Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №18 «Родничок»
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе
по социально-нравственному развитию на тему:
«Путешествие в страну Вежливости»
Составитель: воспитатель
Масленникова Светлана Юрьевна
ГО Карпинск
Задачи:
Развивать умения детей анализировать свои поступки; поступки товарищей; сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.
Закреплять в речи детей употребление этикетных форм ( приветствия, прощания, благодарности).
Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.
Оборудование:
Телеграмма, 3 маски: (грубости, злости, радости), 3 стрелки, картинки к игре «Как бы ты поступил?», модель «Сухое дерево», листочки, лепестки к цветку «вежливости», Фея Вежливости-кукла, коробка, грамзапись голоса королевы Грубости.
Предварительная работа:
Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», чтение книги В. Осеевой «Волшебное слово».
Ход НОД:
- Ребята, вы знаете, что такое вежливость? .....................................
-А как вы думаете, что такое доброта? …………………………
- Ребята, скажите пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? ………………..
- А вы знаете, что словом можно рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчён или обижен, то ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом можно утешить.
- Ребята, а давайте мы с вами отправимся в страну Вежливости и проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными?
- Ой, ребята, я совсем забыла, нам утром как раз пришла телеграмма от Феи Вежливости. Давайте её прочтём:
«Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая Королева Грубости. Помогите мне, пожалуйста, выручите меня из беды.
Ваша Фея Вежливости.»
- Ребята, что же будем делать? ………………….
- Значит, решили освободить Фею Вежливости, а трудностей вы не боитесь? ………..
- Тогда не будем терять ни минуты , отправляемся в путь.
«То жара на планете, то вьюга
Только вместе нас не испугать
Мы поближе узнаем друг друга
И друг друга начнём уважать.
Как бы ни было нам туго
Нужно вежливость не растерять
Мы окажем друг другу вниманье
И друг друга умеем понять»
(идём под песню «Если с другом вышел в путь…..»)
- Ребята, вот мы и пришли в царство Королевы Грубости.
Голос- «Я, Королева Грубости, и вы попали в моё царство. Я захватила в плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете её освободить, если выполните мои задания.»
- Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными? ……………………………………….
Нет. Тогда будем выполнять задания. …………………………….
1 задание: «Выбери маску»
- Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше подходит к Королеве Грубости, мы её не видели, но голос слышали.
- Что изображает эта маска? (злость)
- А какая маска подходит к Фее Вежливости?
- Что изображает эта маска? (радость)
- Молодцы, это задание вы выполнили правильно. Маску Королевы Грубости мы оставим здесь, а маску Феи Вежливости возьмём с собой.
2 задание «Выбери правильный путь» (3 стрелки)
- Чтобы выручить Фею Вежливости, нужно выбрать правильный путь.
- Если прямо пойдёшь - встретишь старушку, которой нужно помочь.
- На лево пойдёшь - грубить и драться начнёшь.
- Направо пойдёшь - найдёшь игрушку, о которой давно мечтал.
- Ребята, подумайте, какой путь мы с вами выберем? ........................................
Объясните почему?
- Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь.
Игра «Как бы ты поступил? (по сюжетным картинкам)
1.- Что случилось со старушкой?
- Чем можно помочь старушке?
- Как бы вы поступили, если бы шли мимо?
2. – Почему мальчик взял много игрушек?
- Как бы вы поступили на его месте?
3. –Почему у мальчика грустные глаза?
- О чём он мечтает?
- Вы бы помогли ему? Как?
4. – Что делают дети на поляне?
- Ребята, я очень рада, что во всех случаях вы поступили бы правильно. Мне кажется, что и это задание мы выполнили правильно. Пойдёмте дальше.
3 задание Модель «Заколдованное дерево»
- Ребята, посмотрите какое деревце. Мне кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное).
«Что у дерева болит,
Не весёлое оно,
Очень жалобно скрипит…..
Разве это всё равно?
Надо бы узнать верней
Будем к дереву добры,
Что случилось у корней
Веток, листьев и коры?
И кого теперь винить
За его понурый вид?
Очень хочется понять
Что у дерева болит?»
- Ребята, как вы думаете можно ли дереву помочь? …………………………..
- У меня есть зелёные листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмёт их в руки, сразу придумает хорошее дело, которое можно сделать для деревца. (дети берут листочки, придумывают добрые дела для дерева и приклеивают их на ветки).
( полить, окопать, обрезать сухие больные веточки, замазать раны, завалить корни и ствол снегом, побелить ствол, зимой повесить кормушки…………….)
- Посмотрите, как оно зазеленело, на нём выросло много листочков от добрых ваших пожеланий. Сухое дерево от вашей заботы и доброты стало «счастливым». Мы с вами должны проявлять заботу и доброту не только к людям, но и к природе.
- Давайте подарим ему стихотворение, В. Мусатова которое называется «Счастливое деревце»
« Шумит всё лето деревце зелёною листвой
И, пожелтев, разденется осеннею порой.
Мороз не страшен деревцу, к стволу присыпан снег
В нём деревце согреется, он дереву как мех.
Весной побелкой светится, окопано вокруг….
Растёт счастливым деревце, у деревца есть друг.»
- Как вы думаете, какое сейчас настроение у деревца?
Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше, чтобы спасти из плена Фею Вежливости.
4 задание «Цветик-семицветик»
- Ребята, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего здесь не хватает, чтобы на полянке было красиво?................................................
- Вот видите, в королевстве грубости даже цветы не растут. Нам с вами нужно постараться оживить эту полянку. Наше следующее задание такое: если мы сможем выложить красивый цветок вежливости, то Королева Грубости освободит Фею Вежливости.
- Посмотрите здесь лепестки разного цвета, выберите только те лепестки которые по цвету больше всего подойдут к цветку вежливости. Почему для цветка вы выбрали лепестки именно этой окраски?
- А сейчас давайте попробуем выложить цветок. Посмотрите какой красивый цветок вежливости у нас получился – прямо «цветик-семицветик». А чтобы он никогда не завял, мы должны рассказать, какие пословицы и поговорки знаем о вежливости и доброте.
- Вежливости открываются все двери.
- Ласковое слово и кошке приятно.
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Плохое слово, что грязная вода.
- Жизнь дана на добрые дела.
- Старый друг, лучше новых двух.
- Нет друга ищи, а нашёл береги.
- Ласковым словом и лёд растопишь.
- Доброе дело делай смело.
5 задание «Волшебные слова»
- Ребята, чтобы на полянке выросли красивые цветы, вам нужно отгадать загадки о «волшебных словах», слушайте внимательно:
Встретив зайца, ёж-сосед
Говорит ему «……….» (Привет!)
А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …………….» (Здравствуй!)
К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала «…………….» (До свиданья!)
Неуклюжий пёсик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «……………» (Извини!)
Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала «…………….» (Спасибо!)
Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали «……………..» (Браво!)
Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «………………….» (Пожалуйста!)
Мама с папою сидят,
Торт с конфетами едят.
Скажет вежливая дочь:
«Разрешите………….» (вам помочь!)
Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «……………» (Прошу прощенья!)
Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…………….» (Добрый день!)
Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на тёрке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте…………(так добры!)
Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь.
Он им скажет: «……………..» (Угощайтесь!)
-Вот так много добрых слов на свете – должны их помнить взрослые и дети!
- Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки.
Голос: «Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости (появление коробки, в которой кукла- Фея Вежливости)
- Ребята, Фея Вежливости благодарит вас за то, что вы её выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями Королевы Грубости. Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость.
А Фея вежливости приготовила для вас сюрприз. Она дарит вам вот такую красивую коробочку. Но открыть её можно только с помощью волшебных слов.
1. Растает ледяная глыба
От слова тёплого ………. (спасибо).
2. зазеленеет старый пень
Когда услышит ……….. (добрый день).
3. Мальчик вежливый и развитый
Говорит при встрече …………..(здравствуйте).
4. Когда бранят за шалости
Говорим …………….. (простите пожалуйста).
5. И в России, и в Карпинске, и в Дании
На прощанье говорят ………… (до свидания).
(дети достают из коробочки волшебные бантики для каждого ребёнка)
- Ребята, давайте поблагодарим Фею Вежливости и попрощаемся с ней. Ведь нам уже пора возвращаться в детский сад.
Садимся с вами в вагон голубой и по рельсам, и по шпалам
У меня есть паровозик – ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
Он меня по рельсам возит – ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
У него труба и печка - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
И волшебное колечко - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
Мы отправимся с вокзала - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
У него четыре зала - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
Мы поедем до Парижа - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
А быть может и поближе - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
Тут пошёл весенний дождик - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
И застрял наш паровозик - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ
Мы зонты свои достали (поднимают руки над головой, соединяя их в виде зонтика)
Прямо к дому прибежали (бегут на коврик и поднимают руки вверх).
Ура! Вот мы и дома, как приятно возвращаться домой, правда, ребята?
- Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам запомнилось?
- Мне тоже понравилось путешествовать вместе с вами.
- Ребята, а давайте после прогулки, мы с вами построим замок для Феи Вежливости, чтобы она навсегда поселилась в нашей группе.