* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Strong {font-weight: bold;}

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко» сопчиха Топчихинского района Алтайского края

Мастер – класс для воспитателей

«Применение камешков Марблс в развитии детей»

Подготовила: старший воспитатель

Золотарева Л.Н

сопчиха

2024

«Истоки способностей и дарований детей на

кончиках пальцев.

От пальцев идут тончайшие ручейки,

которые питают источник творческой

мысли».

В.А. Сухомлинский

Цель: рассмотрение современной методики применения технологии в образовательной деятельности с детьми.

Задачи:

познакомить

воспитателей

с

нетрадиционной технологией использования камешков

Марблс

в обучении детей;

мотивировать на применение камешков

Марблс

в

деятельности с детьми

;

использовать нетрадиционные

методы работы для

повышения

эффективности процесса

развития мелкой моторики рук.

Оборудование:

практические материалы, которые используются в работе для

демонстрации воспитателям

;

подносы;

камешки

Марблс

разного цвета

, формы, текстуры,

размера

;

картинки для

работы: «Цветочная полянка

», «Мозаика» - игрушки, фрукты, овощи, буквы, цифры, «Торт», лабиринт, улитка, жираф,

судоку

, поле для крестиков-ноликов, разноцветные полоски, поле для тучки и

цветочков, гроздь

винограда, игры - бродилки

;

чудесный мешочек

Ход мероприятия:

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые педагоги! Я рада вас приветствовать на нашем методическом мероприятии, мастер-классе.

2. Вступление

Как в народе назовут,

Рубин, алмазы, изумруд,

Природные творения,

Для взоров наслаждение?

Сегодня мы с вами будем говорить о камешках, о камешках Марблс

Тема мастер-класса «Применение камешков Марблс в развитии детей», или как можно использовать камешки Марблс в работе с детьми дошкольного возраста.

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проводиться без неё. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомительной и разнообразной. При составлении годового плана хочется включать, как традиционные, так и нетрадиционные игровые приемы и средства работы с детьми.

Одним из таких приемов является специально организованная деятельность с использованием интересных камешков, которые называются Марблс.

3. Теория.

Камушки получили свое название от английского «марблс» (то есть мраморные). Марблс – это небольшие шары из стекла, выполненные в различных расцветках. Классические марблс имеют сферическую форму, но сейчас выпускается много разновидностей.

Можно с уверенностью предположить, что игра в марблс ведет свою историю от времен нашего пещерного предка, когда маленькие неандертальцы играли в свободное время мелкой галькой или шариками из глины. Марблы также часто упоминаются в римской литературе, и есть много примеров марблов из древнего Египта. Они, как правило, были сделаны из глины, камня или стекла.

Современные Марблс делаются из силикатного песка, золы и соды, которые расплавляются в печи. С помощью специальных красителей стеклу придают самые разнообразные расцветки.

Красота камушков завораживает настолько, что и взрослым, и детям хочется к ним прикоснуться, подержать их в руках, поиграть с ними.

Так эстетическая привлекательность Марблс усилила интерес к этой игре у современных детей, в противовес новейшим, высокотехнологичным игрушкам.

С какого возраста можно использовать данные камешки – с 2-3 лет и старше. Но как известно, дети младшего возраста могут свободно брать в их рот, поэтому рекомендуется брать более крупные Марблс и обязательно играть под присмотром взрослых.

Мне хочется представить материал для работы – комплексы игр с использованием камешков Марблс. И сейчас с некоторыми из них я хочу вас познакомить. Предлагаю рассмотреть подготовленные шаблоны, которые я использую в работе с детьми.

4. Практическая часть

Предлагаю поиграть.

А) ОБСЛЕДОВАНИЕ КАМЕШКОВ

- Опустите свои руки на подносы и обратите внимание на форму, цвет, текстуру и расскажите какие они (гладкие, скользкие, прохладные, шершавые и т.д)

-Посмотрите на цвет камешков и назовите, одним словом, какие они? (цветные, разноцветные)

-А теперь подумайте, как взрослые, что можно кроме формы, цвета и текстуры предложить детям?

- А сейчас давайте попробуем тактильные ощущения, они бывают:

Кулачковые (как можно больше возьмите в кулачок

камешков, и

раскрыв

кулачки, определите

визуально, не считая в каком кулачке больше (можно и считать)

Щипковый захват (обеими руками возьмите камушки (ведущая рука захватывает больше)

Пинцетные (взять камешек

большим и первым пальцем обеих рук, абсолютная тишина, мы еще и послушаем речевые звуки, один камешек уронили в вазу, второй на стол)

- Что за звуки мы услышали? (в вазе – звон, на столе – стук)

(взять красные камешки большим и третьим) и т.д. Можно упражнять все пальчики в любом порядке слева направо

- Еще раз взяли двумя ладонями и уронили в вазу.

- Что услышали? (шум)

Вот так на простом материале дети различают не речевые звуки.

Вопрос: как вы думаете, что можно развивать во время использования таких упражнений? (моторику пальцев, сосредоточенность, тактильные ощущения)

Б) ПРОСТРАНСТВЕННАЯ ОРИЕНТАЦИЯ

- Первый человек – возьми зеленый камень правой рукой и положи слева от себя;

- Второй человек – возьми красный камень левой рукой и положи справа от себя;

- Третий человек – возьми оранжевый камень и положи перед собой;

- Четвертый – возьми желтый камень и положи сзади посуды;

Вопрос: Какие понятия можно формировать этим упражнением?

(закрепляем понятия слева, справа, сзади, впереди и т.д)

В) РАБОТА НАД АНТОНИМАМИ ПРЯМОЙ – КРИВОЙ

- Слева сидящие выкладывают прямую тропинку любого цвета, можно чередовать

- Справа сидящие – кривую (можно чередовать по цвету, форме, размеру)

А сейчас, соберем и устроим грохот.

Г) РАБОТА НА ТЕКСТУРУ КАМЕШКОВ

- Найдите как можно больше гладких камешков и шершавых (шершавыми можно считать камни, у которых есть грани) и потрогайте пальчиками.

Д) РАБОТА С КАМНЯМИ БЕЗ ОБРАЗЦА

- Представьте, что скоро у мамы праздник. Какой подарок можно сделать из камней?

(торт, цветок, бабочку, бантик и т.д)

Можно выложить из квадратов и кругов машинку.

Все что можно выложить из палочек, то можно и выложить из камней.

Е) ИГРЫ

Я предлагаю использовать камешки Марблс для организации следующих игр:

Игра

«

Цветочная полянка»

Задание: - слева сидящие выложить цветочную полянку, где у цветочков нет серединок и на стебельках добавить листочки

- справа сидящим – наоборот добавить лепесточки у цветка и выложить недостающие стебли и тоже добавить листочки.

Игра Мозаика»

Задание - на картинке соответствующим цветом нужно заполнить кружочки (желательно подобрать по размеру и цвету)

Игра «Украсим торт»

Задание - верхний ряд у торта – с чередованием двух цветов, средний одним цветом, а нижний ярус – крупными Марблс

«Чудесный мешочек»

Задание по очереди вынуть из мешочка предметы. Что вы вынули из мешочка? (разноцветные камешки)

- Какого цвета камешек, такого цвета предмет (например: желтый камушек – желтый лимон)

Игра «Лабиринт»

Задание – выложить лабиринт любым цветом или по цвету полосок лабиринта

«

Буквы

» - запоминают их зрительно

Задание – выложить буквы разного цвета и составить слово (например: шина). Придумайте слова, которые начинаются с этих букв.

«

Зеркало»

Задание – выложи букву в зеркальном отражении

«Техники»

Задание – почини сломанные буквы

«Цифры» - запоминают образ цифр

Задание – выкладывает цифры нужного цвета. Чего бывает два?

«Крестики – нолики»

«Разноцветная полоска»

Задание – найдите самый прозрачный камень, и он будет путешествовать и менять цвет - двигайте его по полоске, называя каким цветом стал камень и добавляя (например белый, как снег и т.д)

«Выложи по образцу»

Задание – нужно выложить по образцу похожую картинку.

Но можно в играх использовать не только камешки овальной и круглой формы, но форме определенного предмета. Но с такими камешками возникает много новых идей. И это будут более сложные игры, которые способствую развитию навыков чтения, письма, т.е мы будем учиться делить слова на слоги, определять первый и последний звук в слове, последовательность звуков

«Гроздь винограда»

Задание - нужно на веточку прикрепить ягодки винограда синего цвета. (например взрослый показывает картинку или называет слова, а ребенок делит слово на слоги и на веточке винограда ищет маленькую веточку из нужного количества слогов)

Слова: кошка, сок, колесо, лимон, вода, машина, дом, рука и т.д

«Тучка и дождик»

Задание - нужно подобрать слово на заданный звук. (например, из тучки должен политься дождик капельками и полить цветок со звуком К в начале слова, со звуком Ш – в середине, со звуком А – на конце и т.д)

«Жираф»

Задание – определение первого звука в слове (украсить жирафа пятнышками после того, как определят первый звук в слове.

Можно использовать разные игры для определения второго, последнего звука в слове.

Слова: стул, улица, цапля, туча, кошка, арбуз, книга и т.д.

«

Судоку

»

Задание – заполнить все клеточки, чтобы цвет камней не повторялся.

Игр по использованию камешков Марблс очень и очень много. При работе с данными камешками нужно ребенку давать четкую инструкцию для выполнения.

При использовании камешков Марблс у детей обогащается речь, развивается внимание, мышление и творческое воображение. Дети становятся уверенными в себе и обогащаются положительными эмоциями. Данные игры способствуют речевой активности детей и могут быть использованы как на подгрупповых и индивидуальных занятиях, так и свободной деятельности.

5. Рефлексия

- Скажите, что развивают камешки Марблс?

Разделы для работы с камешками Марблс:

Развитие тактильно-двигательного восприятия;

Формирование сенсорной

культуры (

сенсорные эталоны – форма, цвет, величина);

Развитие зрительного восприятия;

Развитие восприятия пространства;

Развитие творческих способностей;

Развитие речи;

Формирование буквенного анализа;

Я предлагаю вам в завершении оценить наш мастер-класс. Выложите смайлик с улыбкой, кто много интересного и полезного получил на мероприятии и грустный смайлик– кому не очень понравилось.

СПАСИБО ЗА УСПЕШНУЮ И ПЛОДОТВОРНУЮ РАБОТУ!