Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана
«Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»
Методические рекомендации
по организации
проектной деятельности в ДОУ
Курган 2023
Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ (структура, особенности, оформление)
Составитель:
Пшеничникова Олеся Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»
Рецензент:
Пронько Н.Н., заместитель директора по методической работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Куртамыша «Детский сад № 2 «Сказка»
Уважаемы коллеги!
Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по написанию проекта для реализации в дошкольном образовательном учреждении.
На страницах брошюры предложены методические рекомендации по написанию проекта для реализации в дошкольном образовательном учреждении. А так же готовые авторские проекты, которые будут интересны и полезны воспитателям, родителям и специалистам в ДОУ, а также это пособие поможет при организации их профессиональной деятельности.
Конфуций: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай потрогать, и я пойму»
Так ребёнок усваивает всё прочно, надолго, когда видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребёнок-маленький исследователь, который с радостью открывает для себя окружающий мир.
В примерной основной общеобразовательной программе «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.
Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов с обязательной презентацией результатов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий.
Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.
Советы воспитателю по работе над проектом
Глубоко изучить тематику проекта.
При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т.п.
Проект – это 5 «П»:
Проблема
Проектирование или планирование
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбом, макеты и др.)
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана-схемы проекта.
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта, открытое занятие.
Основные этапы метода проектов
1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.
2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:
• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);
• в каких источниках можно найти информацию (интернет, телевидение);
• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);
• с какими предметами научиться работать для достижения цели.
3. Выполнение проекта – практическая часть.
4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОУ
- Творческие (после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника).
- Исследовательские (дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок).
- Игровые (это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи).
- Информационные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
Структура проекта
Введение (пояснительная записка)
1. Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению).
2. Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична).
3. Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.).
4. Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.
5. Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат).
Алгоритм разработки проекта
Методический паспорт проекта
Разделы проекта
1. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта).
Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности.
Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь.
Этот раздел состоит из трёх этапов
I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.
II этап – основной: (примерная форма оформления)
III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.
На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы.
2. Оценка результатов и отчетность
Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат:
- мы достигли желаемого результата…
- либо мы не достигли по таким-то причинам желаемого результата....
3. Приложения. В приложение может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей).
Проект
Титульный лист
Паспорт проекта
3. Пояснительная записка (обоснование темы, суть проекта)
4.Актуальность проекта: определяя актуальность проекта, нужно раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.
5. Цель и задачи
6. Практическая значимость
7. Ожидаемые результаты: педагог должен написать и о том, какого результата он хочет достичь. При написании прогнозируемых (ожидаемых) результатов нужно выделить разные стороны: Какой должен быть эффект от внедрения проекта? Что будет создано педагогами, детьми, родителями (участниками проекта)?
8. Принципы проекта
9. Основные методы реализации проекта
10. Материально-технические ресуры
11. Этапы реализации проекта: раздел «Этапы реализации проекта» включает в себя определение этапов проекта (подготовительный, практический, аналитический) с детальным содержанием каждого этапа и распределением функций реализации проекта.
Этапы проекта должны включать подробное описание мероприятий проводимых на каждом этапе с указанием сроков и задач каждого этапа, а также ответственного за проведение каждого мероприятия.
12. Эффективность реализации проекта и результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Необходимо описать критерии оценки эффективности реализации проекта.
Описывая систему оценки эффективности реализации оздоровительного проекта, педагог должен ответить на следующие вопросы: Какие изменения в детях, их физическом и психическом состоянии могут произойти в результате реализации проекта, и как педагог будет их фиксировать? С помощью чего он будет определять, эффективен ли его проект? Достигаются ли планируемые результаты в «приращении» функциональных и личностных качеств воспитанников?
Перспектива развития проекта
Автор проекта должен прописать возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указать ресурсы для дальнейшего продолжения проекта.
14. Список используемой литературы
15. Приложения
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»
Курган 2022
Семейный проект
«Надо с детства закаляться и зарядкой заниматься!»
Вид проекта: индивидуально-творческий.
Тип проекта: познавательно-игровой.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель: Пшеничникова О.А., родители воспитанников данной группы.
Девиз проекта: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»
Продолжительность: краткосрочный.
Сроки реализации проекта: 3 недели (сентябрь-октябрь 2022г)
Актуальность проекта заключается в недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста, невнимании родителей к здоровому образу жизни в семье, недостаточной осведомленности родителей о важности физического воспитания детей.
В связи с проблемами со здоровьем детей, их физическое воспитание становиться актуальным как никогда. Если ребенок получает физические нагрузки только на занятиях в детском саду, то этих нагрузок может оказаться недостаточно.
Каждое утро многие их нас выполняют зарядку, но некоторые без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы ее не делать вообще. Мы редко задумываемся над тем, зачем мы делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы прививать интерес и любовь детей к систематическому выполнению утренней зарядки.
Цель: повышение стремления родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.
Задачи:
Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни и повышать значимость закаливания, занятий зарядкой через взаимодействие с семьями воспитанников с использованием
здоровьесберегающих
технологий.
Повышать компетентность родителей в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья дошкольников.
Составить комплексы утренней зарядки и определить, как влияет утренняя зарядка на детей.
Доказать необходимость утренней зарядки и научиться правильно выполнять утреннюю зарядку.
Прививать интерес и любовь детей к систематическому выполнению утренней зарядки.
Укреплять межличностные отношения в семье и пропаганда семейных ценностей.
Проблема: способствует ли утренняя зарядка организованному началу дня, улучшению самочувствия и настроения у ребенка.
Ожидаемый результат:
1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.
2. Овладение навыками самооздоровления. Способствование воспитанию интереса ребенка к систематическому выполнению физических упражнений через проведение утренней гимнастики дома.
3. Снижение уровня заболеваемости.
Этапы проекта
Подготовительный этап (1 неделя):
- выявление проблемы,
- обсуждение актуальности данной темы с родителями воспитанников,
- определение задач,
- изучение информационных потребностей родителей в данном вопросе,
- обсуждение организации и реализации проекта (план).
Основной этап (2 недели):
-привитие интереса детей к систематическому выполнению утренней зарядки через организованную деятельность с детьми («Веселые старты», игры и соревнования),
- работа с родителями (беседы, конкурсы, составление комплекса утренней зарядки).
Заключительный этап (1-2 дня) – презентация – отчёт о проекте.
План реализации проекта
Итоги проекта: по результатам всей проделанной работы был сделан вывод, что через утреннюю зарядку можно не только физически развиваться, закаляться и прививать интерес к занятиям спортом, но повышать работоспособность ребенка вовремя всего дня.
В дальнейшем мы будем продолжать начатую работу, дополнять нашу картотеку утренней гимнастики и укреплять своё здоровье.
Литература
Веракса
Н. Е.,
Веракса
А. Н.
Проектная
деятельность дошкольников. Пособие для
педагогов
дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.
Образовательные
проекты в детском саду
. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. –
(Дошкольное воспитание и развитие)
.
Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: метод рекомендации / авт.
-с
ост. О. Л.
Гильманова
, Н. Я.
Гомоюнова
. – Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015.-4
Глушкова Г. В. "
Физкульт
- Ура! ". Помощь родителям в физическом воспитании детей // Ребенок в
дет
.с
аду
. – 2004. - N 2. - С. 37-43
Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика для детей 5-7 лет // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 6. - С. 28-32
Интернет ресурсы:www.maam.ru;www.o-detstve.ru; www.nsportal.ru