ГОБОУ ?Вечерняя школа?
филиал-4





Внеклассное мероприятие
?Отцы и дети?

(в рамках общешкольного конкурса среди классных руководителей на лучшую методическую разработку мероприятия по воспитанию правовой культуры среди обучающихся)



Разработала:
Гаврилова Ирина Юрьевна, 
учитель русского языка 
и литературы

Возраст учащихся:
18-30 лет









г. Валдай
2024 год




Пояснительная записка.

В рамках общешкольного конкурса среди классных руководителей на лучшую методическую разработку мероприятия по воспитанию правовой культуры среди обучающихся в филиале школы прошло внеклассное мероприятие ?Отцы и дети?. 
Цель данного мероприятия: правовое регулирование  спорных вопросов в отношениях между родителями и детьми.
В современном российском обществе вопросы права вызывают огромный интерес.  И это не случайно. В условиях рыночных отношений человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в коллективе, обществе, семье, бизнесе.
Правовое воспитание является одним из важных условий формирования правовой культуры и законопослушного поведения человека в обществе. Одним из важнейших средств правового воспитания является юридическая ответственность.
Государством установлены определённые меры ответственности за те или иные правонарушения.
Воспитание правовой культуры и законопослушного поведения обучающихся нужно рассматривать как фактор проявления правовой культуры личности. 
К элементам правовой культуры личности относится:
- знание основных предписаний, 
- понимание принципов права, 
- глубокое уважение к праву, законам, законности и правопорядку,
- убеждённость в необходимости следования их требованию, 
- активная жизненная позиция в правовой сфере,
- умение реализовывать правовые знания в процессе правомерного социально-активного поведения. 
Необходимо уделить внимание понятиям ?доброта?, ?порядочность?, вопросам морали, морального облика, кодекса чести.
В последние годы выросла проблема неблагополучных семей, отказа родителей от выполнения своих обязанностей по отношению к детям, выполнения юридических обязанностей детей к родителям. Это является сигналом о кризисе семьи и семейных отношений как института современного общества.
Данное мероприятие нацелено не только на умение разрешать конфликтные ситуации в семье, судебное урегулирование спорных вопросов, но и на воспитание взаимоуважения между родителями и детьми.
Мероприятие рассчитано на один час.
При подготовке использовалась нормативно-правовая база:
- Семейный Кодекс Российской Федерации (29.12.1995г.),
- Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948г.),
- Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20.11.1989г.).
Форма проведения: деловая игра.
Ожидаемые результаты:
-овладение системой знаний в области прав и законов, умение пользоваться этими знаниями;
- уважение и соблюдение прав и законов;
- жить по законам морали и государства;
- быть законопослушным;
- быть толерантным во всех областях общественной жизни;
-осознание нравственных ценностей жизни: ответственность, честность, долг, справедливость, правдивость;
- умение критически анализировать проблемные ситуации, делать правильный выбор, как с правовой, так и с моральной точки зрения.






















Внеклассное мероприятие  ?Отцы и дети?.

Цель: правовое регулирование  спорных вопросов в отношениях между родителями и детьми.

Задачи:
- формирование представлений о семейных ценностях;
- формирование уважения к членам семьи, воспитание семьянина, любящего своих родителей;
- формирование у учащихся понимания сущности основных социальных ролей сына – мужа – отца;
- развитие умения находить выход из проблемной ситуации.

Форма проведения: деловая игра.

Направление: Семейное право. Права и обязанности родителей и детей.

Подготовительная работа:
- распределение ролей среди учащихся,
- подбор юридической литературы,
- оформление кабинета.

Эпиграф: ?К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои дети относились к тебе?.   Сократ


Ход мероприятия:

Организационный момент.
а). Статистические данные:
30% детей рождаются вне брака;
14% детей воспитываются в неполной семье;
276000 родителей состоят на учёте в полиции;
35000 заявлений о лишении родительских прав рассматривается ежегодно;
34000 заявлений о взимании алиментов на содержание ребёнка (ежегодно);
17000 заявлений о взимании алиментов на содержание родителей (ежегодно). 
б). Озвучивание конкретной ситуации:
Гражданин А (отец, 62 года) подал иск на взимание алиментов с гражданина Б (сын, 30 лет). Отец не занимался воспитанием и содержанием сына, не проживал в семье, с матерью разведён. Не был лишён родительских прав. Долгое время находился в местах лишения свободы, не работал.

в). Постановка целей перед классом.

Обыгрывание ситуации ?Судебное заседание?.
Судья: 
Слушается дело по рассмотрению иска гражданина А к гражданину Б на взимание алиментов.
Адвокат гражданина А: 
Согласно статье 87 ?Обязанности совершеннолетних детей по содержанию родителей? главы 13 ?Алиментные обязательства родителей и детей? Семейного Кодекса РФ трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных нуждающихся в помощи родителей и заботиться о них. Гражданин Б является единственным сыном  гражданина А, материально обеспечен, имеет недвижимость. Истец выступает с заявлением о взимании алиментов на своё содержание и обеспечении жилплощадью, так ка сам является нетрудоспособным, нуждается в ежемесячном материальном пособии.
Адвокат гражданина Б:
Гражданин А, являясь отцом гражданина Б, не выполнял своих родительских обязанностей по отношению к ребёнку (глава 12 ?Права и обязанности родителей? Семейного Кодекса РФ):
- не обеспечивал материально;
- не занимался его воспитанием;
- не проявлял интереса к судьбе ребёнка на протяжении 27 лет;
- не проживал с ними.
На все данные эпизоды  я предоставляю документальные подтверждения: справка из паспортного стола, квитанции, свидетели (соседи, учителя школы). Просим отклонить иск гражданина А.
Судья:
Рассмотрев материалы дела, выслушав аргументы сторон, Суд принял решение:
- удовлетворить иск гражданина А в части материального обеспечения;
- в части имущественного требования отказать.

Работа в группах.
Группа 1 – согласны с решением суда.
Группа 2 – не согласны с решением суда.
Анализ юридической литературы по данному вопросу (работа с приложением 1 (Права и обязанности родителей) и приложением 2 (Алиментные обязательства родителей и детей)), подготовка представителей от групп, обоснование своей позиции.

Выступление представителей групп.
Группа 1: 
Мы согласны с решением суда. Права и обязанности родителей по содержанию и воспитанию детей ложатся на них с момента рождения ребёнка. Но и ребёнок, достигший  совершеннолетия, обязан заботиться и содержать своих родителей. Это является их долгом, как с нравственной, так и с духовной позиции.
Группа 2:
Наша позиция отличается от взглядов наших оппонентов. Если рассматривать данную ситуацию с правовой стороны, то гражданин А не выполнял свои родительские обязанности: воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии; содержать своих детей; защищать их права и интересы. Если рассматривать данную ситуацию с моральной точки зрения, он не достоин требовать отдачи от ребёнка, не занимаясь его воспитанием и содержанием. 

Подведение итогов.
Обсуждение эпиграфа: каждый высказывает своё мнение; отвечают на вопрос: считаете ли вы, что высказывание древнегреческого философа Сократа актуально и в современном обществе, применимо к современной семье. 









Используемая литература:

А. Г. Харчев ?Семья в системе нравственного воспитания?
Учебник ?Основы правовых знаний? С. И. Володина, М. ?Вита?, 1999г
Учебник ?Право? Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин, м. ?Вита?, 2010г
Семейный Кодекс Российской Федерации (29.12.1995г.),
Всеобщая декларация прав человека (10.12.1948г.),
Конвенция о правах ребёнка (Нью-Йорк, 20.11.1989г.).