* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #365F91; font-weight: bold;} .Title {font-size: 26pt; color: #17365D;} .Название Знак {font-size: 26pt; color: #17365D;} .Intense Emphasis {color: #4F81BD; font-weight: bold; font-style: italic;} .Intense Reference {color: #C0504D; font-weight: bold; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Strong {font-weight: bold;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}









Логопедический проект «Маленькие слова»

Тип проекта:

Информационно-практико-ориентированный

Вид: групповой

Длительность: долгосрочный

Участники:

учитель-логопед;

Дети подготовительно

й группы с речевыми нарушениями.

Родители воспитанников;

Воспи

татели подготовительной  группы.

Актуальность проблемы:

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест как самостоятельно формируемая функция, а именно: к завершению дошкольного образования ребенок хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания. Таким образом, по требованиям ФГОС речевое развитие детей, посещающих ДОУ образовательного вида, включает в себя: владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Согласно ФГОС дошкольного образования, условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

взаимодействие с родителями 

(законными представителями)

 по вопросам образования ребенка;

непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Качество образовательного процесса в дошкольном учреждении может быть обеспечено едиными подходами к воспитанию детей со стороны родителей и педагогов, поэтому вопрос педагогической компетентности родителей является на сегодняшний день ключевым.

Количество детей с речевыми нарушениями в дошкольных учреждениях растёт с каждым годом. Не все родители адекватно оценивают возможности своего ребёнка и часто не видят, или не хотят видеть, проблемы в развитии своего ребёнка. Многие родители просто не знают, как помочь своему ребёнку в его гармоничном развитии.

Нарушения употребления предложно-падежных конструкций являются видом ошибок грамматического строя речи, которые проявляются в случае несформированности операции грамматического структурирования (исходя из модели порождения речевого высказывания А.А. Леонтьева и Т.В. Ахутиной). У детей с тяжелыми нарушениями речи часто нарушена дифференциация грамматических форм, выбор грамматической формы из парадигматического ряда.

Следует отметить, что предложно-падежные конструкции обозначают как местонахождение предмета, место действия, так и направление. Один и тот же предлог, употребляющийся в различных предложно-падежных конструкциях, имеет различные значения (например: предлог В с винительным падежом обозначает направление действия, а с предложным падежом - местонахождение – «кладет в стол», но «лежит в столе»). Известно, что у детей с недоразвитием речи наблюдаются трудности, связанные с ориентацией в пространстве, вследствие чего оказываются несформированными пространственные понятия. Это в свою очередь приводит к трудностям формирования навыков правильного употребления грамматических форм (существительных с предлогами), выражающих эти отношения.

Нарушение предложно-падежных конструкций проявляется в виде следующих ошибок:

а) пропуск или замена предлогов. Чаще всего наблюдается опускание предлогов В, ИЗ, отсутствие предлогов НАД, ОКОЛО, ПЕРЕД, ЗА, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ. Замена предлогов НА и НАД, ПОД и ПО, НА и В по причине смешения их и в импрессивной речи из-за трудностей понимания грамматических значений этих предлогов («на столе» вместо «над столом», «по книжке» вместо «под книжкой»). В речи детей часто отсутствуют сложные предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД.

б) замена одной предложно-падежной конструкции другой (дом стоит на реке).

в) неправильное употребление падежного окончания существительного (Мальчик бежит с собака).

г) неправильное употребление как предлога, так и падежного окончания (Собака ест у миска).

Слова, не имеющие номинативного значения (предлоги, союзы, междометия) выполняют определенную функцию в речи. Без знания этих слов дети не смогут овладеть структурой различных типов предложений и связной речью. Так, у детей с недоразвитием речи системного характера различной степени тяжести наблюдается недостаточно полное понимание прочитанного материала, поскольку для понимания содержания нужны прежде всего определенный лексический запас слов, знание их значений, а также понимание связей между словами и между предложениями. Важна систематическая, целенаправленная, организованная работа по устранению имеющихся у детей грамматических нарушений.

Таким образом, данная тема является актуальной.

Анализируя создавшуюся обстановку, созрела необходимость создания проекта «Маленькие слова», направленного на взаимодействие с родителями воспитанников подготовительной группы в целях осуществления полноценного речевого развития ребёнка.


Цель: 

Уточнить понимание детьми предлогов: «на», «под», «в», «из», «к», «от», «над», «с», «из-за», «из-под».

Задачи:

1. Развивать связную речь детей.

2. Закреплять правильное употребление предлогов с существительными в разных падежах;

3. Закреплять умение детей составлять предложения по схеме и картинке;

4.Закреплять навык составление предложений с заданным предлогом;

5. Создавать предпосылки к обучению грамоте.

6. Развивать у детей потребность в общении как первейшем условии успешной деятельности.

7. Повышать педагогическую компетентность родителей дошкольников в вопросах профилактики и коррекции речевых нарушений.

8. Обучать родителей доступным приёмам логопедического воздействия на ход речевого развития своего ребёнка.


Краткая аннотация проекта

Проект направлен на совершенствование у детей умения внимательно относиться к собственной и обращенной к ним речи. После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи и понимать, что предлоги пишутся раздельно со словами.


Проблемные вопросы:

1. Нужны ли "маленькие слова" в нашей речи?

2. Как "маленькие слова" меняют смысл высказывания?

Предполагаемый результат:

Позитивные изменения в речи детей.

После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.

Разработка информационно - методического материала для родителей и педагогов (конспекты занятий, консультативный материал, картотека игр и упражнений «Маленькие слова» ).


Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Время реализации: Сентябрь 2021года.


Выбор темы проекта и его разработка.

Изучение научно - практических и методических источников по заявленной проблеме. Подбор методического материала по заявленной теме. Разработка перспективного годового плана занятий по данной теме. Заполнение речевых карт. Подготовка наглядного материала.

Разработка консультаций для родителей.


Основной этап (Октябрь 2021- апрель 2022)

Мероприятия


Проведение подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми.(в течение всего этапа)

Фронтальные занятие по развитию Лексико-грамматических представлений.

Тема: «Лес. Грибы. Ягоды. Предлог «Под»(Повторение)».

Тема: «Перелётные птицы. Предлог «В»(повторение)».

Тема: «Фрукты. Труд взрослых в садах.

Знакомство с предлогом«С».

Пополнение картотеки игр и упражнений «Маленькие слова»

Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий.Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «Под», «В», «С»)

Индивидуальное консультирование родителей по теме. (в течении всего этапа)

Ноябрь

Фронтальное и подгрупповое занятие по развитию Лексико-грамматических представлений.

Тема: «Домашние животные.

Знакомство с предлогами «К», «От».

Создание обучающеей презентации для детей «Маленькие слова» (слайды пополняются в процессе изучения тем).

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «К», «От»)

Разработка консультативного материала для родителей. (в течении всего этапа)

Декабрь

Фронтальное и подгрупповые занятия по развитию Лексико-грамматических представлений.

Тема: «Комнатные растения.

Предлог «Под» (повторение), Знакомство с предлогом «Из-под»

Пополнение картотеки игр и упражнений «Маленькие слова»

Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий. Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «Под», «Из-под»)

Январь

Подгрупповые занятия.

Знакомство с ребусами. Обучение отгадыванию ребусов с использованием «маленьких слов» «В», «НА».

Изготовление карточек с ребусами.

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений.

Домашнее задание: Придумать и проиллюстрировать ребус с «маленькими словами» «В», «НА». Выставка по итогам домашнего задания.

Февраль

Фронтальное и подгрупповые занятия по развитию Лексико-грамматических представлений.

Тема: «Животные Севера. Предлог «за» (повторение). Знакомство с предлогом «Из-за».

Пополнение картотеки игр и упражнений «Маленькие слова»

Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий. Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «За», «Из-за»)

Март

Фронтальное и подгрупповые занятия по развитию Лексико-грамматических представлений.

Тема: «Наша армия. Знакомство с предлогом «над».

Пополнение картотеки игр и упражнений «Маленькие слова»

Составление конспектов фронтальных и подгрупповых занятий. Разработка домашних заданий по теме (в течении всего этапа)

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений. (Игры с предлогами «Над»

Апрель

Подгрупповые занятия.

Обучение отгадыванию ребусов с использованием «маленького слова» «Под».

Изготовление карточек с ребусами.

Рекомендации воспитателям в работе с детьми по заданиям логопеда с использованием картотеки игр и упражнений.

Дидактические материалы

Схемы предлогов пространственного значения.

Раздаточный материал для составления схем предложений.

Демонстрационный материал для составления схем предложений.

Настольно-печатные игры.

Набор картинок по теме.

Подбор игрушек для моделирования ситуаций по использованию предлогов в речи.

Варианты предложений с предлогами и без предлогов.

Набор раскрасок.

Художественная литература по теме.


Заключительный этап: (Май, июнь 2022 года)

Открытое занятие для родителей и воспитателей группы «Путешествие в страну Маленьких слов».

Систематизация игр и упражнений по теме.

Иллюстрирование любимых детских произведений. (Иллюстрация является отражением предложения, содержащего любое из изученных предлогов). Выставка.


Предполагаемый результат:

Позитивные изменения в речи детей.

После завершения проекта дети научатся дифференцировать предлоги, правильно использовать предложно-падежные конструкции в своей устной речи.

Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого   развития ребёнка.