* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Default {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt; color: #000000;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

ХМАО-ЮГРА ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ НИЖНЕВАРТОВСКИЙ РАЙОН П.Г.Т. ИЗЛУЧИНСК

МУНИЦИПАЛЬНАЯ АВТОНОМНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ ИМ. А.В. ЛИВНА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧИВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ « СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ».

Автор:

Паршутина Светлана Болеславовна

Должность:

Преподаватель

Место работы:

«Муниципальная автономная организация

дополнительного образования

«Детская школа искусств имени А.В. Ливна»

пгт. Излучинск 2025год.

«Музыка для ребенка – мир радостных переживаний.

Чтобы открыть перед ним дверь в это мир,

надо развивать у него способности, и, прежде всего,

музыкальный слух и эмоциональную отзывчивость.

Иначе музыка не выполнит свои воспитательные

функции.»

Н.А.Ветлугина.

ВВЕДЕНИЕ.

Актуальность исследования.

На современном этапе развития общества актуальной задачей образования является воспитание человека, направленного на принятие другой личности. Способность к сопереживанию занимает одно из главных мест в структуре личности ребенка, в познании детьми окружающей действительности. Сопереживание является основной побудительной силой к действию личности в обществе. Однако сегодня само общество приводит личность ребенка к деструктивным процессам. Упадок духовности, переоценка моральных ценностей, социальное расслоение людей и т.п. вызывают негативные отклонения в развитии и формировании чувств, эмоций детей. Поэтому среди многообразия задач музыкального развития личности одной из ведущих выступает развитие эмоционально-чувственной сферы, в которой решающее место отводится эмоциональной отзывчивости.

Особая роль в повышении уровня нравственной и эстетической культуры подрастающего поколения принадлежит музыке, которая, активно воздействуя на сознание человека и его эмоциональную сферу, является важнейшим, порой незаменимым средством духовного развития ребенка.

Восприятие выразительного значения музыкального языка, проникновение в содержательную структуру произведения, в частности, в его эмоциональный смысл, возможно только при наличии способности эмоционально отзываться на выражаемое музыкой содержание, поэтому воспитание в детях любви к музыке, умения сопереживать заключенному в ней образно-эмоциональному смыслу является главной целью предмета « Слушание Музыки».

Цель:

- поиск методов и приемов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- анализ педагогической литературы по вопросу эмоциональной отзывчивости

- выявление методов, средств и приемов, способствующих развитию эмоциональной отзывчивости детей.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ ОТЗЫВЧТВОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ « СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ»

На разных этапах работы по развитию эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста целесообразно использовать комплекс различных методов обучения: наглядных, словесных, эмоционально-образных, практических, метод сопереживания. Использование педагогом каждого из перечисленных методов должно быть обусловлено как содержанием занятий, так и степенью их эффективности в каждом конкретном случае.

«Метод» - означает способ достижения цели, определенным образом упорядоченную деятельность.

1. Наглядный метод в музыкальном воспитании имеет несколько разновидностей: наглядно – слуховой (показ педагогом вокального произведения, прослушивание аудиоматериала и т.п.); наглядно-зрительный (показ репродукций, иллюстраций, наглядно-образных пособий и т.д.); наглядно-двигательный (использование движений рук, пластическое и мануальное интонирование).

Показ педагога позволяет ребенку увидеть целостную картину произведения, вызывает определенные положительные эмоции, что стимулирует ученика к дальнейшему творчеству.

2. Словесный метод – к нему относятся беседа с детьми, рассказ, диалог и т.п.

В музыкальном воспитании этот метод понимается не столько как передача необходимой информации, сколько как образно – психологический настрой, направленный на духовное общение ребенка с музыкальным искусством. То есть для словесного пояснения музыки речь должна быть не бытовой, а образной.

3. Практический метод, его еще называют художественно-практическим - это формирование у учащихся умения понимать, оценивать и анализировать средства художественной выразительности произведений, а также умения применить эти знания на практике, в частности, в процессе пения.

В музыкальной педагогике существуют свои, специфические методы, направленные на более глубокое понимание музыкального языка:

1. Метод сопереживания позволяет учащимся сравнить и почувствовать музыкальное произведение через актуализацию собственного жизненного опыта;

2. В процессе слушания музыки важно использовать метод сравнения и сопоставления, а также прием контрастного сопоставления – сравнение двух и более различных образов, выявление их сходств и различий;

3. Для того чтобы активизировать творческую деятельность ученика, его ассоциативно-образное мышление, в музыкальной педагогике используется метод ассоциативных сопоставлений. Обращаясь к красочным метафорам, сравнениям педагог вызывает у ребенка те или иные душевные состояния, находит в нем определенный эмоциональный отклик;

4. Близко к этому методу стоит эмоционально-образный метод, который основывается на образном и ассоциативно – образном мышлении учащихся.

Методы эмоционально-образного представления играют огромную роль в процессе слушания музыки. В детях развивается способность «видеть» музыку в цвете, осязать ее (мягкая, твердая, плотная), слышать стихи как музыкальную интонацию( веселую, озорную, жалобную).

Образ и эмоции – это важнейшее психологическое средство помогающее осознать мир звуков как особую реальность, войти в которую возможно только через чувственное восприятие характера музыки.

Одним из видов эмоционально-образного метода является метод «эмоционального погружения» или «интонационного вживания в музыку», то есть моделирования определенного эмоционального состояния через актуализацию собственного опыта. Использование такого метода обогащает музыкальное восприятие, привносят в него элементы театрализации, придают музыкальному произведению эмоциональное насыщение и содержательность. .

Так как преобладающим мышлением у детей младшего школьного возраста является правополушарное, эмоционально-образное, для него характерны яркость восприятия, наглядная, образная память, богатство воображения. Поэтому процесс развития эмоциональной отзывчивости детей должно быть эмоциональным, наглядным, образным, вызывать у ребенка интерес и предупреждать усталость – как эмоциональную, так и физическую. Все это возможно при создании игровых ситуаций. В игре ребенок с легкостью «вживается» в любое эмоциональное состояние, в любую ситуацию.

Грамотное использование в процессе обучения мультимедийных технических средств часто ускоряет процесс понимания детьми художественного содержания произведения, облегчает поиск соответствующего эмоционального состояния и, следовательно, помогает развивать эмоциональную отзывчивость детей.

Что касается словесного метода в воспитании развития эмоциональной отзывчивости детей целесообразно использовать «Словарь эстетических эмоций» В.Ражникова, ведь музыкальное искусство – искусство эмоций и образов, и язык, которым мы описываем эмоциональные состояния, должен быть соответствующим.

Важнейшим фактором, определяющим качество и степень эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, является музыкальный репертуар, предлагаемый детям младшего школьного возраста. К подбору репертуара предъявляются особые требования.

Выразительность, художественность произведений (яркие образы).

Разнообразная тематика произведений, разнообразие жанров.

Доступность и постепенное усложнение (в зависимости от возраста,

слушательского

опыта, интересов детей) – соответствие эмоционального содержания музыки эмоциональному опыту ребенка, способности сопереживать определенным чувствам, составляющим основу музыкального образа.

Музыкальные шедевры формируют у ребенка эталоны красоты, основы эстетического вкуса, представления об идеале. Получая с детства художественно полноценные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, постигает «интонационный словарь» музыки разных эпох и стилей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проведя анализ музыкально-педагогической литературы по проблеме развития эмоциональной отзывчивости детей младшего школьного возраста, можно сделать вывод, что наиболее целесообразными методами развития эмоциональной отзывчивости являются: эмоционально-образный, ассоциативно-образный, метод «эмоционального погружения».

Своевременное и грамотное использование всех этих приемов позволяет наиболее эффективно развивать эмоциональную отзывчивость детей младшего школьного возраста на уроках « Слушание музыки».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1968. 415

с

.

Ветлугина, Н.А. Возраст и музыкальная восприимчивость [Текст] /

Н.А.Ветлугина// Восприятие музыки: Сб

татей.

Сост.В.Н.Максимов

.- М.,1980.

Детский голос [Текст] /Экспериментальные исследования под ред.

Шацкой

В.Н. – М.:

«

Педагогика

», 1970. – 232

с

Дмитриев, Л.Б. Основы вокальной методики

.[

Текст] / Л.Б.Дмитриев. -

М.:Музыка

, 2000. - 368

с

.

Петрушин Г. Музыкальная психология [Текст]/Г.Петрушин. – М.:

Владос

, 1997.

Струве, Г.А. Школьный хор: Книга для учителя [Текст] / Г.А.Струве.-

М.:Музыка

, 1981. -240с.

Стулова, Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению [Текст] / Г.П.Стулова.

–М

.: Прометей, 1992. -132с.

Тарасов Г. С. Психология музыкальных способностей / Спутник учителя музыки. М.: Педагогика, 1993. С. 55–58.

Тарасова К.,

Рубан

Т. Основа системы музыкального воспитания // Дошкольное воспитание. – 2001. - №11. – с.63-68

Теплов Б. М. Психологические вопросы художественного воспитания. М.-Л.: Известия АПН РСФСР, 1947.

Вып

. 11. С. 7–26.

Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей /

Избр

. труды: в 2-х т. М.: Педагогика, 1985. Т. 1. С. 42–222.

Приложение..........................1