«НАРОДНАЯ ИГРУШКА, КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ИНТЕГРАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
И.В. Мамедова
ГБДОУ детский сад № 50
Адмиралтейского района
г. Санкт-Петербург
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».
В. А. Сухомлинский
Одним из ведущих направления деятельности с детьми в нашем учреждении является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Это направление реализуется через различные виды деятельности, но самым основным, конечно же, является игра.
Основной атрибут игровой деятельности – игрушка. Игрушка предназначена для радости и гармоничного развития ребенка. Чтобы донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, педагог знакомит детей с национальными традициями и обычаями, с художественной литературой и музыкой, изобразительным искусством русского народа и с народной игрушкой.
Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна. Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития. Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку, знакомят с историей, культурой и традициями русского народа.
В основу нашего проекта легла идея нравственно-патриотического воспитания и интегративного развития детей через национальную игрушку – русскую матрёшку.
Проект «Кукла славная – матрешка»
Классификация проекта: комплексный
Тип проекта: средней продолжительности (январь-май)
Возраст воспитанников: младший дошкольный возраст
Актуальность темы:
Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.
Цель проекта: Создать условия для организации совместной деятельности взрослого и детей, а также самостоятельной игровой деятельности, направленной на полноценное всестороннее развитие и воспитание ребенка, через знакомство детей с народной игрушкой (русской матрешкой).
Задачи:
- Знакомить детей с народной игрушкой (русской матрешкой), историей создания матрешки;
- Формировать представление о многообразии матрешек, освоить некоторые классические художественные элементы росписи матрёшки;
- Формировать интерес и любовь к народному творчеству, умение внимательно рассматривать и обыгрывать народную игрушку;
- Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки;
- Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности;
- Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности;
- Развивать и пополнять активный словарь детей;
- Воспитывать у детей бережное отношение к народной игрушке, как культурному наследию русского народа.
- Повышать педагогическую культуру родителей.
В рамках проекта использовались формы работы с детьми:
- Беседы;
- Наблюдение;
- Игры - экспериментирования;
- Настольные игры;
- Создание игровых проблемных ситуаций;
- Игры (настольные, дидактические, подвижные)
- Рассматривание иллюстраций;
- Познавательная деятельность;
- Продуктивная деятельность;
- Музыкальная деятельность.
В рамках проекта использовались формы работы с родителями:
- Анкетирование;
- Индивидуальные беседы и консультации;
- Наглядная информация: консультации «Роль матрёшки в развитии ребёнка»,», «В какие игры можно играть с матрешками».
- Буклет «Народная игрушка – матрёшка»
- Помощь в оформлении выставки «Матрешки бывают разные»;
- Помощь в изготовлении книжки-малышки про матрешку;
- Мастер-класс «Веселые матрешки»;
Презентация проекта:
На начальном этапе мы изучили разнообразную методическую литературу по теме, затем провели анкетирование родителей на тему «Русская народная игрушка – матрешка», чтобы выяснить знания родителей о русской народной игрушке – матрешке, играют ли дети в матрешку дома, и как родители оценивают развивающий потенциал этой народной игрушки в жизни ребёнка, составили подробный план реализации проекта.
Чтобы пробудить интерес у детей к теме проекта им был задан вопрос «Кто такая Матрёшка?». После этого началась основная работа над проектом.
В проекте интегрируются все виды совместной деятельности с детьми: коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, продуктивная (рисование, лепка, аппликация), музыкальная и двигательная.
В познавательном развитии шла работа по формированию представлений о возникновении народной игрушки – матрешки. С применением разработанного лэпбука «Матрешка», разнообразных дидактических игр, сделанных нами, мы развивали сенсорный опыт, внимание, мелкую моторику, память, математические представления детей. Проводилась также опытно-экспериментальная деятельность «Тонет – не тонет», «Легкая-тяжелая», «Твердая – мягкая».
Дети познакомились с художественными произведениями С. Маршак «Восемь кукол деревянных, круглолицых и румяных…», В. Приходько «Матрешка на окошке» и другими, которые помогло раскрыть внешнюю красоту матрешки, а также воспитывать бережное отношение к ней.
Содержание образовательной области «художественно эстетическое развитие» в проекте направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне матрешки.
В ходе занятий по рисованию дети познакомились с цветовой гаммой росписи матрешек, некоторыми художественными элементами.
В лепке продолжили развитие интереса к украшению вылепленной матрешки.
Мы развивали интерес к аппликации, усложняя её содержание и расширяя возможности, создавая разнообразие изображений при наклеивании узора.
В конструировании мы строили домики для матрешки, мебель для матрешек. Дети научились проявлять активность и творчество, выявляя эмоциональный отклик на предложение рисовать, лепить и наклеивать.
На музыкальных занятиях дети познакомились с песнями, играми, хороводами с матрешкой. А к празднику 8 марта был подготовлен танец с платочками «Матрешки».
На физкультурных занятиях дети играли в подвижные игры «Доползи до матрешки», «Бегите к матрешке», «Прячем матрешку».
Между занятиями проводились различные физкультминутки, пальчиковые разминки по теме: «В гости к нам пришла Матрешка» и т.п.
Кроме того, дети играли в сюжетно-ролевые игры: «Напои матрешку чаем» и «В гости к нам пришла матрешка»;
Для родителей, как полноправных участников образовательного процесса, мы разработали консультации: «Роль матрёшки в развитии и воспитании ребёнка», «В какие игры можно играть с матрешками», изготовили буклет: «Народная игрушка - матрёшка».
Родители активно участвовали в проекте группы, старались закреплять знания, полученные детьми в детском саду. Совместно с родителями была создана выставка «Матрешки бывают разные».
Кроме того, с родителями и детьми был проведен мастер-класс «Веселые матрешки», на котором, используя разные художественные техники и элементы декоративно-прикладного искусства были расписаны шаблоны матрешек.
Благодаря родителям был создан итоговый продукт нашей проектной деятельности книжка-малышка «Матрешки».
По итогу проекта можно отметить следующие результаты:
- Повышение познавательного интереса к русскому народному искусству и русской народной игрушке – матрёшке, расширились представления об этом народном промысле, истории его возникновения;
- Приобретение детьми навыков пользования игрушкой и различными способами игр с матрешкой;
- Обогащение сенсорного опыта (основные цвета, оттенки цветов, размер);
- Пополнился словарный запас детей;
- Дети приобрели умения и навыки исследовательской деятельности: искать и собирать информацию, анализировать, систематизировать и делать выводы, появились навыки взаимовыручки, поддержки и тесного общения со взрослыми и сверстниками;
- Обновилась развивающая предметно-пространственная среда группы, создан лэпбук, различные дидактические игры, пополнился демонстрационный материал;
- Улучшились партнерские взаимоотношения с родителями воспитанников, повысилось понимание родителями развивающего и воспитательного потенциала матрешки. Многие родители приобрели матрешек, чтобы дети играли с ними дома.
Таким образом, можно сделать вывод, что матрёшка – это универсальный инструмент для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста, знакомство с которой будет способствовать приобщению детей к истокам русской народной культуры и развитию интереса к игрушкам старины.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу по знакомству детей с народными игрушками, используя полученный опыт и приобретая новые знания, изучая новые образовательные технологии.