Областное автономное учреждение дополнительного образования «Боринская детская школа искусств»
Методическая разработка внеклассного мероприятия: «Музыкальные ступеньки»
Преподаватель высшей
квалификационной категории
Татаринова Майя Павловна
С. Боринское, 2024
Разработка внеклассного мероприятия
«Музыкальные ступеньки»
Аннотация
Методическая разработка внеклассного мероприятия «Музыкальные ступеньки» представляет собой сценарий игровой программы, предназначенный для работы с детьми, обучающимися игре на фортепиано. В представленном сценарии отражена значимость проведения подобных мероприятий, направленных на формирование основ музыкальной культуры и воспитание у детей любви к настоящему искусству.
Данное мероприятие учитывает познавательные интересы обучающихся, ориентировано на развитие творческих, музыкальных способностей, адресовано детям 8-11 лет.
Цель внеклассного мероприятия: приобщение к мировой классической культуре посредством игры.
Задачи мероприятия:
выработать
навыки осознанного вдумчивого прослушивания музыкального текста;
развить
музыкальное мышление, творческое воображение, фантазию, умение высказать своё мнение о музыкальных впечатлениях;
воспитать
музыкально-эстетический вкус.
Используемые приёмы, методы и технологии: наглядности, словесного пояснения, игровые, познавательно-развивающие.
Оборудование: аудио- и видео записи.
Актуальность:
Мы живем в современном мире, где большую часть свободного времени дети проводят за компьютером и телевизором. Посещение концертов, театров и кино стало для нас мало востребованным явлением. Основной репертуар для слушания детей в семье – это модные шлягеры рока, поп-музыки, рэпа, а также электронная музыка, сопровождающая компьютерные игры. И лишь в немногих семьях имеется возможность слушать классическую музыку, оказывающую благотворное влияние на духовное и психическое развитие людей, а также на развитие общей музыкальности и творческих способностей. Актуальность заключается в восполнении утраченных духовных ценностей нашей культуры, так как от этого во многом зависит уровень культуры подрастающего поколения, а также культура будущего общества в целом.
Прогнозируемый результат:
Умение увлеченно слушать классическую музыку и содержательно высказываться о ней, отражать свои впечатления от прослушанной музыки в художественно-творческой деятельности.
Сценарий внеклассного мероприятия
«Музыкальные ступеньки»
Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас необычная встреча – встреча с красивой музыкой. Поднимите руку те, кто любит музыку? Спасибо, я вижу, что все вы любите этот удивительный вид искусства – музыку. Тогда я приглашаю вас в гости в нашу музыкальную гостиную.
Чтобы наше встреча стала более увлекательной, я предлагаю вам поиграть в игру «Ступеньки музыки».
Ребята, обратите внимание на экран. Вы видите семь нот, семь музыкальных ступенек. Каждая нота приготовила вам испытание. При правильном выполнении задания вы услышите музыкальный звук и можете смело подниматься на неё. Того участника, который пройдёт все ступени нашего звукоряда и поднимется на самую вершину, можно смело назвать настоящим знатоком музыки и вручить ему медаль.
Итак, я предлагаю поприветствовать всех участников игры.
Первое испытание, которое приготовила нота «до» - «Загадочный турнир».
Каждый музыкальный инструмент — это особый мир, например орган сравнивают с большим городом, в него можно даже войти, скрипку — с женским голосом, а виолончель — с мужским баритоном.
Сейчас вам предстоит определить о каком музыкальном инструменте идёт речь.
1.
Деревянные подружки
Пляшут по моей макушке.
Бьют его, а он гремит,
В ногу всем шагать велит.
2.
Мы придаём оркестру мощь,
В обед из нас едят все борщ.
3.
У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
4.
Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным носорогу.
5.
И в оркестре и в строю
Впереди она в бою,
Громким голосом поёт,
Всех в поход она зовёт.
6.
Её любят все туристы
И великие артисты.
Нет смычка, но струны есть,
Может семь, а может шесть.
7.
Много труб и много звука,
Но играть на нём — наука.
В храмах он всегда звучит,
на весь мир он знаменит.
Спасибо, ребята, за правильные ответы. Для вас звучит первая нота «до».
Следующая ступенька - «Школа настроения».
У звуков, объединённых мелодией, всегда есть свой характер. Вы не раз наблюдали в кино; на экране ничего страшного не происходит — просто идёт человек, а у нас прямо мурашки по коже от страха. Что-то сейчас произойдёт. И весь этот страх от музыки. Это она заставляет нас волноваться. Звуки как бы подают нам сигналы, благодаря которым включается наше воображение. Здание участникам: назвать настроения, которые может передавать музыка (не путать с движением, темпом: быстро, плавно).
Молодцы! Вы перечислили огромное количество разнообразных эмоций, чувств и настроений, которыми можно отразить впечатления от звучащей музыки. Для всех вас торжественно звучит нота «ре».
И наконец, музыкальная пауза. Нота «ми» предлагает вам послушать музыку Петра Ильича Чайковского и пофантазировать. А потом рассказать о своих фантазиях и дать своё название прослушанной пьесе.
Нота «ми» может порадоваться вашим ответам. Совершенно верно, вся музыка построена на звукоподражании птичьему щебету. П.И. Чайковский назвал её «Песня жаворонка».
Как известно голос — самый совершенный инструмент. Поют не только люди, но и птицы. Следующая музыкальная ступень называется «Певчие птицы». Перечислите каких ещё певчих птиц вы знаете?
Уже звучит нота «фа» - это значит, что вы успешно прошли и это испытание.
А сейчас я приглашаю вас в музыкальный лес. Но прежде хочу вас предупредить, что вернуться обратно мы сможем только тогда, когда узнаем всех музыкальных птиц и разгадаем кроссворд. Так пожелала нота «соль». Если вы не испугались, нам пора отправляться. А я уже слышу первые звуки музыки.
1.
В русской народной лирике образ этой птицы занимает очень большое место и часто символизирует одиночество и тоску, это вольная пташка, верный крылатый друг, символ ласки и нежности. Алябьев, находясь в заточении, не мог не увидеть в стихотворении Дельвига прощание с близким другом, когда предстоит длительная разлука и неизвестно, увидишься ли с ним вновь.
2.
Как вы думаете, можно ли представить себе, как танцуют цыплята. Наверно, это был бы очень смешной танец. Пьеса русского композитора Модеста Петровича Мусоргского, которую он сочинил для танца цыплят, звучит звонко, отрывисто. Она словно рисует, как птенчики пищат и скачут на своих тоненьких лапках. Укажите первое слово названия музыкальной пьесы.
3.
Оперу на сюжет «Сказки о царе Салтане» написал великий русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков. Одно из самых знаменитых мест оперы – отрывок под названием «Три чуда». Вы помните, какие чудеса дарит волшебная лебедь-птица. Сейчас вы услышите, как музыка нарисует образ первого чуда. Её главную партию исполняет музыкальный инструмент флейта. У флейты – нежный, очень высокий голос. Звучит напев известной русской народной мелодии.
4.
Каждый из нас отмахивался когда-нибудь от надоедливого комара. Жужжит и жужжит, то справа, то слева, то тише, то громче. В этой пьесе композитор покажет нам, как может жужжать насекомое. Только сделает он это с помощью инструментов симфонического оркестра. Пьеса очень быстрая. Основной мотив пьесы строится на быстром повторении одних и тех же нот. Я уверена, что все узнали этого музыкального героя.
5.
Словно голубой челнок
Меж снегов растёт цветок.
Цветок очень нежный.
Ведь это - …
Для меня самыми любимыми являются первые весенние цветы. По весне, когда ещё в лесу много снега, на местах редких проталин можно видеть бледно-фиолетовые или голубые цветы. На вид они очень хрупкие, но на самом деле – единственные цветы, способные выдержать десятиградусные морозы. Существует красивая легенда о них. Когда на земле появились первые люди, вдруг выпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы. Люди увидели, сколько стойкости в этих хрупких цветах, и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили людям надежду на будущее. С тех пор этот цветок стал символом надежны на лучшие и скорейшие перемены в жизни. Именно об этом цветке у композитора П.И. Чайковского есть музыкальная пьеса.
6.
Самая-самая красивая птица, королева всех птиц знаете кто? Композитор Сен-Санса запечатлел образ этой птицы в музыке. Это самое знаменитое его произведение. Оно стало таким после того, как русский балетмейстер Михаил Фокин сделал из него балетный номер. Тех из вас, кто прочитал название этой птицы в колонке под цифрой 6 можно смело назвать знатоками классической музыки.
Наше путешествие подошло к концу. Мы перелистали страницы произведений русских писателей и познакомились с музыкой написанной композиторами к этим произведениям.
Звучащая нота «соль» возвестила о благополучном возвращении в нашу музыкальную гостиную. Надеюсь, что вам понравилось в музыкальном лесу.
Совсем скоро мы достигнем вершины, поднявшись на самую верхнюю ступень. Задания становятся не только сложнее, но и интереснее. Нас ожидает ступенька «Литература и музыка». Вам надо заполнить таблицу, вписав авторов литературных произведений и имена композиторов, написавших к ним музыку. Для некоторых ответов возможно вам понадобится обратиться к справочным материалам.
И снова звучит музыка. Ребята, кто может рассказать, что это за музыка?
Совершенно верно — это туш, пьеса фанфарного склада, исполняемая обычно во время праздников и в особо торжественных случаях. Особо торжественный случай настал. Мы с вами поднялись на самую вершину нашей музыкальной лестницы. Вы все показали себя активными, эрудированными и музыкальными. И я с большим удовольствием вручаю вам медали «Знатоков музыки».
Список используемой литературы:
Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., Книга-Инфо, 2000
Агапова И.А., Давыдова М.А. Мир музыкальных
праздников:Методические
разработки и сценарии: В 2-х кн. 1: Начальная школа.- М.: 5 за знания, 2006.
Лабунская
Г.В. Художественное воспитание детей в семье. М., 1970. - 47
с .
Поплянова
Е.М. Кто стоит на трёх ногах? Музыкальные загадки. «Композитор. Санкт-Петербург», 2004 г.
Суслова Н.В. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. М., Наука, 1980.
Хохрякова Г. Фортепиано: Возможно ли обучение без мучения? - Москва, «Классика XXI век», 2005г.