* {font-family: Calibri; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} h1 {font-size: 14pt; color: #810000; font-weight: bold;} h2 {font-size: 13pt; color: #AD0101; font-weight: bold;} h3 {color: #AD0101; font-weight: bold;} h4 {color: #AD0101; font-weight: bold; font-style: italic;} h5 {color: #550000;} h6 {color: #550000; font-style: italic;} h7 {color: #404040; font-style: italic;} h8 {font-size: 10pt; color: #AD0101;} h9 {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .Заголовок 1 Знак {font-size: 14pt; color: #810000; font-weight: bold;} .Заголовок 2 Знак {font-size: 13pt; color: #AD0101; font-weight: bold;} .Заголовок 3 Знак {color: #AD0101; font-weight: bold;} .Заголовок 4 Знак {color: #AD0101; font-weight: bold; font-style: italic;} .Заголовок 5 Знак {color: #550000;} .Заголовок 6 Знак {color: #550000; font-style: italic;} .Заголовок 7 Знак {color: #404040; font-style: italic;} .Заголовок 8 Знак {font-size: 10pt; color: #AD0101;} .Заголовок 9 Знак {font-size: 10pt; color: #404040; font-style: italic;} .caption {font-size: 9pt; color: #AD0101; font-weight: bold;} .Title {font-size: 26pt; color: #232323;} .Название Знак {font-size: 26pt; color: #232323;} .Subtitle {font-size: 12pt; color: #AD0101; font-style: italic;} .Подзаголовок Знак {font-size: 12pt; color: #AD0101; font-style: italic;} .Strong {font-weight: bold;} .Emphasis {font-style: italic;} .No Spacing {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .Quote {color: #000000; font-style: italic;} .Цитата 2 Знак {color: #000000; font-style: italic;} .Intense Quote {color: #AD0101; font-weight: bold; font-style: italic;} .Выделенная цитата Знак {color: #AD0101; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Emphasis {color: #808080; font-style: italic;} .Intense Emphasis {color: #AD0101; font-weight: bold; font-style: italic;} .Subtle Reference {color: #726056; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Intense Reference {color: #726056; font-weight: bold; text-decoration: underline ; font-variant: small-caps;} .Book Title {font-weight: bold; font-variant: small-caps;} .TOC Heading {margin-top: 0; margin-bottom: 0;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .Основной текст Знак {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 14pt;} .c2 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .Body Text Indent 2 {margin-bottom: 6pt;} .Balloon Text {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;} .Текст выноски Знак {font-family: 'Tahoma'; font-size: 8pt;}

«Моделирование как средство обучения старших дошкольников составлению описательных рассказов».

Проблема развития связной речи остаётся актуальной в современной дидактике. От степени сформированности умений и навыков связной речи зависит дальнейшее развитие ребёнка и приобретение им учебных знаний в системе школьного обучения.
Связная речь занимает важное место в общении ребенка со сверстниками и взрослыми, отражает логику мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемую информацию и правильно выражать ее. Она является показателем того, насколько ребенок владеет лексикой родного языка, отражает уровень эстетического и эмоционального развития ребенка. Таким образом, связная речь – это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно. Особым видом связной речи является монолог, который понимается как связная речь одного лица, коммуникативная цель которой – сообщение о каких либо фактах, явлениях окружающей действительности.

Нарушения связной речи у старших дошкольников, выражаются в неумении удерживать в памяти последовательность содержания, являющегося планом рассказа-описания; фрагментарном запечатлении словесного материала; трудностях выделения существенных признаков предмета и перечислении их в определенной последовательности; недостаточном использованиивыразительных средств, при составлении рассказа.

По мнению психологов и педагогов, использование метода моделирования облегчает процесс формирования связной речи. В современной научной литературе моделирование рассматривается как исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей. В процессе моделирования окружающих объектов совершенствуется ориентировочная деятельность, формируются перцептивные и практические действия.

Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковойошкольный возрастэто период наиболее интенсивного становления и развития личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возрастает его речевая активность. Усвоение отвлеченного значения языковых единиц, обусловленное овладением логическими операциями обобщения, сравнения, сопоставления, абстрагирования, позволяет использовать моделирование не только для решения задач развития логического мышления дошкольника, но и для решения задач развития речи, прежде всего связной речи.

Составление рассказа-описания, оказывает разностороннее воздействие на познавательное развитие детей и формирование их речемыслительной деятельности, способствуют активизации зрительного, речеслухового и тактильного восприятия, памяти, внимания, наблюдательности. В процессе составления описательного рассказа дети учатся выделять и сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связное последовательное сообщение.

Актуальность проблемы обусловила выбор темы: Моделирование как средство обучения старших составлению описательных рассказов.

При обучении детей старшего дошкольного возраста описанию предметовнами была определена цель: показать эффективность применения метода наглядного моделирования в процессе обучения составления описательных рассказов детей.

Для достижения поставленной цели, были определены следующие задачи:

развитие умения выделять существенные признаки и основные части (детали) предметов;

формирование обобщенных представлений о правилах построения рассказа - описания предмета;

овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа.

Решая упомянутые задачи, я использую в своей работе наглядные модели разных типов – предметные, предметно-схематические и схематические. В качестве моделирования использовала схемы для составления описательных рассказов, разработанные Т.А. Ткаченко, Н.Э. Теремковой, В.К. Воробьевой, Глухова В.П.

Использованные мною схем при составлении описательных рассказов заметно облегчили овладение детьми связной речи. При составлении детьми различных рассказов-описаний я использую модели, предполагающие, с одной стороны, четкость структуры и последовательность частей текста, а с другой стороны, возможность его варьирования.

На первых этапах обучения мною были использованы предметные модели,которые представлены в виде предметных картинок, серии сюжетных картин, книжных иллюстраций, набора открыток, детских рисунков (панно или «кинофильма»), изображений на фланелеграфе или в плоскостном театре и т.п. Так при помощи предметных моделей ребенок обучается умению воспроизводить свои представления о предметах, живых объектах и явлениях, опираясь на собственный опыт их восприятия, отбираются факты для рассказа, выявляется их взаимосвязь, активизируется личный опыт детей.

В основном все дети достаточно легко усваивают предметные модели. Затем задача была усложнена и мы переходили к предметно-схематической модели., в которой существенные признаки и связи выражены с помощью изображений предметов и предметов - заместителей, графических знаков. Данный вид моделирования активно используется при работе над рассказом-описанием в пособиях Н.Э. Теремковой, Т.А. Ткаченко. (см. приложение 1)

На следующем этапе я проводила работу по усвоению схематических моделей для описания самых разнообразных предметов и явлений, наблюдаемых ребенком с детства: игрушек, посуды, одежды, времен года, овощей и фруктов – с учетом наиболее существенных с точки зрения познания характеристик. За основу браламодели разработанныеТкаченко, в которые я вносила некоторые дополнения. В качестве примера привиду схему развёрнутого описания предметов из групп «Овощи», «Фрукты».

1) Определение предмета.

2) Отличительные признаки – форма, цвет, вкусовые качества, свойства, выявляемые при тактильном восприятии; место произрастания.

3) Предназначение предмета, отнесение его к соответствующей предметной группе.(см. приложение 1)

Составляя с детьми описательные рассказы о временах года я использую предметную схему-модель предложенную Глуховым В.П.(см. приложение 1)

Схемы-модели рекомендуемые В.К. Воробьева я применяю при описании фруктов и овощей, они помогают детям строить рассказ последовательно, перечисляя признаки описываемого предмета.(см. приложение 1). Также я используюсхему-модель предложенную В.К. Воробьевапри обучении детей рассказам – сравнениям при описании-сопоставлении двух объектов. (см. приложение 1). Данная схема-модель помогает детям правильно и последовательно строить описание, ориентируясь на качества, свойства предмета, приэто при обучении детей рассказам – сравнениям при описании-сопоставлении двух объектов.

Мною была разработана система образовательных ситуаций по обучению старших дошкольников составлению рассказов-описаний используя метод наглядного моделирования.(см. приложение 2)

Данная система помогла нам развивать связную речь детей, научить их составлять описательные рассказы самостоятельно без дополнительных вопросов.

Таким образом можно сделать вывод:составляя рассказы-описания с использованием метода наглядного моделирования, дети научились: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания; формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения. Применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления, в том числе и на развитие речи - в частности связного высказывания.Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность связной речи дошкольников , как средство повышения интереса к данному виду деятельности, развития познавательной активности, мышления, воображения;  оптимизации процесса обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе. М., 2002.- 320с.

Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В. К. Воробьева. – М.:

Астрель

, 2006. – 158 с.

Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов

.

— М.: ACT:

Астрель

, 2005. – 351 с.

Малетина

, Н.

Моделирование в описательной речи детей с общим недоразвитием речи [Текст] / Н.

Малетина

, Л. Пономарева // Дошкольное воспитание. – 2004. – № 6., - с. 64-68.

Ткаченко, Т.А.

Использование схем в составлении описательных рассказов [Текст] / Т.А. Ткаченко // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 10. -16с.

Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова, Е. М. Струнина. – М.:

Владос

, 2004. – 287 с.

Штофф

, В.А. Моделирование и философия [Текст]

/ В.А.

Штофф

.

–М

.: Наука, 2006. -302с.

Приложение 1

Рисунок 1 - Образец предметно-схематической модели для составления описательного рассказа «Цветы» (по Теремковой Н.Э., Ткаченко Т.А.)

Рисунок 2 – Схема описания и сравнения игрушек (автор Т.А.Ткаченко)

Рисунок 3 - Образец предметной схемы-модели для составления описательного рассказа «Времена года» (по Глухову В.П.)

Рисунок 4 - Сенсорная схема-модель при обучении дошкольников описательного рассказа по теме «Фрукты» (автор В.К. Воробьева)

Рисунок 5 - Образец схемы модели для составления сравнительного описательного рассказа

Приложение 2

Тематическое планирование непосредственно образовательной деятельности

ФЕВРАЛЬ

1.Речевое развитие. Образовательная ситуация «Посуда»

- активизировать словарь по теме «Посуда»; словарь антонимов;

- учить детей правильно образовывать имена существительные с помощью суффикса-ниц- со значением вместилища (посуды);

- учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

- учить детей составлять рассказы-описания предметов посуды с опорой на картинный план;

- развивать у детей связную речь, произвольное внимание, логическое мышление.

2.Речевое развитие. Образовательная ситуация «Профессии пап»

- учить детей составлять описательные рассказы о людях разных профессий, используя план-схему;

- продолжать учить составлению и употреблению в речи сложноподчинённых предложений;

- учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;

- упражнять в употреблении в речи существительных в дательном падеже; глаголов будущего времени; в подборе слов-действий;

- закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи;

3.Речевое развитие. Образовательная ситуация «Транспорт»

- активизировать словарь по теме «Транспорт»; словарь антонимов;

- учить детей правильному образованию глаголов с различными приставками от глагола ехать;

- учить детей пониманию значения пословицы;

- учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

- учить детей составлять рассказы-описания о транспорте с опорой на карточки и картинный план;

- развивать связную речь, произвольное внимание, логическое мышление детей.

МАРТ

1. Речевое развитие. Образовательная ситуация «Мамин праздник»

- активизировать словарь по теме «Весна. Праздник бабушек и мам»; словарь антонимов;

- учить пониманию значений пословиц;

- учить детей правильно образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением в форме единственного числа;

- учить детей составлять рассказы по мнемотаблице;

- развивать связную речь, произвольное внимание, логическое мышление детей.

2. Речевое развитие. Образовательная ситуация «Семья»

- уточнить и систематизировать знания детей о семье, познакомить с ролевыми отношениями в семье, обязанностями членов семьи;

- закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- упражнять в составлении описательного рассказа опираясь на мнемотоблицу;

- воспитывать любовь к близким людям.

3.Речевое развитие. Образовательная ситуация «Весна»

Программные задачи:

- закрепить и расширить словарь детей по теме «Весна»;

-совершенствовать грамматический строй речи (образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, согласование существительных с прилагательными);

- упражнять детей в умении рассказывать о временах года (весна) с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;

- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы.

-развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;

- продолжать развивать связную речь, психические процессы: память, внимание, наглядно-образное мышление.

- воспитывать доброе отношение к природе, проявлять заботу о ней.

4. Речевое развитие. Образовательная ситуация «Цветы»

Программные задачи:

- расширить представление детей о цветах (об их внешнем виде, где произрастают);

- совершенствовать слоговую структуру слова;

- совершенствовать навык употребления существительных в родительном падеже единственного и множественного числа;- упражнять детей в умении составлять описательный рассказ по схеме-модели;

- закреплять общие речевые навыки, слуховое внимание;

- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;- продолжать развивать мышление, память, внимание.

АПРЕЛЬ

1. Речевое развитие. Образовательная ситуация «Рыбы»

Программные задачи:

- активизировать словарь по теме «Речные, морские и аквариумные рыбы»;

- учить детей пониманию значения пословицы;

- учить детей правильно согласовывать имена существительные с именами числительными один, два, три, пять;

- учить детей составлять рассказы-описания рыб с опорой на картинный план;

- развивать связную речь, произвольное внимание, логическое мышление детей.

2. Речевое развитие. Образовательная ситуация «Насекомые»

Программные задачи:

- познакомить детей с понятием «насекомые», уточнить названия, внешние признаки, их строение;

- упражнять в составлении предложений с предлогами;

- образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

- учить детей составлять рассказы-описания о насекомых с опорой на карточки и картинный план;

- развивать словарь по данной теме, внимание и память.

3. Речевое развитие. Образовательная ситуация «Дикие животные»

Программные задачи:

- уточнить знания детей о животных; знать названия, их внешние признаки, как передвигаются, чем питаются, где живут и т.д.;

- образовывать сложные прилагательные, притяжательные прилагательные, существительные с помощью суффикса ищ, подбор слов-антонимов;

- согласовывать числительные с существительными;

- упражнять в составлении описательного рассказа о диких животных с опорой на план-схему.

4. Речевое развитие. Образовательная ситуация «Животные жарких и холодных стран»

Программные задачи:

- закрепить представления детей о внешнем виде, жизни, повадках лесных и северных медведей;

- учить составлять сравнительный рассказ- описание о животных с опорой на карточки-схемы;

- учить детей отгадывать загадки. Формировать грамматически правильную речь и звукопроизношение;

- развивать эмоциональную отзывчивость, логическое мышление; - учить внимательно слушать педагога и ответы других детей, не перебивать товарища.