* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}

КОНСПЕКТ ДИСТАНЦИОННОГО УРОКА

ПО ВНЕКЛАССНОМУ ЧТЕНИЮ

«УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Предмет: литература

Класс: 5 класс

Продолжительность урока: 40 минут

Используемая интернет- платформа: Zoom (допускаются и другие платформы

Тема урока: Пословицы и поговорки

Форма урока: дистанционный

Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык, литературное чтение

Используемые технологии: 1. Информационно-коммуникационная технология (формирование коммуникативных учебных действий во время групповой работы, во время дистанционного взаимодействия с педагогом и учащимися).

2. Технология «Перевёрнутый класс» используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся .
3.Технология продуктивного чтения (работа с текстом: до чтения, во время чтения, после чтения).

Задачи: 1. Учить работать с текстом: отвечать на поставленные вопросы, находить заданные эпизоды.
2. Развивать коммуникативные навыки через интерактивные приёмы обучения.
3. Развивать умение давать характеристику персонажу, анализировать его поступки.
4. Организовать учебные ситуации, в которых каждый учащийся сможет высказать своё отношение к просмотренному материалу, защитить собственное мнение.
5. Обогащать словарный запас учащихся, расширять кругозор.
6. Использовать содержание сказки для развития эмпатии, пробуждения эстетических чувств, развития эмоционального интеллекта.

Планируемые результаты:

Личностные:

умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект

поведения;

умение

давать оценку своим действиям.

Метапредметные

:

познавательные - уметь самостоятельно извлекать информацию, представленную в тексте и интернет-источниках;

регулятивные - уметь использовать разные виды чтения текста (просмотровое, ознакомительное, выборочное, поисковое) в соответствии с целями и задачами и условиями их реализации;

коммуникативные - уметь устно и письменно строить своё высказывание, аргументировать своё мнение, слушать, вступать в диалог.

Предметные

:

выбирать наиболее точную формулировку главной мысли из ряда данных;

размышлять о характере и поступках героя;

осмыслять нравственное содержание пословиц, соотносить их нравственный смысл с изучаемым произведением.

Материалы: Презентация для педагога (приложение 1), мультфильм «Народные пословицы и поговорки».

Аннотация: Пословицы и поговорки – кладезь народной мудрости. Разработанный урок помогает усвоить сложное понятие «пословица», знакомит со значениями многих поговорок и позволяет ученику учиться использовать «народную мудрость» в речи, понимать глубокий философский смысл достаточно простых, часто слышимых пословиц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Учитель: Всем меня видно и слышно? Если со связью всё в порядке, поставьте в общем чате ладошку. Таким образом, мы поприветствуем друг друга.

- Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты, а что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Нам будет интересно.

Я приглашаю вас в виртуальный класс. Выберите удобное место за столом, в разделе «Комментарии» напишите короткое приветствие.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 3. (Приложение 1).

II. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ

Ребята, сегодня у нас дистанционный урок. Посмотрите на слайд 3 и отгадайте: о чем сегодня пойдет речь?

Продолжить вам помогут картинки.

Как называются данные предложения? (Пословицы и поговорки)

III. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Давайте вспомним, что такое пословицы? (ответы учащихся)

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 4.

Как вы думаете, а что такое поговорки? тветы учащихся)

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 5.

Пословицы и поговорки - это краткие изречения. В пословицах и поговорках заключена мудрость народа. Пословицы поучают, советуют, наставляют, предупреждают. Поговорка метко определяет какое-либо явление жизни.

Читая сказки, мы говорили, чему они учат нас. Чему могут нас научить пословицы и поговорки? (ответы учащихся).

Для чего нам нужны пословицы? (Знание пословиц, поговорок обогащает речь человека, делает его более внимательным к слову, к языку, развивает память, помогает найти точные и остроумные ответы на вопросы).

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 6.

Сейчас, ребята, я предлагаю вам сравнить поговорки и пословицы. Подумайте, подберите правильно аргументы: что между ними общего и чем они отличаются.

Упражнение для сравнения:

Поговорка

Пословица

Воду в ступе толочь

Воду в ступе толочь — вода и будет

И нашим и вашим

И нашим и вашим за копейку спляшем

Чудеса в решете

Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда

Дети отвечают. Затем демонстрируется экран с правильными ответами ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 7.

Упражнение «Развиваем чтение и комментирование:

Ребята, а сейчас мы будем читать пословицы и поговорки, объяснять их смысл, а затем классифицировать их по темам. Выбирайте любую на свой вкус.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 8.

Молодцы, ребята! Очень хорошо читали, а сейчас вам предстоит посмотреть фрагмент мультфильма «Народные пословицы и поговорки».

Упражнение «Кто внимательнее?»

Внимание, задание: внимательно посмотри фрагмент «Два мороза» и запишите в тетрадь все пословицы и поговорки, которые вам встретятся. ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 9.

Режим доступа: https://m.youtube.com/watch?v=3fPRnGTKmd0

Упражнение «

Найди отличие»

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 10.

Внимательно прочитайте пословицу и поговорку и сравните их.

Пословица: За двумя зайцами погонишься –ни одного не поймаешь.

Поговорка: Гоняться за двумя зайцами.

Ответ: СЛАЙД 10

IV. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: Ребята, я думаю вы устали. Предлагаю вам принять участие в физкультминутке вместе со сказочной Бабой Ягой. Танцуем вместе с Бабушкой.

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА

Физкультминутка «Танцы с Бабой Ягой»

Режим доступа: https://m.youtube.com/watch?v=MGtEibUAwPM

V. РАБОТА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ

Учитель:

Итак, пословицы и поговорки украшают нашу речь, помогают говорящему подобрать точное сравнение. Их назначение – как можно ярче, образнее охарактеризовать   то или иное явление или предмет, украсить речь. В народе говорят: «Поговорка - цветочек, пословица – ягодка».

Творческая работа.

Пословицы и поговорки украшают и обогащают речь человека, расширяют словарный запас, развивают воображение. Ведь чтобы использовать простейшие пословицы или поговорки, вы должны достаточно быстро оценить ситуацию, как бы   приложить её к поговорке, снова сравнить их соответствие и только тогда высказать своё суждение.   Чтобы учиться использовать в своей речи пословицы и поговорки, предлагаю вам принять участие в небольшой игре, которая называется «Красна речь пословицей».

«Перевертыши». Узнайте пословицы в искаженном виде.

Враги не знают друг друга в счастье (

Друзья познаются в беде

);

Глупые ноги ругают к старости. (Умную голову почитают смолоду);

На своей Родине и зима прекрасна. 

(На чужой стороне и весна не красна);

Великое безделье хуже крошечного бизнеса. 

(Маленькое дело лучше большого безделья)

;

Чужие штаны подальше от себя (

Своя рубашка ближе к телу);

Безделье неумеху не страшится. 

(Дело мастера боится);

Чижа романами угощают. 

(Соловья баснями не кормят);

Умный умного не слышит близко. 

(Дурак дурака боится);

Черт всем скажет, боров слопает. 

(Бог не выдаст, свинья не съест).

  Сегодня прозвучало достаточно много пословиц и поговорок. Думаю, вы легко сможете найти пословицу из предложенных высказываний.

Упражнение «Найди пословицу»

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 11.

Предложенные высказывания:

Ела, ела дуб, дуб,

потеряла зуб, зуб.

Белые бараны били в барабаны.

Не будь болтлив, говори подумав.

Упражнение «Закончи поговорку или пословицу»

Учитель: В заключении занятия, хочу предложить вам упражнение «Закончи пословицу или поговорку»

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 12.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

ДЕМОНСТРАЦИЯ ЭКРАНА, СЛАЙД 13.

Домашнее задание:

1.Просмотрите 2-ю часть видео «Народные пословицы и поговорки»

и выпишите все пословицы и поговорки, которые там встречаются.

2. Для чего нужны пословицы и поговорки?

(уметь отвечать на этот вопрос)

VII. ИТОГ УРОКА.

Для чего нужны пословицы и поговорки?

-Вспомните, какие пословицы мы прочитали в начале занятия?

-Какие пословицы и поговорки вы хотели бы запомнить, чтобы следовать им в жизни?

VIII. РЕФЛЕКСИЯ

– Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Самооценка работы

.

-Оцените свою работу на уроке. Поставьте в комментариях знак на ваш выбор.

Жест: «отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Запишите в комментарии по пять слов, чему научило вас это занятие. Подпишите свой комментарий.

Спасибо за занятие! Сегодня я бы хотела пожелать вам и всем людям мирного неба над головой. А применение в речи пословиц и поговорок продемонстрирует наш ум и сделает речь более яркой.