* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;}

Моя педагогическая философия

Моя педагогическая философия… Философия… Странно, вопреки всем законам русского языка рука так и просит поставить после этого слова три закрывающие скобочки )))… Хочется хоть на мгновенье отвлечься от его серьезности и вечной мудрости и сконцентрироваться на простом и понятном - «моя».

В детстве от своего дедушки, учителя, педагога по призванию, талантливого художника, я не раз слышала рассуждения о том, что выбирая педагогическую профессию важно любить детей и видеть в них талант.

Оглядываясь в то счастливое и беззаботное время, я понимаю, как много дали мне эти разговоры по душам. Пожалуй, именно они заложили основу, фундамент всей моей педагогической деятельности. Дедушка не просто любил меня, как любят своих внуков, он, действительно,видел во мне таланты, поддерживал меня, помогал раскрыться. Он не был моим учителем. Он навсегда остался моим наставником.

Наверное, именно таким и должен быть наставник. Да что там, давайте будем честными сами с собой… Таким должен быть каждый учитель, каждый педагог.

Мы расцветаем, когда чувствуем, что нас любят; стремимся идти вперед, когда нас поддерживают; хотим узнавать новое, когда нам умело приоткрывают двери в мир интересного и непознанного. Мы стремимся быть лучше, когда видим перед собой достойный пример. Уроки наставника – это уроки на всю жизнь. А их результаты – не знания и навыки «в моменте», а нечто вошедшее в тебя однажды, осознанное, принятое, испытанное временем и оставшееся навсегда.

В моей жизни было немало хороших учителей. Наставников – мало. Но именно они стали для меня своеобразным маяком в море педагогических постулатов Они казались мне непогрешимыми, мудрыми, справедливыми, строгими и очень человечными. Понимая, как много я у них беру, я хотела отдавать, возвращать в этот мир, столько же, если не больше… Я хотела так же входить в класс и чувствовать, как тянутся ко мне ученики, понимать, что им интересно со мной, видеть, как они на моих занятиях становятся взрослее, мудрее, узнают что-то новое. Это желание с годами не пропало.

И да, я люблю детей. И верю, что каждый из них талантлив.

Я убеждена, что ни знания, ни культуру, ни стремление к познанию и самосовершенствованию невозможно навязать, «привить» наставлениями и беседами, даже самыми продуманными и профессионально просчитанными.

Работает личность. Пример.

Будь таким, каким хочешь видеть своих учеников. Желаешь им успеха – будь успешным в своем деле, настоящим профессионалом. Хочешь, чтобы они знали материал – учись сам, пусть они видят: учиться в течение всей жизни – это здорово, быть интересным, знающим человеком – круто! Хочешь, чтобы они социализировались, умели общаться – иди на контакт, не прячься за 45 минут. Живи у них на глазах, оставляя личное – личным... Ищи новое, удивляйся – и твои ученики будут любознательны и открыты новому. Живи своим делом. Не отбывай урок как наказание, не считай время, посвященное работе, академическими часами, общайся, играй, удивляй – и твои ученики будут искать себе дело по душе. Просто потому, что увидят: так можно! Можно любить свою работу и не жалеть о потраченном на нее времени.

У меня удивительная профессия. Я педагог дополнительного образования. И моя педагогическая философия здесь естественна, органична и, пожалуй, незыблема (если, конечно, все эти определения в принципе применимы к понятию «философия»). Это удивительная работа, в моем случае, прочно связанная с игрой. Вечный поиск собственных ответов на вопросы «что?», «где?», «когда?», логика, интуиция, радость открытий, работа в дедлайне, в команде, принятие решений, ответственности, контроль эмоций, финальное - «ваш ответ» и новое «да как так»… Здесь есть все, что необходимо современному человеку в нашем быстроменяющемся мире.

Я готовлюсь к занятию, выкладываюсь на «все сто», кажется, отдаю всю себя. А в конце занятия, попрощавшись с детьми, чувствую себя наполненной новой энергией, новыми идеями, новыми чувствами. Я чему-то научилась у детей сегодня. Чему-то их научила… Была ли я сегодня для них примером? Наставником? Если зацепила хотя бы одного, день прожит не напрасно.

Этот год официально объявлен в стране «Годом педагога и наставника». Но что значит год в сравнении с жизнью. А ведь нам так необходимо на протяжении всей жизни встречать людей, на которых почему-то хочется равняться. Да, мы уже большие корабли, но и нам, даже в век навигаторов, так нужны маяки.