* {font-family: XO Thames; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №18 «Родничок»

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе

по социально-нравственному развитию на тему:

«Путешествие в страну Вежливости»

Составитель: воспитатель

Масленникова Светлана Юрьевна

ГО Карпинск

Задачи:

Развивать умения детей анализировать свои поступки; поступки товарищей; сравнивать их с общепринятыми. Направлять сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков.

Закреплять в речи детей употребление этикетных форм ( приветствия, прощания, благодарности).

Воспитывать доброжелательность, чуткость и отзывчивость, вежливость и дружеские отношения между детьми и взрослыми.

Оборудование:

Телеграмма, 3 маски: (грубости, злости, радости), 3 стрелки, картинки к игре «Как бы ты поступил?», модель «Сухое дерево», листочки, лепестки к цветку «вежливости», Фея Вежливости-кукла, коробка, грамзапись голоса королевы Грубости.

Предварительная работа:

Словесная игра «Вежливые слова», беседа «Какого человека можно назвать вежливым?», чтение книги В. Осеевой «Волшебное слово».

Ход НОД:

- Ребята, вы знаете, что такое вежливость? .....................................

-А как вы думаете, что такое доброта? …………………………

- Ребята, скажите пожалуйста, какого человека можно назвать вежливым? ………………..

- А вы знаете, что словом можно рассмешить, огорчить, обидеть человека. Когда человек огорчён или обижен, то ему очень трудно справиться с плохим настроением, а добрым словом можно утешить.

- Ребята, а давайте мы с вами отправимся в страну Вежливости и проверим, можно ли нас с вами назвать вежливыми и воспитанными?

- Ой, ребята, я совсем забыла, нам утром как раз пришла телеграмма от Феи Вежливости. Давайте её прочтём:

«Дорогие ребята! Меня захватила в плен злая Королева Грубости. Помогите мне, пожалуйста, выручите меня из беды.

Ваша Фея Вежливости.»

- Ребята, что же будем делать? ………………….

- Значит, решили освободить Фею Вежливости, а трудностей вы не боитесь? ………..

- Тогда не будем терять ни минуты , отправляемся в путь.

«То жара на планете, то вьюга

Только вместе нас не испугать

Мы поближе узнаем друг друга

И друг друга начнём уважать.

Как бы ни было нам туго

Нужно вежливость не растерять

Мы окажем друг другу вниманье

И друг друга умеем понять»

(идём под песню «Если с другом вышел в путь…..»)

- Ребята, вот мы и пришли в царство Королевы Грубости.

Голос- «Я, Королева Грубости, и вы попали в моё царство. Я захватила в плен Фею Вежливости. Теперь все люди будут грубыми, злыми, невежливыми. Но вы сможете её освободить, если выполните мои задания.»

- Ребята, вы не испугались? Вы хотите, чтобы все люди были грубыми, злыми, невоспитанными? ……………………………………….

Нет. Тогда будем выполнять задания. …………………………….

1 задание: «Выбери маску»

- Ребята, посмотрите на эти маски и выберите ту, которая больше подходит к Королеве Грубости, мы её не видели, но голос слышали.

- Что изображает эта маска? (злость)

- А какая маска подходит к Фее Вежливости?

- Что изображает эта маска? (радость)

- Молодцы, это задание вы выполнили правильно. Маску Королевы Грубости мы оставим здесь, а маску Феи Вежливости возьмём с собой.

2 задание «Выбери правильный путь» (3 стрелки)

- Чтобы выручить Фею Вежливости, нужно выбрать правильный путь.

- Если прямо пойдёшь - встретишь старушку, которой нужно помочь.

- На лево пойдёшь - грубить и драться начнёшь.

- Направо пойдёшь - найдёшь игрушку, о которой давно мечтал.

- Ребята, подумайте, какой путь мы с вами выберем? ........................................

Объясните почему?

- Я согласна с вами, я бы тоже выбрала этот путь.

Игра «Как бы ты поступил? (по сюжетным картинкам)

1.- Что случилось со старушкой?

- Чем можно помочь старушке?

- Как бы вы поступили, если бы шли мимо?

2. – Почему мальчик взял много игрушек?

- Как бы вы поступили на его месте?

3. –Почему у мальчика грустные глаза?

- О чём он мечтает?

- Вы бы помогли ему? Как?

4. – Что делают дети на поляне?

- Ребята, я очень рада, что во всех случаях вы поступили бы правильно. Мне кажется, что и это задание мы выполнили правильно. Пойдёмте дальше.

3 задание Модель «Заколдованное дерево»

- Ребята, посмотрите какое деревце. Мне кажется, его заколдовала злая Королева Грубости. Оно погибает, сохнет. Как вы думаете, какое у него настроение? (грустное, печальное).

«Что у дерева болит,

Не весёлое оно,

Очень жалобно скрипит…..

Разве это всё равно?

Надо бы узнать верней

Будем к дереву добры,

Что случилось у корней

Веток, листьев и коры?

И кого теперь винить

За его понурый вид?

Очень хочется понять

Что у дерева болит?»

- Ребята, как вы думаете можно ли дереву помочь? …………………………..

- У меня есть зелёные листочки, они волшебные. Каждый, кто возьмёт их в руки, сразу придумает хорошее дело, которое можно сделать для деревца. (дети берут листочки, придумывают добрые дела для дерева и приклеивают их на ветки).

( полить, окопать, обрезать сухие больные веточки, замазать раны, завалить корни и ствол снегом, побелить ствол, зимой повесить кормушки…………….)

- Посмотрите, как оно зазеленело, на нём выросло много листочков от добрых ваших пожеланий. Сухое дерево от вашей заботы и доброты стало «счастливым». Мы с вами должны проявлять заботу и доброту не только к людям, но и к природе.

- Давайте подарим ему стихотворение, В. Мусатова которое называется «Счастливое деревце»

« Шумит всё лето деревце зелёною листвой

И, пожелтев, разденется осеннею порой.

Мороз не страшен деревцу, к стволу присыпан снег

В нём деревце согреется, он дереву как мех.

Весной побелкой светится, окопано вокруг….

Растёт счастливым деревце, у деревца есть друг.»

- Как вы думаете, какое сейчас настроение у деревца?

Оно благодарит вас за помощь. А нам пора отправляться дальше, чтобы спасти из плена Фею Вежливости.

4 задание «Цветик-семицветик»

- Ребята, мы пришли с вами на полянку. Как вы думаете, чего здесь не хватает, чтобы на полянке было красиво?................................................

- Вот видите, в королевстве грубости даже цветы не растут. Нам с вами нужно постараться оживить эту полянку. Наше следующее задание такое: если мы сможем выложить красивый цветок вежливости, то Королева Грубости освободит Фею Вежливости.

- Посмотрите здесь лепестки разного цвета, выберите только те лепестки которые по цвету больше всего подойдут к цветку вежливости. Почему для цветка вы выбрали лепестки именно этой окраски?

- А сейчас давайте попробуем выложить цветок. Посмотрите какой красивый цветок вежливости у нас получился – прямо «цветик-семицветик». А чтобы он никогда не завял, мы должны рассказать, какие пословицы и поговорки знаем о вежливости и доброте.

- Вежливости открываются все двери.

- Ласковое слово и кошке приятно.

- Доброе слово лечит, а злое калечит.

- Плохое слово, что грязная вода.

- Жизнь дана на добрые дела.

- Старый друг, лучше новых двух.

- Нет друга ищи, а нашёл береги.

- Ласковым словом и лёд растопишь.

- Доброе дело делай смело.

5 задание «Волшебные слова»

- Ребята, чтобы на полянке выросли красивые цветы, вам нужно отгадать загадки о «волшебных словах», слушайте внимательно:

Встретив зайца, ёж-сосед

Говорит ему «……….» (Привет!)

А его сосед ушастый

Отвечает: «Ёжик, …………….» (Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье

Ей сказала «…………….» (До свиданья!)

Неуклюжий пёсик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,

Но сказал он «……………» (Извини!)

Трясогузка с бережка

Уронила червяка,

И за угощенье рыба

Ей пробулькала «…………….» (Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей,

И ему на всю дубраву

Воробьи кричали «……………..» (Браво!)

Говорит Лиса Матрёна:

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!»

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «………………….» (Пожалуйста!)

Мама с папою сидят,

Торт с конфетами едят.

Скажет вежливая дочь:

«Разрешите………….» (вам помочь!)

Бык ромашек накосил

И барана пригласил.

Тот один съел угощенье,

Но сказал: «……………» (Прошу прощенья!)

Олениху в два часа

Навестить пришла лиса.

Оленята и олень

Ей сказали: «…………….» (Добрый день!)

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на тёрке.

Просят мышки из норы:

«Дайте! Будьте…………(так добры!)

Увидали обезьяны,

Слон под пальмой ест бананы,

И кричат ему они:

«Вкусно? Ты хоть намекни!»

Вежлив слон, не сомневайтесь.

Он им скажет: «……………..» (Угощайтесь!)

-Вот так много добрых слов на свете – должны их помнить взрослые и дети!

- Ребята, мы с вами выполнили все задания. Посмотрите, каким стало королевство. Здесь цветут волшебные цветы, зеленеют деревья, совершаются только добрые дела и поступки.

Голос: «Да, вы выполнили все мои задания. Получайте свою Фею Вежливости (появление коробки, в которой кукла- Фея Вежливости)

- Ребята, Фея Вежливости благодарит вас за то, что вы её выручили. Не испугались трудного путешествия, справились со всеми заданиями Королевы Грубости. Только воспитанные и вежливые дети смогли победить грубость.

А Фея вежливости приготовила для вас сюрприз. Она дарит вам вот такую красивую коробочку. Но открыть её можно только с помощью волшебных слов.

1. Растает ледяная глыба

От слова тёплого ………. (спасибо).

2. зазеленеет старый пень

Когда услышит ……….. (добрый день).

3. Мальчик вежливый и развитый

Говорит при встрече …………..(здравствуйте).

4. Когда бранят за шалости

Говорим …………….. (простите пожалуйста).

5. И в России, и в Карпинске, и в Дании

На прощанье говорят ………… (до свидания).

(дети достают из коробочки волшебные бантики для каждого ребёнка)

- Ребята, давайте поблагодарим Фею Вежливости и попрощаемся с ней. Ведь нам уже пора возвращаться в детский сад.

Садимся с вами в вагон голубой и по рельсам, и по шпалам

У меня есть паровозик – ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

Он меня по рельсам возит – ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

У него труба и печка - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

И волшебное колечко - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

Мы отправимся с вокзала - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

У него четыре зала - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

Мы поедем до Парижа - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

А быть может и поближе - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

Тут пошёл весенний дождик - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

И застрял наш паровозик - ТУ-ТУ-ЧИ-ЧИ

Мы зонты свои достали (поднимают руки над головой, соединяя их в виде зонтика)

Прямо к дому прибежали (бегут на коврик и поднимают руки вверх).

Ура! Вот мы и дома, как приятно возвращаться домой, правда, ребята?

- Вам понравилось наше путешествие? А что больше всего вам запомнилось?

- Мне тоже понравилось путешествовать вместе с вами.

- Ребята, а давайте после прогулки, мы с вами построим замок для Феи Вежливости, чтобы она навсегда поселилась в нашей группе.