* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c31 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .c7 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0563C1; text-decoration: underline ;} .Unresolved Mention {color: #605E5C;} .Без интервала Знак {font-family: 'Calibri';} .No Spacing {font-family: 'Calibri';} .header {margin-bottom: 0pt;} .Верхний колонтитул Знак {font-family: 'Calibri';} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Нижний колонтитул Знак {font-family: 'Calibri';}

Федеральное государственное общеобразовательное учреждение «Президентский ФМЛ № 239»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия

на тему:

«Петергоф-город моей мечты»

Разработал:

воспитатель Анисимов Ю.И.

Санкт-Петербург

2023 г.

Аннотация

Патриотическое воспитание, как и все направления воспитательной работы в интернате, предполагает формирование и развитие личности кадета. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешной реализации патриотического воспитания.

К.Д. Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, - писал он, - так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

В наши дни содержание патриотического воспитания должно включать в себя несколько направлений. К ним относится духовно-нравственное, гражданско-патриотическое, эколого-краеведческое и историко-краеведческое, культурно-историческое, военно-патриотическое, социально-гражданское направления.

Понятие «краеведение» утвердилось в начале XX века. Впервые оно появилось в 1916-м году в Академическом словаре русского языка и имело очень краткое объяснение: «краеведение – это изучение данного края, страны». В настоящее время «краеведение – самый массовый вид науки» - пишет Д.С. Лихачев.

Краеведческое направление патриотического воспитания – важный фактор идейного, нравственного, трудового, эстетического, экологического воспитания школьников, оно способствует патриотическому воспитанию, общему образованию, расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения.

Краеведческое направление патриотического воспитания подразделяется на экологическое краеведение и историческое краеведение.

Историческое краеведение – это система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

Историческое краеведение – один из элементов исторического образования в школе и одна из важных отраслей школьного краеведения. Воспитанники с помощью учителя получат новую информацию о своем крае. Опираясь на конкретные знания о родном крае, учащиеся расширяют свои представления до понимания научных закономерностей. Историческое краеведение способствует соединению обучения и воспитания в единую систему. Это помогает воспитывать у школьников чувство уважения к делам предшествующих поколений, гордость за успехи и достижения земляков-современников, развивать патриотические чувства.

Направление ВР: краеведческое направление патриотического воспитания

Воспитательное мероприятие: внеклассное

Место проведения: дворцово- парковый ансамбль Петергофа

Дата проведения: 24 сентября

Для кого: воспитанники интерната

Тема: «Петергоф - город моей мечты»

Форма проведения: экскурсия

Цель: - воспитание чувства уважения к делам предшествующих поколений и познание исторических культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

Задачи: - воспитывать гражданскую позицию и ответственное отношение к памятникам культурного наследия;

- развивать патриотическое отношение к своей стране;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности.

- познакомиться с дворцово-парковым ансамблем Петергофа, посредством его исторических и культурных достопримечательностей

Подготовительная работа: - изучение и подбор материала;

- cоставление план-конспекта мероприятия;

- подготовка помощников и места проведения мероприятия.

Продолжительность мероприятия: 3 часа.

Наглядность: памятники Петергофа

Оборудование:

Этапы мероприятия:

Вводная часть:

- проверка наличие воспитанников и готовности к мероприятию.

Основная часть:

- вступительное слово воспитателя;

- выступление воспитанника о нижнем парк Петергофа;

- выступление воспитанника о фонтанах Петергофа;

- выступление воспитанника о Большом Петергофском дворце;

Заключительная часть и рефлексия.

2. Основная часть

Вступительное слово воспитателя

История города с непривычным для русского уха названием Петергоф тесно связана с петровской эпохой и с тем, какие достопримечательности находятся на этой территории. Раньше город носил имя Петродворец, это название было утверждено после Великой Отечественной войны. В 1997 году историческое наименование было возвращено городу.

История названия «Петергоф» восходит к началу восемнадцатого века. «Питергоф», а тогда название г. Петергоф писалось именно так, означает в переводе с немецкого языка «Петров двор», и впервые история отразила это осенью 1705 года. В те годы на берегу Финского залива был построен скромный маленький дом, служивший для отдыха Петра I, часто путешествовавшего из Петербурга в Кронштадт. Петрову двору суждено было через два десятилетия превратиться в блестящую загородную резиденцию, славящуюся на весь мир уникальными фонтанами и роскошными дворцовыми покоями. Петр мечтал о дворце на берегу Балтийского моря, окруженным садом со множеством фонтанов, подобно тем, что он посещал в Европе. Несравненные фонтаны Петергофа - главные достопримечательности этого пригорода наряду с дворцами и парками. В течение двух столетий Петергоф был официальной летней резиденцией императорского двора, и довольно большой город первоначально сформировался вокруг Большого дворца, подобно Версалю во Франции.  В девятнадцатом веке для постоянно увеличившейся семьи Романовых в Петергофе было возведено немало построек, предназначенных для частной семейной жизни.  Огромный и разнообразный музейный комплекс объединяет Петергоф, Ораниенбаум, Александрию, дворец Петра I в Стрельне, Царицын и Ольгин острова. Но душой Петергофа по-прежнему остаются великолепные фонтаны.

Выступление воспитанника

Нижний парк Петергофа, самый яркий и грандиозный, площадью более сотни гектаров, где изумленному взору посетителя предстают знаменитые петергофские фонтаны, начали строить в 1714 году.  Одной из самых ранних построек на территории  Нижнего парка в Петергофе считается дворец Монплезир, который являет собою небольшой одноэтажный дом, стоящий на берегу Финского залива. Монплезир (название означает «мое удовольствие» в переводе с французского языка) был любимым местом отдыха императора Петра Великого. Постройка и отделка дворца велась в 1714-1723 гг. европейскими архитекторами Браунштейном, Шлютером, Леблоном и Микетти, приглашенными Петром работать в России. Примерно в эти же годы Петр приказал построить павильон  Эрмитаж  на берегу залива и небольшой дворец Марли для размещения семьи и гостей императора. Для официальных праздников и церемоний на вершине 16-метрового холма, возвышавшегося над парком, строился Большой дворец. с 1715 по 1725 годы над Большим дворцом трудились зодчие Браунштейн, Леблон и Микетти. У подножия дворца, так, как и задумывал Петр Великий, был выстроен Большой каскад с гротами – уникальным комплексом фонтанов. Нижний парк был украшен множеством фонтанных сооружений, здесь Петр непременно мечтал превзойти Версаль. Иностранные дипломаты с изумлением следили, как быстро строилась грандиозная приморская резиденция – уже в 1723 году, когда большинство построек уже было готово, Петр сам продемонстрировал гостям дворцы и фонтаны Петергофа. Для последующих поколений русских императоров Петергоф стал олицетворением памяти о Петре Великом и его морских победах на Балтике. В девятнадцатом веке в восточной части парка было завершено строительство Екатерининского и Банного корпуса. Также были выстроены еще несколько фонтанов, что полностью завершило работы над обликом Нижнего парка. Если говорить о Верхнем саде, который располагается между Большим дворцом и дорогой на Петербург, то он на протяжении всей истории г. Петергоф являлся более скромным по размеру и декору, нежели Нижний парк. Сад имеет строгую геометрическую планировку и украшен пятью фонтанными комплексов.

Выступление воспитанника

Нижний парк и Верхний сад украшают более ста пятидесяти фонтанов и пять каскадов. Все они - не просто красивые архитектурные и скульптурные сооружения, но и части уникальной гидротехнической системы, разработанной петровскими инженерами-гидравликами под руководством Василия Туволкова. Фонтанный водовод, питающий петергофские фонтаны и каскады, берет свое начало на Ропшинских высотах. Это два десятка километров каналов, шлюзов, накопительных прудов, ведущих воду в Петергоф. Внимательно изучив европейские труды по гидравлике, Петр знал, что можно построить самотечный водовод, используя разницу в высотах рельефа. Идея Петра была воплощена командой Туволкова в 1721 году, начали работы в январе, а в августе того же года в Нижнем парке состоялся первый пробный пуск фонтанов. Каждый фонтан имеет свое уникальное оформление, а многие из них – идеологическую подоплеку. Так, Большой каскад и фонтан «Тритон» в аллегорической форме прославляют победы России на Балтике. Есть и фонтаны, не несущие никакой смысловой нагрузки, напротив, их главная цель – развлечь и порадовать гостей. Это знаменитые петровские фонтаны-шутихи, обливающие посетителей на радость малышам и взрослым с ног до головы. Имеются даже фонтаны, издающие звуки – например, «Фаворитка».

Выступление воспитанника

История строительства Большого дворца в Петергофе условно делится на два главных этапа. С 1715 по 1725 год Браунштейн, Леблон и Микетти трудились над созданием двухэтажного дворца, который Петр называл Нагорными палатами. Это был дворец исключительно для дипломатических приемов и праздников, поэтому над его отделкой трудились лучшие европейские и русские мастера. В 1745 году, когда Россией правила дочь Петра Елизавета, было принято решение начать перестройку дворца. Двор Елизаветы рос, для пышных церемоний все время не хватало места, поэтому придворный архитектор Растрелли достроил над зданием еще один этаж, расширил его и добавил два флигеля. В восточном разместилась придворная церковь, а в западном были обустроены покои для проживания знатных гостей и императорской фамилии. Следуя указаниям императрицы, архитектор бережно сохранил рабочий кабинет Петра во дворце как память о великом строителе Петергофа. При Екатерине Второй некоторые залы дворца были переоформлены в классическом стиле Фельтеном и Валленом-Деламотом. Дворец продолжал быть центром летней придворной жизни и в следующем столетии. Еще одна перестройка произошла в годы царствования Николая Первого. Архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1846 году перестроил восточный флигель дворца, выходящий окнами на Верхний сад. Это было сделано перед свадьбой дочери Николая Первого Ольги с принцем Вюртембергским специально  для размещения во флигеле жениха со свитой.  

Заключительная часть и рефлексия.

Товарищи воспитанники. Сегодня мы провели внеклассное мероприятие на тему: « Петергоф- моей мечты». Вы закрепили свои знания о городе Петергоф, получаете новые знания, приобщаетесь к культурным и историческим ценностям. Благодаря моим помощникам, воспитанникам интерната, вы узнали о Петергофе, об истории создания Дворцово-паркового ансамбля, о его фонтанах и музеях. Надеюсь, что это мероприятие не оставило вас равнодушными, вы прикоснулись к культурному наследию и историческим памятникам нашей Родины.

Это мероприятие способствовало воспитания чувства уважения к делам предшествующих поколений и познания исторических культурных корней, осознания неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней.

Всех благодарю за участие.

А сейчас подумайте и ответьте каждый себе, какие чувства и эмоции он испытывал, что нового приобрел, что захотелось самому сделать, на сколько он сам стал патриотом своей страны.

Список использованных источников:

Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».

А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков

http://standart.edu.ru/

.

2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы». http://archives.ru/documents/order_gov795_2010.shtml

3.Бударагин М. Патриотическое воспитание в школах: препятствия и риски.

4.//http:www.kremel.org/interview/183340498

5.https://biglifetour.com/ru/biblioteka/petergof/istoriya-petergofa

6.https://kopilkaurokov.ru/vneurochka/prochee/patriotichieskoie_vospitaniie_v_usloviiakh_dieiatieln_osti_shkol_nogho_muzieia

7.https://www.1urok.ru/categories/10/articles/29880

.