.

* Недостаток информации.

* Эмоциональное состояние.

* Неуважение к чужому мнению.

* Виды конфликтов:

* Внутренние (между своими желаниями и потребностями).

* Межличностные (между двумя людьми).

* Групповые (между группами людей).

* Способы разрешения конфликтов (15 минут):

* Обзор основных стратегий поведения в конфликте:

* Избегание (уклонение). Игнорирование конфликта, отказ от участия в нем. (Не всегда эффективно, может привести к накоплению проблем).

* Приспособление (уступка). Отказ от своих интересов ради интересов другого человека. (Подходит, если вопрос не принципиален).

* Соперничество (конкуренция). Стремление добиться своей цели любой ценой. (Деструктивный способ, приводит к ухудшению отношений).

* Компромисс: Частичное удовлетворение интересов обеих сторон. (Более эффективный способ, чем уступка или соперничество).

* Сотрудничество. Поиск решения, удовлетворяющего интересы обеих сторон. (Наиболее конструктивный способ, требует времени и усилий).

* Правила конструктивного разрешения конфликтов:

* Сохранять спокойствие.

* Выслушать другую сторону.

* Четко и ясно выражать свои мысли.

* Не переходить на личности.

* Искать компромисс.

* Уважать чужое мнение.

* Ролевая игра (10 минут).

* Разделить класс на несколько групп.

* Каждой группе выдать карточку с описанием конфликтной ситуации (например, спор из-за места в очереди, конфликт между друзьями из-за распределения ролей в проекте, разногласия с учителем по поводу оценки).

* Задача каждой группы – разыграть ситуацию, используя различные способы разрешения конфликтов.

* После каждой сценки – обсуждение:

* Какие способы разрешения конфликта были использованы?

* Насколько эффективен был выбранный способ?

* Что можно было сделать по-другому?

4. Закрепление материала (5 минут):

* Работа в группах. «Советы по разрешению конфликтов».

* Каждая группа получает задание составить список советов, которые помогут разрешать конфликты мирным путем.

* Представление результатов работы групп.

* Общее обсуждение.

5. Подведение итогов (3 минуты):

* Краткое повторение основных понятий и способов разрешения конфликтов.

* Рефлексия:

* Что нового вы узнали на этом занятии?

* Что было самым интересным?

* Какие навыки вы хотели бы развить?

6. Завершение (2 минуты):

* Благодарность за участие.

* Раздача памяток (при необходимости).

Примеры конфликтных ситуаций для ролевой игры.

Два ученика спорят из-за места в очереди в столовой.

Два друга не могут договориться, какой фильм посмотреть в кино.

Ученик считает, что учитель несправедливо поставил ему оценку.

Две группы учеников спорят из-за того, какую тему выбрать для классного проекта.

Пример памятки для учащихся.

Памятка «Как разрешить конфликт мирным путем?»

1. Сохраняйте спокойствие. Не поддавайтесь эмоциям, постарайтесь успокоиться и посмотреть на ситуацию со стороны.

2. Выслушайте другую сторону. Дайте другому человеку возможность высказать свою точку зрения, не перебивайте и не критикуйте.

3. Попытайтесь понять чувства другого человека. Поставьте себя на его место и попытайтесь понять, почему он так себя ведет.

4. Четко выражайте свои мысли. Говорите ясно и конкретно, избегайте обвинений и обобщений.

5. Сосредоточьтесь на проблеме, а не на личности. Обсуждайте конкретные действия или слова, а не личные качества человека.

6. Ищите компромисс. Будьте готовы пойти на уступки ради достижения взаимовыгодного решения.

7. Уважайте чужое мнение. Признавайте право другого человека иметь свою точку зрения, даже если вы с ней не согласны.

8. Не бойтесь извиняться. Если вы допустили ошибку, признайте это и извинитесь.

9. Обратитесь за помощью к посреднику. Если вы не можете самостоятельно разрешить конфликт, попросите помощи у взрослого (учителя, родителя, социального педагога).

10. Помните, что самое важное – сохранить хорошие отношения. Конфликты неизбежны, но важно разрешать их так, чтобы не испортить отношения с другими людьми.

Классный руководитель может адаптировать предложенный план и материалы в соответствии с возрастом и особенностями учащихся. Важно создать в классе атмосферу доверия и взаимоуважения, чтобы учащиеся чувствовали себя комфортно, выражая свои мысли и чувства. Ролевая игра должна быть организована таким образом, чтобы учащиеся могли проявить свою креативность и самостоятельность. В конце занятия необходимо подвести итоги и акцентировать внимание на практической значимости полученных знаний и навыков.

Таким образом, этот классный час поможет учащимся развить важные навыки общения и взаимодействия, которые пригодятся им не только в школе, но и в дальнейшей жизни.