* {font-family: Liberation Serif; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Кургана

«Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»

Методические рекомендации

по организации

проектной деятельности в ДОУ

Курган 2023

Методические рекомендации по организации проектной деятельности в ДОУ (структура, особенности, оформление)

Составитель:

Пшеничникова Олеся Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»

Рецензент:

Пронько Н.Н., заместитель директора по методической работе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Куртамыша «Детский сад № 2 «Сказка»

Уважаемы коллеги!

Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по написанию проекта для реализации в дошкольном образовательном учреждении.

На страницах брошюры предложены методические рекомендации по написанию проекта для реализации в дошкольном образовательном учреждении. А так же готовые авторские проекты, которые будут интересны и полезны воспитателям, родителям и специалистам в ДОУ, а также это пособие поможет при организации их профессиональной деятельности.

Конфуций: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомнюдай потрогатьи я пойму»

Так ребёнок усваивает всё прочно, надолго, когда видит и делает сам. Поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы в детском саду, ведь каждый ребёнок-маленький исследователь, который с радостью открывает для себя окружающий мир.

В примерной основной общеобразовательной программе  «От рождения до школы» проектная деятельность заявлена как форма организации образовательной деятельности и основана на тематическом принципе построения образовательного процесса.

Проект – это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов – система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов с обязательной презентацией результатов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий.

Проектное обучение можно представить как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии с окружающей средой, поэтапную практическую деятельность по достижению поставленной цели.

Советы воспитателю по работе над проектом

Глубоко изучить тематику проекта.

При составлении совместного плана с детьми по реализации проекта поддерживать детскую инициативу.

Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта.

Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей.

Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания, с опорой на детский личный опыт.

Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

Соблюдать принципы последовательности и регулярности в работе над проектом.

В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

Творчески подходить к реализации проекта, ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества

Заключительный этап проекта следует тщательно готовить и проводить в виде праздника, шоу, театрализованного действа и т.п.

Проект – это 5 «П»:

Проблема

Проектирование или планирование

Поиск информации

Продукт

Презентация

Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбом, макеты и др.)

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта

1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.

2. Разработка плана достижения цели (воспитатель обсуждает план с родителями).

3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.

4. Составление плана-схемы проекта.

5. Сбор, накопление материала.

6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.

7. Домашние задания для самостоятельного выполнения.

8. Презентация проекта, открытое занятие.

Основные этапы метода проектов

1. Целеполагание: педагог помогает ребенку выбрать наиболее актуальную и посильную для него задачу на определенный отрезок времени.

2. Разработка проекта – план деятельности по достижению цели:

• к кому обратиться за помощью (взрослому, педагогу);

• в каких источниках можно найти информацию (интернет, телевидение);

• какие предметы использовать (принадлежности, оборудование);

• с какими предметами научиться работать для достижения цели.

3. Выполнение проекта – практическая часть.

4. Подведение итогов – определение задач для новых проектов.

Виды проектов в ДОУ

- Творческие (после воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника).

- Исследовательские (дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок).

- Игровые (это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи).

- Информационные (дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

Структура проекта

Введение (пояснительная записка)

1. Постановка проблемы (объясняет, почему возникла необходимость в выполнении проекта, для чего нужен этот проект детям, воспитателям, дошкольному учреждению).

2. Цель проекта (должна быть понятна, конкретна, реалистична).

3. Задачи (конкретные шаги для достижения цели (что, как и где может измениться, как будет измеряться, на какую аудиторию направлен проект и т.д.).

4. Методы и формы работы, направленные на реализацию задач проекта.

5. Ожидаемые результаты (что необходимо получить для выполнения поставленных задач, количественный и качественный результат).

Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде

Формирование задач, накопление информации.

Выбор и обоснование критерия успеха

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности

Наблюдение. Консультации

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка

Защита проекта. Участие в коллективной оценке  результатов проекта

Методический паспорт проекта

Наименование проекта (тема)

Название для реализации в условиях дошкольного образовательного учреждения общего типа.

Вид проекта

1. Исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна.

2. Ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы).

3. Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.).

4. Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

Разработчик проекта

Ф.И.О. руководителя проекта. Кто отвечает за организацию деятельности соисполнителей и конечный результат?

Основные участники проекта

Участниками могут быть педагоги, дети, родители. На кого рассчитан проект? Кому предназначен проект?

Например, дети подготовительной группы, родители воспитанников.

Обязательно указать, на какой возраст детей рассчитан проект.

Цель проекта

Основные задачи проекта

Сроки реализации проекта

краткосрочные (1-3нед);

средней продолжительности (до 1 мес.);

долгосрочные (до 1 года);

Ожидаемые результаты реализации проекта

- чтобы дети узнали…

- чтобы дети сблизились…

- чтобы родители были вовлечены..

Критерии эффективности проекта

Основные принципы проекта

Нормативно-правовая база проекта

Обеспечение проекта:

материально-техническое

Учебно-методическое

Разделы проекта

1. План-график мероприятий (деятельность в рамках проекта).

Описывается организация работы по проекту. Из раздела должно быть понятно, кто и как будет осуществлять действия, в какой последовательности.

Должно быть прописано, как планируется достижение результата и почему выбран именно этот путь.

Этот раздел состоит из трёх этапов

I этап – предварительный: мониторинг знаний детей, анкетирование родителей, изучение литературы, подготовка материала и т.д.

II этап – основной: (примерная форма оформления)

 

Дата

Работа с детьми

Работа с родителями

Совершенствование предметно-развивающей среды

 

 

 

 

 

III этап – заключительный: подведение итогов работы по проекту.

На этом этапе планируются итоговые мероприятия: НОД, развлечения, викторины, конкурсы.

2. Оценка результатов и отчетность

Из данного раздела должно быть ясно, достигнет ли проект цели и как будет контролироваться результат:

- мы достигли желаемого результата…

- либо мы не достигли по таким-то причинам желаемого результата....

3. Приложения. В приложение может быть вынесен материал, который прошел в рамках деятельности проекта (конспекты совместной деятельности с детьми, планы развлечений, бесед с детьми, сценарии проведения мероприятий, анкеты для родителей).

Проект

Титульный лист

Паспорт проекта

3. Пояснительная записка (обоснование темы, суть проекта)

4.Актуальность проекта: определяя актуальность проекта, нужно раскрыть в актуальности необходимость рассмотрения данного вопроса. Желательно закончить формулировкой противоречия.

5. Цель и задачи

6. Практическая значимость

7. Ожидаемые результаты: педагог должен написать и о том, какого результата он хочет достичь. При написании прогнозируемых (ожидаемых) результатов нужно выделить разные стороны: Какой должен быть эффект от внедрения проекта? Что будет создано педагогами, детьми, родителями (участниками проекта)?

8. Принципы проекта

9. Основные методы реализации проекта

10. Материально-технические ресуры

11. Этапы реализации проекта: раздел «Этапы реализации проекта» включает в себя определение этапов проекта (подготовительный, практический, аналитический) с детальным содержанием каждого этапа и распределением функций реализации проекта.

Этапы проекта должны включать подробное описание мероприятий проводимых на каждом этапе с указанием сроков и задач каждого этапа, а также ответственного за проведение каждого мероприятия.

12. Эффективность реализации проекта и результаты-продукты, и результаты-эффекты должны быть измеримы. Степень достижения поставленных целей и задач - количественная и качественная оценка результатов. Необходимо описать критерии оценки эффективности реализации проекта.

Описывая систему оценки эффективности реализации оздоровительного проекта, педагог должен ответить на следующие вопросы: Какие изменения в детях, их физическом и психическом состоянии могут произойти в результате реализации проекта, и как педагог будет их фиксировать? С помощью чего он будет определять, эффективен ли его проект? Достигаются ли планируемые результаты в «приращении» функциональных и личностных качеств воспитанников?

Перспектива развития проекта

Автор проекта должен прописать возможность дальнейшего продолжения проекта, расширение территории, контингента участников, организаторов, возможность развития содержания и т. д. Указать ресурсы для дальнейшего продолжения проекта.

14. Список используемой литературы

15. Приложения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Кургана «Детский сад комбинированного вида № 138 «Дюймовочка»

Курган 2022

Семейный проект

«Надо с детства закаляться и зарядкой заниматься!»

Вид проекта: индивидуально-творческий.

Тип проекта: познавательно-игровой.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель: Пшеничникова О.А., родители воспитанников данной группы.

Девиз проекта: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Продолжительность: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 3 недели (сентябрь-октябрь 2022г)

Актуальность проекта заключается в недостаточности знаний родителей о физических навыках и умениях детей данного возраста, невнимании родителей к здоровому образу жизни в семье, недостаточной осведомленности родителей о важности физического воспитания детей.

В связи с проблемами со здоровьем детей, их физическое воспитание становиться актуальным как никогда. Если ребенок получает физические нагрузки только на занятиях в детском саду, то этих нагрузок может оказаться недостаточно.

Каждое утро многие их нас выполняют зарядку, но некоторые без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы ее не делать вообще. Мы редко задумываемся над тем, зачем мы делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.

Актуальность проекта состоит в том, чтобы прививать интерес и любовь детей к систематическому выполнению утренней зарядки.

Цель: повышение стремления родителей использовать двигательную деятельность с детьми для формирования основ здорового образа жизни.

Задачи:

Воспитывать ценностное отношение к здоровому образу жизни и повышать значимость закаливания, занятий зарядкой через взаимодействие с семьями воспитанников с использованием

здоровьесберегающих

технологий.

Повышать компетентность родителей в вопросах укрепления и сохранения физического и психического здоровья дошкольников.

Составить комплексы утренней зарядки и определить, как влияет утренняя зарядка на детей.

Доказать необходимость утренней зарядки и научиться правильно выполнять утреннюю зарядку.

Прививать интерес и любовь детей к систематическому выполнению утренней зарядки.

Укреплять межличностные отношения в семье и пропаганда семейных ценностей.

Проблема: способствует ли утренняя зарядка организованному началу дня, улучшению самочувствия и настроения у ребенка.

Ожидаемый результат:

1. Осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

2. Овладение навыками самооздоровления. Способствование воспитанию интереса ребенка к систематическому выполнению физических упражнений через проведение утренней гимнастики дома.

3. Снижение уровня заболеваемости.

Этапы проекта

Подготовительный этап (1 неделя):

- выявление проблемы,

- обсуждение актуальности данной темы с родителями воспитанников,

- определение задач,

- изучение информационных потребностей родителей в данном вопросе,

- обсуждение организации и реализации проекта (план).

Основной этап (2 недели):

-привитие интереса детей к систематическому выполнению утренней зарядки через организованную деятельность с детьми («Веселые старты», игры и соревнования),

- работа с родителями (беседы, конкурсы, составление комплекса утренней зарядки).

Заключительный этап (1-2 дня) – презентация – отчёт о проекте.

План реализации проекта

Мероприятие

Сроки

Результаты

1

Выявление проблемы

1-я неделя

Изучена информация о значении и пользе утренней гимнастики для физического развития детей

Занятие с детьми в группе «Надо с детства закаляться»

1-я неделя

Дети выявили в себе физические недостатки: слабость, малая выносливость, недостающая ловкость и гибкость.

Тема беседы с родителями: Устный журнал

«Здоровье - наше богатство» 

1-я неделя

Расширение представлений о здоровом образе жизни

(Родителям снять видеоролики и фото для выставки «Надо с детства закаляться и зарядкой заниматься!»)

2

Составление комплекса утренней зарядки «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

2-я неделя

Через утреннюю зарядку можно физически развиваться, закаляться и прививать интерес к занятиям спортом, повышать работоспособность ребенка во время всего дня.

Игра «Физкультура против лени»

2-я неделя

«Веселые старты».

Семейные команды

2-я неделя

Двигательная активность ребенка посредством утренней гимнастики возросла

3

Отчёт о проекте (презентация)

3-я неделя

По итогам проекта подготовлена презентация, в ней комплекс утренней гимнастики и фотовыставка «Надо с детства закаляться и зарядкой заниматься!»

Итоги проекта: по результатам всей проделанной работы был сделан вывод, что через утреннюю зарядку можно не только физически развиваться, закаляться и прививать интерес к занятиям спортом, но повышать работоспособность ребенка вовремя всего дня.

В дальнейшем мы будем продолжать начатую работу, дополнять нашу картотеку утренней гимнастики и укреплять своё здоровье.

Литература

Веракса

Н. Е.,

Веракса

А. Н. 

Проектная

 деятельность дошкольников. Пособие для 

педагогов

 дошкольных учреждений. — М.: Мозаика — Синтез, 2008. — 112 с.

Образовательные 

проекты в детском саду

. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – 

(Дошкольное воспитание и развитие)

.

Проектная деятельность дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО: метод рекомендации / авт.

ост. О. Л.

Гильманова

, Н. Я.

Гомоюнова

. – Нижний Тагил: НТФ ИРО, 2015.-4

Глушкова Г. В. "

Физкульт

- Ура! ". Помощь родителям в физическом воспитании детей // Ребенок в

дет

аду

. – 2004. - N 2. - С. 37-43

Харченко Т. Е. Утренняя гимнастика для детей 5-7 лет // Дошкольная педагогика. - 2008. - N 6. - С. 28-32

Интернет ресурсы:www.maam.ru;www.o-detstve.ru; www.nsportal.ru