* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text {margin-bottom: 6pt;} .List Paragraph {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .Balloon Text {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Segoe UI'; font-size: 9pt;}

Мастер – класс

Дифференцированный подход в обучении английскому языку.

Котова Оксана Геннадьевна,

Учитель английского языка

МАОУ «Гимназия «Гармония»,

города Великий Новгород

Цель: Уточнить и дополнить знания педагогов по видам дифференцированного подхода при планировании образовательного процесса.

Ход семинара:

Добрый день, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать Вас на нашем мастер-классе:

Главная задача школы - научить учиться, а это значит уметь самостоятельно добывать знания в процессе поисковой деятельности, применять полученные знания на практике, решать поставленную задачу творчески, контролировать и оценивать свою деятельность. Ребёнок в своём развитии индивидуален, и чтобы знания, полученные на уроке, принесли ему пользу, а не остались пустым звуком, учителю необходимо учитывать особенности каждого ученика.

Каждый ребенок - как сосуд, который наполняется знаниями. Наполняя сосуд камнями, мы закладываем в него базовые знания, самый фундамент без которого никуда. Дополняем сосуд маленькими камешками, тем самым ребенок получает достаточные знания. Чтобы сосуд был доверху полон добавляем песок, тогда ребенок обладает высоким уровнем знаний. Если бы я начала засыпать банку песком, то в неё бы уже нельзя было поместить ни маленькие камушки, ни камни, которые являются главным и основным в дальнейшем развитии.

Это говорит о том, что какой бы сосуд на не попался, для прочности, мы должны заложить в него большие камни, то есть базовые знания.

Как сказал Макаренко

«Мы всегда должны помнить, каким бы цельным ни представлялся для нас человек при широком обобщении, все же нельзя его считать совершенно однообразным явлением. Люди в известной степени представляют собой очень разносортный материал… и выпускаемый нами «продукт» обязательно будет тоже разнообразен».

Тест Мюнстерберга — психодиагностический тест, направленный на определение избирательности и концентрации внимания. Разработан в начале XX века немецко-американским психологом Гуго Мюнстербергом.

Как мы видим одинаковых людей нет, все мы обладаем теми или иными способностями в разной степени. Различны наши возможности и личностные качества.

В каждом классе есть дети с высокой обучаемостью, с хорошими способностями и дети, имеющие низкий познавательный уровень и интеллектуальные возможности.

Как адаптировать учебный процесс к познавательным возможностям каждого ученика?

Существуют разные подходы. Вопросу дифференциации и индивидуализации в образовательном процессе уделяется, как правило, большое значение. При этом практика показывает, что педагоги, с одной стороны, понимают, что дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей, с другой – испытывают определенные затруднения в определении разницы между данными понятиями.

Перед вами определение трех понятий давайте их определим.

Дифференцированный подход - это способ организации образовательной деятельности, основанный на разделении учащихся на группы согласно их интересам и образовательным потребностям для их продуктивной реализации

Индивидуальный подход -это основной психолого- педагогический принцип, согласно которому в обучении учитывается индивидуальность каждого ребенка как проявление особенностей его психофизической организации. При этом решение о выборе содержания и методов индивидуализированного обучения принимает сам педагог.

Персонализированный подход— это такой способ преподавания и обучения, при котором процесс подстраивается под уникальные потребности, интересы и личные качества каждого отдельного ученика, что позволяет данному ученику создавать свою индивидуальный курс обучения.

Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

 В настоящее время в опыте работы общеобразовательных школ обозначилось несколько направлений дифференциации обучения:

по

образовательным

целям;

по

уровням

выполнения

заданий;

по

времени

выполнения

заданий;

по

содержанию

обучения;

по

последовательности

учебного

материала;

по

структуре

учебного

материала;

по

видам

учебной

деятельности;

по способам

применения

Дифференцированное обучение в малые группы внутри класса - внутренняя дифференциация. Она предполагает вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности, определение характера и степени дозировки помощи со стороны учителя.

Принципы дифференцированного обучения

Индивидуальность

: Учет уникальных потребностей и способностей каждого учащегося.

Гибкость

: Возможность адаптации методов обучения в зависимости от обстоятельств и потребностей.

Адаптивность

: Способность учителя создавать обучающую среду, которая способствует успешному усвоению материала всем учащимся, независимо от их уровня подготовки.

Разнообразие методов

: Использование различных методов обучения и оценки для удовлетворения потребностей

разноуровневых

групп учащихся.

Групповая работа

: Содействие сотрудничеству и взаимопомощи между учащимися разного уровня подготовки.

Дифференцированное обучение является современным подходом к образованию, который способствует повышению мотивации учащихся, улучшению результатов обучения и созданию инклюзивной образовательной среды, где каждый ученик имеет возможность раскрыть свой потенциал.

Этапы организация внутриклассной дифференциации
1. Определение критериев, в соответствии с которыми создаются группы.
2. Проведение диагностики на основе выбранных критериев.(Наиболее полную диагностику дают разноуровневые контрольные работы).
3. Распределение обучающихся на группы в соответствии с диагностикой.
4.Определение способов дифференциации, разработка дифференцированных заданий.
5.Реализация дифференцированного подхода на различных этапах урока.
6. Диагностический контроль над результатами, в соответствии с которыми могут изменяться состав группы и характер дифференцированных заданий.

Английская грамматика, особенно система времён, часто вызывает много трудностей у школьников. Взять, примеру, тренировку времени Present Simple. Необходимо подготовить задания трёх степеней сложности, в зависимости от уровня овладения уч-ся структурами в Present Simple.

Приёмы дифференцированного обучения

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса - поддержать, помочь, научить.

Прием 1. Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Почти тот же самый вариант, но немного изменённый: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идёт подготовка, после чего ученик сдаёт учителю в присутствии своих тренеров изученный материал.

Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.

Прием 2. Взаимоопрос.

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на «5», на «4» и на «3», садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил «3», он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

Прием 3. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Прием 4. Защитный лист.

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит «Лист защиты», куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.

Прием 6. Три уровня домашнего задания.

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней.

Первый уровень - обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень - тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это — творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:

- частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;

- чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;

- учебные комиксы;

- плакаты - опорные сигналы;

- мнемонические формулы, стихи и др.

Прием 7. Задание массивом.

Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.

Прием 8. Сам себе учитель.

В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.

От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность - в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.

Прием 9. Оценка - не отметка.

Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой... Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание, но посильное... Через 10 минут ученики справляются. Учитель: «Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз…»

Прием 10. Система стимулов.

Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.

Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.

Вариант 2. Развернутая оценка.

Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

Вариант 3.

Достаточно хорошей оценкой могут быть:

- маленькая грамота;

- благодарственное письмо или диплом «За победу на уроке», «За маленькое открытие», «За помощь другу»;

- благодарственная запись в дневнике,

- книга открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.

Среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета - не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают «радужный» эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику – схватиться за все сразу.

Иногда бездумный перенос приемов, созданных в определенных условиях, в наши, совсем иные (в зависимости от класса, личности ученика), может привести к тому, что для этих прекрасных приемов «дети окажутся неподходящими». Будем помнить, что в нашей профессиональной деятельности учителя главное не в том, чтобы учить, а в том, чтобы думать.

И будем помнить, что «приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет… А в работе – совершенствуется». (А. Гин).

Литература:

Основные понятия дифференциации взяты из Интернета. Большая Советская Энциклопедия. Т. 18. – М.: Сов.

энцикл

., 1976.

Боно

Э. Де.

Латеральное мышление. –

Спб

.: Питер

Паблишинг

, 1997.