Конспект фронтального занятия в старшей группе по лексической теме «Урожай.(Овощи. Описание по схеме).»
Цель: 1.Уточнить представление об овощах.
2.Расширить и активизировать словарь по теме.
Задачи: Коррекционно-образовательные.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Обучение умению давать полные ответы на вопросы педагога.
учить согласовывать существительные с числительными,
учить образовывать уменьшительно - ласкательные формы существительных,
учит
ь составлять описательный рассказ
.
Коррекционно-развивающие..
Развитие навыка количественного счета, указывая на предметы, расположенные в ряд.
Развивать связную речь, зрительное внимание, мышление, координацию речи с движением, мелкую моторику.
Развивать фонематическое восприятие.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитание доброты, желания помогать тем, кто нуждается в помощи.
Воспитание интереса к сельскохозяйственному труду.
Оборудование:
Картинки с изображением овощей, схема описания,мяч.
I. Организационный момент
1. Логопед: — Ребята,у вас на столе лежат картинки.
—Посмотрите на них и скажите, что там изображено.
- Как можно это назвать одним словом?
- сегодня мы с вами будем говорить о овощах.
- Какие еще овощи вы знаете?
- Какие овощи растут в нашем огороде? (В огороде растут редька, салат, свёкла, картофель, горох).
-Какие ещё овощи вы знаете? (лук, чеснок, редис, укроп, капуста, кабачка, тыква, огурцы, помидоры, морковь, репа, перец).
-Осенью в огороде овощи поспевают и их убирают по- разному.
-Как убирают картофель? (Картофель выкапывают).
-Как убирают помидоры, огурцы, горох, перец? (помидоры, огурцы, горох, перец собирают).
-Как убирают капусту, кабачки? (Капусту, кабачки срезают)
-Как убирают редис, свёклу, репу? (Репу, свёклу, редис выдёргивают из земли)
-Предложить детям составить рассказ об овощах по схеме.
-Это помидор. Он растёт в огороде, на грядке. Помидор красный, круглый, сладкий, сочный, мягкий. Из него можно приготовить томатный сок. Можно сделать салат из помидоров, положить в борщ, засолить в банку.
-Аналогично дети рассказывают о других овощах.
2.Логопед: – Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками. Упражнение для пальчиков «Засолка капусты».
3. Игра «Подбери признак»
Логопед: - Я буду называть овощ (выставлять картинку на панно), а вы будете мне называть как можно больше слов про него какой он.
Морковь (свёкла, репа, капуста) — (какая?) – вкусная, хрустящая, оранжевая, большая, круглая, полезная, сочная, крупная, мелкая….
Лук (огурец, помидор, чеснок, кабачок)- (какой?) – вкусный, хрустящий, красный, большой, круглый, полезный, сочный, крупный, мелкий, горький….
- Молодцы. Справились с заданием.
4. Игра «Сколько овощей растет на грядке?»( согласование существительных с числительными)
Логопед: - Ребята, сейчас мы с вами будем считать сколько овощей выросло у нас на грядке.
5. Речь с движением «Урожай».
В огород пойдем, урожай соберем. Маршируют.
Мы морковки натаскаем «Таскают».
И картошки накопаем. «Копают».
Срежем мы кочан капусты, «Срезают».
Круглый, сочный,
Очень вкусный, Показывают круг руками 3 раза.
Щавеля нарвем немножко «Рвут».
И вернёмся по дорожке. Маршируют.
6. Игра «Назови ласково» (с мячом).
Логопед: - Я буду бросать вам мяч и называть овощ, вы будете называть этот овощ ласково и бросать мне мяч обратно.
Помидор – помидорчик; морковь-морковочка
Огурец – огурчик; тыква – тыковка;
Лук – лучок; свёкла – свёколка;
Чеснок – чесночок; капуста – капустка;
Горох – горошек; картошка – картошечка.
7. Игра «Один — много»
Логопед: - Я буду называть один овощ, а вы много овощей. (Например: дом-дома)
Помидор — помидоры
Огурец — огурцы
Тыква — тыквы
Кабачок — кабачки
Баклажан — баклажаны
8. Итог занятия. Вспомнить, о чём говорили на занятии. Оценка детей.