* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .annotation text {font-size: 10pt;} .Текст примечания Знак {font-family: 'Calibri'; font-size: 10pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .annotation reference {font-size: 8pt;} .HTML Cite {font-style: italic;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .annotation subject {font-weight: bold;} .Тема примечания Знак {font-family: 'Calibri'; font-size: 10pt; font-weight: bold;} .Основной текст_ {font-family: 'Times New Roman';} .Основной текст1 {font-family: 'Times New Roman';} .Заголовок №4_ {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .Заголовок №4 {font-family: 'Times New Roman'; font-weight: bold;} .c6 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c0 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад "Золотая рыбка"

Конспект занятия

по художественно-эстетическому развитию «Рисование»

в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития

Сиволаповой Елены Николаевны

на тему: «Государственные символы России»

г. Лянтор 2024 год

Тема: «Государственные символы России»

Вид закрепление и обобщение ранее полученных умений и навыков

Цель: обобщение и активизация знаний о государственной символике страны, формирование гражданской принадлежности, закрепление навыков изображения Российского флага.

Задачи:

Образовательные:

- закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России-флаге, гербе, гимне;

- закреплять умение находить на карте Россию и ее столицу;

-формировать устойчивый интерес к художественной деятельности;

- продолжать учить рисовать предметы прямоугольной формы с натуры, закрашивать рисунок, используя прием растягивания краски слева направо, правильно и аккуратно пользоваться кисточкой и красками;

- обогащать словарный запас детей с помощью прилагательных, существительных, глаголов;

-формировать грамматически правильный строй речи, отвечая на вопросы полным, развернутым предложением.

Развивающие:

- развивать познавательный интерес к истории государства;

- развивать моторику кистей рук и пальцев;

- развивать художественно-творческие способности, память, внимание, пространственное воображение.

Воспитательные:

- воспитывать патриотические чувства, гордость за Родину, уважительное отношение к символике нашей страны;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающим, готовность сотрудничать со сверстниками и взрослым.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Методы и приёмы

Словесные (беседа,

объяснение, вопрос,

рассказ,

инструктаж

, художественное слово

);

Наглядн

о-демонстрационные (презентация,

прослушивание видеозаписи,

показ способа действий

, рассматривание

);

Игровые (дидактическая игра,

отгадывание загадки);

Прак

тические (

сюрпризный момент

, рисование, игровые задания

).

Тех

нологии (

здоровьесберегающие

).

Предварительная работа: беседа о государственных символах России (герб, флаг, гимн), просмотр презентации «Моя Родина-Россия», беседа о дружбе, дидактическая игра «Собери символы России», игра «Интервью»:  «Что означает слово гражданин?», слушание песен о Родине: «Песни о Родине» И. Дунаевского, слушание гимна, чтение художественной литературы:  К. Ушинский «Наше отечество», Е. Синицын «Берегите Россию», просмотр мультфильма из серии «Уроки тётушки Совы» (по истории).

Словарная работа: Россияне, государственные символы, миролюбивый народ, двуглавый орел, стяги, эмблема, держава, скипетр, Георгий Победоносец, Родина, флаг.

Материалы для занятия: Кукла Буратино, книга «Окружающий мир» 1 класс, кубик, карта России, разрезные полоски разных цветов и размеров: из 3 полоски одинакового размера (синяя, белая, красная), листы картона (ф-А4), кисти, акварельные краски, баночки, салфетки, подставки для кисточек.

Аппаратное и программное обеспечение: телевизор, музыкальная колонка, презентация-слайды в программе PowerPoint, музыкальные композиции по теме занятия.

Ожидаемый результат:

Знания: знают и называют государственные символы России - флаг, герб, гимн.

Умения: находят на карте Россию и ее столицу, доброжелательно относятся к окружающим, сотрудничают со сверстниками и взрослым.

Навыки: рисуют предметы прямоугольной формы с натуры, закрашивают рисунок, используя прием растягивания краски слева направо, правильно и аккуратно пользуются кисточкой и красками.

Образовательные ресурсы

Алёшина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». Старшая и подготовительная группы. – М: ЦГЛ, 2015г.;

Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий» Подготовительная к школе группа. Интегрированный подход. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2016г.;

Ривина Е.К. Государственная символика России. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 64 с. (Серия «Дружные ребята»)

Технологическая карта организованной образовательной деятельности

Этапы, продолжительность

Виды деятельности

Содержание деятельности педагога

Содержание деятельности обучающихся

Вводная часть (3

минут

ы

)

Приветствие, психогимнастика «Солнечные лучики», сюрпризный момент, создание мотива для деятельности детей

- Ребята, добрый день! Присаживайтесь на ковер. У меня сегодня хорошее настроение. А какое настроение у вас? Я предлагаю поиграть в игру «Пожелание». Каждый говорит пожелание, передавая кубик по кругу.

- А сейчас немного поиграем в игру «Солнечные лучики»:

Мы все дружные ребята,

Мы ребята-дошколята.

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.

Как заботиться - мы знаем.

Пусть всем будет хорошо

Будет радостно, светло!

- Вот мы с вами и поздоровались, а сейчас тихонько проходим, присаживаемся на стульчики.

- Когда я сегодня шла в детский сад, то увидела чью-то книжку. Давайте угадаем, кто ее потерял:

- Этот длинноносый, деревянный мальчишка,

Баловник и шалунишка,

Ключик золотой он искал,

И от Карабаса - Барабаса друзей своих спасал.

- Верно, это Буратино (Педагог показывает из-за ширмы игрушку Буратино и говорит от его имени).

- Здравствуйте ребята. Я учусь в школе и мне дали домашнее задание по предмету «Окружающий мир». А я один не могу с ним справиться, я ничего не понимаю и прошу у вас, помогите мне, пожалуйста.

- Ребята, давайте поможем Буратино, ведь мы настоящие друзья.

Дети сидят на ковре. Размышляют, высказывают свои пожелания

Встают в круг, протягивают руки вперед и соединяют их в центре круга. Тихо стоят, пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком

Проходят на стулья, стоящие полукругом

Дети отгадывают загадку

- Буратино

Результат: дети положительно эмоционально настроены на дальнейшую работу, создана атмосфера коллективного творчества, развито чувство взаимного уважения, доброты и взаимопомощи.

Основная часть. (24

минуты)

Беседа

- Давайте прочитаем первое задание.

- У каждого человека есть Земля, на которой он живет, есть мама, которая подарила ему жизнь, любит его, жалеет; человеку нужен хлеб, вода – без этого жить невозможно. Скажите, как правильно землю назвать? Земля дорогая? Земля золотая? Нет, лучше сказать ей: «Родная!» Ребята, что есть еще самое необходимое у человека? (Родина)

- У каждого человека есть Родина! А наша с вами Родина – это… (Россия)

- Молодцы, ребята, вы справились с первым заданием.

Дети предлагают

варианты ответов

Результат: дети познакомились с понятиями «Земля», «Родина», «Россия», обогатился словарный запас прилагательными с переносным значением

Дидактическая игра «Кто в какой стране живет?»

- В следующем задании нам предлагают поиграть в игру: «Кто в какой стране живет?»

- Ребята, расскажите, в какой стране мы с вами живем?

- А какие страны вы еще знаете?

- Давайте вспомним жителей разных стран.

- Кто живет в Африке?

- Кто живет во Франции?

- Кто живет в Америке?

- Кто живет в России?

- В России живет много народов, перечислите их.

- У всех у них есть свои обычаи и традиции, и язык, на котором они разговаривают.

Ответы детей:

- в России

Украина, Казахстан, Африка, Франция, Америка и др.

Африканцы

Французы

Американцы

Россияне

Дети перечисляют: русские, узбеки, таджики, украинцы, казахи, китайцы

Результат: дети закрепили названия стран, населения этих стран, сформировано понятие, что на свете существует много разных стран, в России проживает много народов со своими обычаями и традициями, у каждого народа есть свой язык, на котором они разговаривают.

Рассказ воспитателя, работа с картой

- Мы живем в огромной прекрасной стране. Это наша большая Родина. Где мы можем увидеть всю нашу Родину? (на карте)

Ребята, а для того, чтобы выполнить следующее задание нам надо пройти к карте и ответить на вопросы. Посмотрите на эту карту.

- Как вы думаете, что это за точки?

- Видите, страна на карте огромная, а город маленький. В каждой стране много городов, но есть главный город – это столица. (Показываю)

- А как называется столица нашей Родины, нашего государства?

- Каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы. Кто знает, что это за символы? Правильно ребята, у России тоже есть государственные символы, и мы с вами сейчас пройдем на стульчики покажем и расскажем Буратино, что же это за символы.

Встают со стульчиков, проходят к карте и встают полукругом

Ответы детей:

страны, города, моря, горы

Ответы детей

-Москва

- флаг, герб, гимн

Дети проходят на стулья, стоящие перед телевизором

Результат: дети познакомились с картой, получили знания о том, где расположена Россия на карте и как обозначаются на карте города

Просмотр презентации и рассказ педагога «Государственные символы России»

Дидактическая игра «Собери наш флаг»

Физминутка «Родина»

Пальчиковая гимнастика

Гимнастика для глаз

Художественная деятельность- рисование детьми флага

- У каждой страны есть особенная, торжественная песня. Что это за песня? Гимн страны – это один из государственных символов России. Гимн России очень красивый и величественный.

- Как вы думаете, чему посвящен гимн?

- Гимн посвящен нашей стране, ее бескрайним просторам, чудесным богатствам, прекрасным отважным людям, великой истории, в гимне поется о прошлом и будущем нашей страны, о горячей любви граждан к своей Родине. Каждый гражданин России должен знать слова гимна.

- Ребята, а как нужно слушать гимн? (стоя).

- Правильно, ребята, гимн слушают стоя, сейчас мы прослушаем фрагмент и споем. (Включаю отрывок: первый куплет и припев)

- Давайте посмотрим с вами на следующий слайд: что это за государственный символ России? (показ слайда)

- Давайте внимательно посмотрим, что изображено на нашем гербе? Кто сможет описать?

При необходимости, если дети не справляются, задаю наводящие вопросы и подвожу итог:

Кто изображен в самом центре? У него две головы. Правой лапой орел держит скипетр. А вы знаете, что это такое? Давайте объясним Буратино.

- Скипетр – это посох, обычно украшенный золотом и драгоценными камнями, служит символом власти. В левой лапе орла держава (государство). Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Над головами орла мы видим короны – крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица на солнце. Что на груди у орла? (щит) Кто изображен на щите? (всадник на коне). Кто знает, как зовут всадника? (Георгий Победоносец?) Издавна он почитался на Руси, как покровитель воинов, защитник Отечества!

- Молодцы, ребята! Мы с вами рассказали Буратино, что такое герб.

- А сейчас для Вас загадка: Праздник, праздник у ворот!

Кто встречать его пойдет?

Я и верный мой дружок-

Красный, маленький

- Правильно, это флажок. Еще один государственный символ России – государственный флаг (показ слайда). Давайте его рассмотрим. Какой формы флаг? Какие цвета у флага? Что обозначает каждый цвет флага? Где можно увидеть российский флаг?

Подвожу итог:

- Флаг прямоугольной формы, на флаге три полосы разного цвета: верхней – белой, средней – синей, нижней – красной. Белый цвет флага – это цвет мира, чистоты и мудрости. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая. Синий цвет – цвет воды, моря, неба – символ свободы, веры и верности. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. Красный цвет – цвет силы и мужества. Наша страна сильная. Мы все любим нашу страну и гордимся ею. лайд выключается)

- А сейчас предлагаю разделиться на две команды, пройти за столы и собрать российский флаг (детям предлагаю полоски разных цветов и размеров: 3 полоски одинакового размера (синяя, белая, красная).

- Ребята, вы все молодцы! Вот мы и помогли Буратино справиться с домашним заданием по предмету «Окружающий мир». Вы сегодня все хорошо поработали, я хочу вам предложить сделать подарок для Буратино и его друзей – нарисовать один из государственных символов – государственный флаг.

- Но перед началом работы давайте с вами немного разомнемся:

Физминутка: Нет на свете Родины красивей-

Боевой страны богатырей

Вот она, по имени Россия,

От морей простерлась до морей

Пальчиковая гимнастика: Город чудный, город древний,

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни,

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

Глаз не схватит улиц длинных…

Это матушка – Москва.

Для глаз: «Флаг у нас прекрасный (рисуем глазами прямоугольник)

Белый, синий, красный. (рисуем глазами зигзаг)

Белый – мир и чистота, (рисуем глазами овал на потолке)

Синий – верность, небеса, (рисуем глазами овал по флагу)

Красный – мужество, отвага (рисуем глазами овал по полу)

Вот цвета родного флага!» (поморгать глазами)

- А теперь мы с вами приступим к работе, но сначала давайте вспомним правила работы с красками и кистью и технику рисования.

- Правильно и аккуратно надо пользоваться кисточкой и красками, промывать кисточку перед тем, как набирать краску другого цвета, при необходимости лишнюю воду промакиваем о салфетку, а после работы кладем кисточку на место.

- Давайте еще раз вспомним последовательность рисования (показ): рисуем на картоне прямоугольник, делим его на три равные, одинаковые полосы. Контуры полос могут быть не просто прямые, а как будто волнистые, развиваются на ветру.

Какие цвета акварели нам понадобятся?

- С какой полосы мы начнем закрашивать флаг? Также закрашиваем синюю и красную полосы нашего флага. Чтобы не пачкать полосы другим цветом акварели нужно просто немного подождать, когда сначала высохнет одна полоса, а потом приступаем закрашивать следующую полосу. Для древка флага возьмем светло-коричневый или золотистый цвет, в начале древко флага немного заострим. Закрашиваем рисунок, используя прием растягивания краски слева направо.

- Тихонько присаживаемся за столы. Нарисуем государственный символ - флаги в подарок Буратино и его друзьям.

Наблюдаю за детьми во время выполнения работы. Если возникают трудности, помогаю, слежу за правильностью посадки за столом, при необходимости напоминаю о правилах и технике работы.

Ответы детей

Ответы детей

Дети отвечают, встают, слушают Присаживаются на стулья, отвечают

- Герб

Дети рассматривают герб и предлагают свои варианты описательных рассказов

Дети:

- Флажок

Дети описывают флаг

Дети проходят за столы и каждая команда собирает российский флаг

Дети встают, подходят к педагогу

Шагают на месте

Изображают богатырей

Шагают на месте и широко разводят руки

Хлопок, кулачок

Поочередно загибают пальчики

Сгибают, разгибают пальчики

Дети выполняют с педагогом движения по тексту

Ответы детей

Ответы детей

- белый, синий, красный

- с белой

Дети проходят за столы и включаются в художественную самостоятельную

деятельность

Результат: закрепили и обобщили знания детей о государственных символах России-флаге, гербе, гимне; дети закрепили умение рисовать предметы прямоугольной формы с натуры, закрашивать рисунок, используя прием растягивания краски слева направо, правильно и аккуратно пользоваться кисточкой и красками; у детей обогатился словарный запас прилагательных, существительных, глаголов; отвечали на вопросы полным, развернутым предложением.

Заключительная часть (3 минуты)

Рефлексия

Педагог:

- Мы помогли Буратино выполнить домашнее задание. А также приготовили вот такие флаги в подарок Буратино и его друзьям. Вы все сегодня постарались и у вас получились замечательные флаги России. Какое задание было самым интересным? Что нового вы узнали при выполнении заданий? Какой государственный символ мы сегодня изображали? Вспомните, что обозначают цвета флага? Какие чувства, эмоции, вы, испытывали во время работы?

Буратино:

- Ребята вы молодцы! Мне было очень приятно с вами учиться. В награду за вашу сообразительность и в память о нашей дружбе Буратино приготовил вам сюрприз. едагог раздает детям медали «За лучшие достижения»).

Педагог:

- Послушайте стихотворение:

Три полоски флага – это неспроста:

Белая полоска – мир и чистота,

Синяя полоска – это цвет небес,

Красная полоска – подвиг солдат,

Что свою отчизну от врагов xранят.

Он страны великой самый главный знак –

Доблестный треxцветный наш российский флаг.

- Давайте посмотрим, друг на друга, улыбнёмся, и не будем забывать, что мы с вами – россияне, народ очень мудрый, терпеливый, добрый.

Дети дают развернутые ответы, высказывают своё мнение, дают самооценку, взаимооценку.

Дети благодарят Буратино, дарят ему рисунки и прощаются с ним.

Результат: Дети высказывали свое мнение, делились впечатлениями, радовались успехам, формировали умение давать развернутый ответ. Передвижение детей от задания к заданию с использованием музыкального сопровождения позволило поддерживать интерес к деятельности, способствовало эмоциональному подъему, двигательной активности, снятию умственного напряжения. Проявляется интерес к художественной деятельности.