* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .western rust1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .FollowedHyperlink {color: #800080; text-decoration: underline ;}

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РОСЛАВЛЬСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Рассмотрено на заседании

ЦМК ОГСЭ

Протокол № __

от «___»___________ 20__г

____________ М.В. Терещенкова

УТВЕРЖДАЮ

Зам.директора по УМР

ОГБПОУ «Рославльский медицинский техникум»

__________________С.В. Новикова

«___»__________20__г

Методическая разработка

теоретического занятия

по дисциплине «История»

на тему «Непокоренные. Рославльское гетто»

для студентов I курса

специальности

33.02.01. «Фармация»

Преподаватель: С.Л. Лучкина

Рославль

2024 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Урок – это форма организации обучения, живая и гармоничная часть педагогического процесса. Любой урок должен осуществлять какую-то конкретную часть общих задач обучения. В то же время урок должен отличаться целостностью и завершенностью, выполнять конкретные задачи и давать реальные результаты.

Нетрадиционный урок должен являться конкретным выражением той или иной методической концепции. Урок – это показатель производительности труда педагога и обучающихся. Чтобы завладеть вниманием современных детей, надо их, прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто. Для этого педагог должен помочь каждому ученику ощутить свою причастность к истории.

Последние годы ознаменовались активными поисками и широким использованием методики, позволяющей значительно повысить эффективность обучения истории. Немалая роль в этом отводится так называемым нетрадиционным или нестандартным урокам.

Повторительно-обобщающие уроки являются важным элементом в работе любого учителя-предметника с точки зрения рефлексии. Именно на этих занятиях педагог может сделать выводы о знаниях обучающихся, усвоении ими материала, уровне подготовленности к следующему этапу обучения .Данные уроки несут в себе большую информационную и смысловую нагрузку, так как полученная на нескольких уроках информация повторяется, систематизируется, подвергается анализу.

На подобных уроках, как правильно, используется в большом количестве наглядность. Это может быть изображение архитектурных и других памятников, портреты, высказывания, предметы быта, рисунки и т.д. Важно также продумать этапы игры, переход от одного периода к другому. И, так как это обобщающий урок, очень важно, чтобы в нем приняло участие как можно больше учащихся, и накопляемость оценок должна быть достаточно высокой.

УРОК ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

ТЕМА «НЕПОКОРЕННЫЕ. РОСЛАВЛЬСКОЕ ГЕТТО»

Цели: 

- сохранение исторической правды о преступлениях нацистов и их пособников в отношении мирных советских граждан в годы Великой Отечественной войны на территории Рославльского района Смоленской области.

- показать героизм, самоотверженность Красной Армии и советского народа в достижении Победы.

Задачи:

Образовательные: 

- систематизировать и закрепить знания об основных этапах войны, битвах, датах, причинах, характере и особенностях Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне;

- раскрыть историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Коррекционно-развивающие: 

- коррекция мышления через установление причинно-следственных связей;

- продолжать развивать познавательные способности при обобщении исторического материала;

- продолжать развивать умение рассуждать, формулировать вопросы, выступать с устными сообщениями.

- продолжать развивать умение выражать свое отношение к событиям, историческим действиям.

Воспитательные: 

- формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиг своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Методы:

Словесный – рассказ, беседа.

Наглядный – презентация, видеоролики.

Оборудование и материалы:

- Интерактивная доска;

- Презентация «Без срока давности: непокоренные. Рославльское гетто»;

- Рабочие тетради, ручки, карандаши;

- Видеоролики «Водружение советского флага над Рейхстагом», «Наступление немецких войск на г. Рославль», «Рославль в оккупации»;

Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.

Форма урока: Путешествие во времени.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент:

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Доклад дежурного.

II. Работа по теме урока.

(Слайды 1,2,3).

Учитель: Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в историю нашей великой страны России. Чтобы перенестись во времени, давайте посмотрим видеоролик.

Вот так вероломно, неожиданно Германия напала на Советский Союз. Оборвалась мирная жизнь советских граждан, началась Великая Отечественная война. Война длилась четыре страшных года, 1418 дней и ночей. В полдень с обращением к народу выступил нарком иностранных дел – Молотов (Слайд 4).  

(Слайд 5)

Наше занятие приурочено ко Дню единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа, совершенных нацистами их пособниками в годы Великой Отечественной войны, который Россия отмечает 19 апреля.

Почему же именно эта дета была выбрана для Дня единых действий в память о жертвах преступлений против советского народа?

(Слайд 6)

Ученик 1: В этот день в 1943 году был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР N39 "О мерах наказания для немецко-фашистских злодеев, виновных в убийствах и истязаниях советского гражданского населения и пленных красноармейцев, для шпионов, изменников Родины из числа советских граждан и для их пособников". Этот день отмечается ныне как День единых действий в память о геноциде советского народа нацистами и их пособниками в годы Великой Отечественной войны.

 (Слайд 7)

К апрелю 1943 года была освобождена значительная часть земель, захваченных гитлеровцами в начале войны. В освобожденных районах предстала ужасающая картина неслыханных жертв и чудовищных насилий, совершенных фашистскими извергами. Десятки тысяч ни в чем не повинных женщин, стариков и детей, а также попавших в плен красноармейцев были зверски замучены, повешены, расстреляны, заживо сожжены вместе с целыми деревнями. За годы войны нацистами было истреблено немыслимое количество гражданского населения, эта цифра колеблется от 15 до 16 миллионов человек.

Учитель: Что такое геноцид?

(Слайд 8)

Ученик 2: Статья 357 УК РФ. Действия, направленные на полное или частичное уничтожение национальной, этнической, расовой или религиозной группы как таковой путем убийства членов этой группы, причинения тяжкого вреда их здоровью, насильственного воспрепятствования деторождению, принудительной передачи детей, насильственного переселения либо иного создания жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы, - наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свобод ы, либо смертной казнью».

(Слайды 9,10)

Учитель: В первые месяцы войны под немецкой оккупацией оказали большие территории СССР и миллионы советских граждан. Главная цель Генерального плана «ОСТ» состояла в том, чтобы большую часть населения уничтожить, прямым или косвенным способом, а оставшуюся часть превратить в послушных рабов. Предусматривалось ликвидировать до 5-6 млн. евреев, а также до 30 млн. славян, но в первую очередь русских. Гитлеровцы запланировали уничтожить вообще советское государство - СССР и его базовую нацию – русских, а оставшуюся часть населения «онемечить» и превратить в послушных рабов с примитивным уровнем культуры и образования. Весь Рославльский район был оккупирован немецко – фашистскими захватчиками. Как и для большинства населения СССР на долю рославльчан выпали суровые испытания.

(Слайды 11,12)

Ученик 3: 3 августа 1941 года немецко-фашистские войска оккупировали Рославль на целых два года. За это время были разрушены все промышленные предприятия, сожжено почти половина всех жилых построек города. Сильно пострадали центральные улицы города и привокзальный район. Население сократилось с 41 480 человек до 7 400 человек.

Ученик 4: При оккупационных властях Рославль стал центром округа с 10 административными районами. В него вошли Рославльский, Ельнинский, Екимовичский, Стодолищенский, Ершичский, Спас-Деменский, Шумячский и Хиславичский районы, а также Дубровский район Орловской области и Климовичский — БССР. Возглавлялся округ военно-полевой комендатурой 1 разряда, а в районах действовали комендатуры 2 разряда. На предприятиях, в местах расквартирования войск создавались местные комендатуры. При полевых комендатурах было организовано местное самоуправление из гражданских лиц. В городах на немецкий лад назначались бургомистры, сельские советы переименовывались в волости. Для руководства ими назначались старшины, а в деревнях и поселках - старосты.

Учитель: Весь период оккупации в Рославле свирепствовал военно-политический террор. Первые жертвы фашизма - евреи и военнопленные. Комиссаров, коммунистов и евреев расстреливали в первую очередь. В Рославле еврейское гетто устроили в районе Краснофлотских переулков. В ноябре 1941 г. свыше 600 евреев, в том числе женщин и детей были расстреляны в Бухтеевом рву, возле еврейского кладбища. Массовые расстрелы проходили в нескольких местах: на Вознесенском кладбище, во дворе городской тюрьмы, в лагере военнопленных.

(Слайд 13)

Ученик 5: Рославльский лагерь военнопленных Дулаг № 130 (пересыльный), был создан в августе 1941 г. на юго-западной окраине города. До войны здесь располагалась Школа младших командиров пограничных войск НКВД. Всю территорию бывшей школы, вместе с постройками, немцы отвели под концентрационный лагерь для военнопленных. Территория лагеря была обнесена двумя рядами изгороди из колючей проволоки. В Рославльском лагере содержались пленные из Орла, Калуги, Вязьмы, Юхнова и других мест. К концу декабря 1941 г. количество военнопленных достигло 100 000 человек.

(Слайд 14)

Учитель: Именно в лагерях истреблялось неимоверное количество мирных жителей и военных. Немцы разработали дьявольский план, составили и в массовом масштабе применяют продуманную систему мероприятий, чтобы истребить без остатка пленных.  Одно из первых мест в этой системе принадлежит голоду. Голод начинается с первого часа, с первой минуты плена. Как только человек попадает в плен, его карманы и сумка очищаются от всего - от сахара, консервов, сухарей, табака. Это является всеобщей системой, не знающей исключений.

(Слайд 15)

В конце августа рославльчане, живущие на окраине Рославля, на улицах Первой и Второй Краснофлотских и 1-й Трудовой, были выселены из своих домов. Этот район немцы огородили колючей проволокой и приказали всем евреям города переселиться туда. Люди безоговорочно потянулись за колючую проволоку под усиленной охраной немцев и полицаев. Так возникло рославльское гетто — часть города, где добровольно либо принудительно проживают этнические меньшинства. Было еще достаточно тепло, и поэтому в домах располагались в основном старики. Молодежь и люди среднего возраста жили около домов, надеясь долго здесь не задержаться. Но дни шли, а в жизни узников ничего не менялось, за исключением периодических побоев и издевательств со стороны охраны. Вначале немецкая охрана выпускала людей за пределы гетто. В октябре выходить за пределы гетто запретили. За колючей проволокой начинался голод. Рославльче, рискуя жизнью, ежедневно приходили к колючей проволоке со своими скудными продуктами, отрывая от себя лишний кусок, чтобы передать их заключенным. Немцы делать это не воспрещали.  13 ноября через еврейское кладбище немцы прогнали группу военнопленных из Рославльского концлагеря. Вооруженные лопатами пленные спустились в ров, располагавшийся за пределами кладбища, где незамедлительно приступили к работе. 14 ноября узникам было приказано покинуть свои жилища. Людям сказали, что их поведут мыться в баню. Но их повели в Бухтеев ров.

(Слайд 16)

Ученик 6: Историческая справка. Бухтеев ров протяженностью около километра является природным оврагом, протянувшимся от Смоленского шоссе до Кричевской ветки железной дороги. В XIX веке и до середины XX века это место было окраиной города Рославля. Со строительством железной дороги на окраине рва поселился рабочий по фамилии Бухтеев, который, вероятно, обслуживал здесь какой-то участок. Согласно отчету за 1887 год рабочий Бухтеев состоял в обществе потребителей земской Орловско-Витебской железной дороги (подобие профсоюза). Внизу рва находилась криница с чистой родниковой водой.

Учитель: По ходу движения многие вдруг стали осознавать, что идут совсем не в баню. Поднялся шум, постепенно перерастающий в громкий плач и крик. Жители окрестных домов, которым накануне немцы приказали закрыть все окна и двери, все же невольно слышали нечеловеческие, душераздирающие вопли, доносившиеся со стороны рва.

Ученик 7: Казнь евреев в Бухтеевом рву началась около 17 часов и продолжалась почти полтора часа. Но это была не просто казнь, а самый настоящий изощренный кураж над беззащитными и беспомощными людьми. Небольшими группами по 10 человек людей подводили к самому краю ямы. Фашисты с евреями не церемонились, чередуя убийство родителей на глазах детей и, наоборот, убийство детей на глазах родителей. Грудных и малолетних детей убивали изуверским способом, переламывая позвоночник. Детей постарше убивали проще: поставив у края ямы, ударом приклада или короткой дубинкой по голове. Убитые и раненые как попало падали в огромную могилу.

Делая последний обход у места казни, немцы вдруг услышали детский плач. Они увидели, как в могиле по убитым окровавленным телам ползает маленький ребеночек. Один из немцев сказал другому, чтобы пристрелил ребенка. Но тот, отрицательно мотая головой, от этой работы отказался и поручил ее полицаю. Последний выполнил приказ своих хозяев безукоризненно. 

(Слайд 17)

Учитель: Всего жертвами расстрела в Бухтеевом рву оказались 684 еврея - из них 146 детей от года до 16 лет, 31 юноша и девушка от 17 до 19 лет, 13 человек до 30 лет, остальные — люди среднего и старшего возраста. Окончательное же уничтожение рославльского гетто произошло только летом 1942 года. Предположительно в июне со стороны Крапивенского сельсовета в Бухтеев ров привезли очередную партию евреев в количестве 88 человек. Они были убиты по тому же сценарию, как и прежние узники, только на этот раз могилы евреи копали себе сами.

(Слайд 18)

Ученик 8: Немцы умели прятать следы своих преступлений. Оказалось, что никто не знает, где конкретно находятся могилы жертв фашистского террора. Но на помощь пришла сама природа. Однажды во время весеннего таяния снега вода размыла одно из мест захоронений. Об этом поставили в известность военкомат, который затем с помощью солдат произвел перезахоронение человеческих останков. А потом начались долгие, трудные годы по увековечиванию памяти убитых людей. С большим трудом был создан монолитный обелиск, который открыли 20 октября 1968 года в самом верху Бухтеева рва, за еврейским кладбищем, у основания массового уничтожения евреев.

Минута молчания

(Слайд 19)

Сегодня фашизм приобретает новое лицо. Наша с вами общая задача - помнить и не допустить повторения этих страшных событий. Это зависти от каждого из нас, и неважно где, мы проживаем. Россия наш общий дом.

(Слайд 20)

Ученик:

Помните!
Через века, через года, -

помните!

О тех,

кто уже не придет никогда, -

помните!

Не плачьте!

В горле сдержите стоны,

горькие стоны.

Памяти павших будьте достойны!

Вечно
достойны!

III. Закрепление.

Учитель:

- Наш урок подходит к концу. О чём говорили сегодня на уроке? (ответы детей)

- Ребята, какой же вывод мы можем сделать после изучения таких драматических и героических событий этого тяжелейшего испытания для СССР, которые привели в итоге к великой победе? (ответы детей)

IV. Подведение итогов.

- Сегодня вы меня порадовали, все очень старались.

Прошу оценить вас свою деятельность на уроке. Выберите утверждение из 2 столбика:

На уроке я работал

активно / пассивно

Своей работой на уроке я             

доволен / не доволен

Урок для меня показался              

коротким / длинным

За урок я                                         

не устал / устал

Мое настроение  стало

лучше / стало хуже

Материал урока мне был              

полезен / бесполезен

На уроке мне было

интересно/ скучно

ЛИТЕРАТУРА

Гареев, М. А. Об уроках и опыте Великой Отечественной войны / М. А. Гареев // Новая и новейшая история. – 2010.

Полководцы Великой Отечественной: Кн. для учащихся ст. классов / Сост. А.

М.Кучеров

. –

М. :

Просвещение, 1988.

Ради жизни твоей: Стихи и рассказы о Великой Отечественной войне / Сост. В.

Близненкова

.

 Великая Отечественная война: Вопросы и ответы Бобылев П.Н.,

Липицкий

С.В.,

Монин

М.Е., Панкратов

Н.Р..

-- М.: Политиздат, 1984.

Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 - 21.06.1941 года. - М., 1994.

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР. 1937 г. - 21 июня 1941 г. - М.: ТЕРРА, 1994.

Русский архив: Великая Отечественная: Приказы народного комиссара обороны СССР.22 июня 1941 - 1942 гг. - Т.13 (2-2). - М.: ТЕРРА, 1997.

Русский архив: Великая Отечественная: Партизанское движение в годы Великой Отечественной войны. 1941 - 1945 гг.: Документы и материалы. - М.: ТЕРРА, 1999.

Сборник боевых документов Великой Отечественной войны. Вып.37.

- М.: Воениздат, 1959.